Н. Конарев - Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Описание и краткое содержание "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать бесплатно онлайн.
Рассказывается о революционных, боевых и трудовых традициях железнодорожников, показаны огромная работа железных дорог в обеспечении нужд фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны, развитие их в послевоенный период.
В сложившейся обстановке с топливом было решено вести заютовку дров в восточных районах Московской области, прокладывать гам железнодорожные ветви. Как и на строительстве оборонительных сооружений, здесь трудились тысячи жителей столицы. По приказу Наркомата путей сообщения в этих работах самое активное участие приняли железнодорожники, прибывшие в Подмосковье из оккупированных врагом районов. Железнодорожники ежесуточно вывозили к погрузочным пунктам по три-четыре тысячи кубометров дров. Руководил работой начальник Вяземского депо В. А. Никифоров. Жили в теплушках, обедали в столовых-времянках, а иногда получали сухой паек и вечером сами готовили пищу.
Сборка корпусов мин в мастерских Московского метрополитена (ныне Опытно-электромеханический завод метрополитена)
В. И. Болонин — машинист паровоза депо Вологда Северной железной дороги, Герой Социалистического Труда
Велась заготовка дров и в Рязанской области. В телеграмме руководителей обкома партии и облисполкома в Государственный Комитет Обороны сообщалось, что намеченный план заготовки выполнен на 131,7 процента, из заготовленных 459 323 кубометров дров 347 305 кубометров подвезены к железнодорожным линиям.
Новые задачи встали перед Московским метрополитеном. Не прекращая перевозки пассажиров, нужно было приспособить станции и другие объекты для укрытия населения во время налетов вражеской авиации, организовать прием людей в наземные вестибюли, спуск их на станции и размещение в тоннелях. Метрополитен превратился в наиболее надежный и безопасный вид коммуникаций, его станции и тоннели стали бомбоубежищами, а станция «Кировская» — местом дислокации Генерального штаба.
Для размещения людей в тоннелях на жестком основании пути укладывались деревянные щиты, а на платформах станций, где должны были располагаться женщины, дети и престарелые, расставлялись лежаки и раскладушки. Все это делалось быстро, но без суеты. Население обеспечивалось питьевой водой. В вагонах на станциях действовали медицинские пункты.
С первых же месяцев войны сигнал «Воздушная тревога» подавался несколько раз в сутки, поэтому довольно часто приходилось снимать напряжение с контактного рельса, прекращать движение поездов. Начиная с сентября метрополитен по вечерам переходил на режим укрытия. После окончания вечернего часа пик движение поездов прекращалось и двери вестибюлей открывали для приема населения.
В ЕДИНОМ МОНОЛИТНОМ СТРОЮ
6 ноября 1941 года состоялось торжественное заседание Московского Совета депутатов трудящихся совместно с партийными и общественными организациями столицы, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Проходило оно на станции метро «Маяковская». Работники служб тщательно проверили эскалаторы, освещение, оборудование и устройства. Движение не прерывалось, но станцию «Маяковская» поезда проходили без остановки. Здесь на платформе (в среднем зале) расставили стулья, установили трибуну. Через весь зал от эскалаторов до трибуны — красная ковровая дорожка. В электродепо «Сокол» подготовили состав для руководителей партии и правительства. Старший машинист Калинников точно в назначенное время привел поезд на станцию «Маяковская». Ровно в 19 часов 30 минут открылось торжественное заседание. Слово для доклада было предоставлено И. В. Сталину. Миллионы советских людей услышали уверенный голос Москвы.
В памяти народной навсегда останется военный парад на Красной площади в день 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Парад, с которого войска отправлялись прямо в бой.
Торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, состоявшееся 6 ноября 1941 года в Москве на станции метро «Маяковская».
С докладом выступает И. В. Сталин
Обращаясь к участникам парада с короткой, яркой речью, И. В. Сталин сказал: «На вас смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!».63 Доклад И. В. Сталина на торжественном заседании и его речь на параде 7 ноября 1941 года оказали огромное мобилизующее воздействие на советских людей, укрепили веру в неизбежность поражения немецко-фашистских захватчиков.
Писатель Борис Полевой рассказывал, как 7 ноября, после парада на Красной площади, танки на железнодорожных платформах были переброшены под Тулу и с ходу вступили в бой. Мощный KB подбил две фашистские бронированные машины, но вдруг его двигатель заглох. Гитлеровцы решили, что трофей дался им прямо в руки — подогнали два легких. Накинули стальной трос и хотели уже буксировать тяжелую машину. Но KB ожил и поволок вражеские танки в расположение своей чисти.64
Такой необычный праздничный трофей добыл комсомолец механик-водитель Григорьев. А кто вел тогда эшелон с танками? Может быть, отважный машинист Валентина Рыбальченко, удостоенная ордена Ленина?
В вихре войны, когда трудовой и ратный подвиги сливались воедино, не всегда была возможность фиксировать, кто и что сделал. И лишь спустя годы, по воспоминаниям свидетелей и участников событий, по коротким строчкам документов удается восстанавливать боевые эпизоды тех дней. Еще предстоит назвать имена многих патриотов, сделавших все, чтобы враг не прошел к столице.
В день 24-й годовщины Великого Октября повсюду проходили массовые субботники. В локомотивном депо Москва-III слесари Евстафьев, Макаров, Каптелов, Зверев на ремонте паровозов выполнили дневную норму на 200–220 процентов. Рекордной выработки добились токарь Гормаков и котельщик Павлов, перевыполнив задание в четыре-пять раз. На Московском отделении Ярославской дороги более 500 железнодорожников, не связанных с движением поездов, вышли с ломами, кирками и лопатами на сооружение противотанковых заграждений на подступах к городу.
Остановленные в ходе упорных октябрьских боев на ближних подступах к Москве гитлеровцы подтянули новые силы и 15–16 ноября начали второе, по их мнению, решающее наступление на советскую столицу.
Снова загрохотали танки по Волоколамскому шоссе. У разъезда Дубосеково они натолкнулись на несгибаемую стойкость героев-панфиловцев. Ценой больших потерь противник к началу декабря приблизился к Москве с северо-запада. Имея большое преимущество в танках, он захватил Истру и подошел к Дедовску (Тучково). Ожесточенные бои развернулись в районе станции Крюково, которая девять раз переходила из рук в руки. Здесь врагу не удалось прорваться дальше пригородной станции Сходня.
Вечером 29 ноября танковая часть противника захватила мост через канал Москва — Волга, переправилась на другой берег и перерезала железнодорожную линию Савеловского направления на перегоне Яхрома — Дмитров. Но враг был остановлен на этом рубеже, отброшен за канал, мост взорван.
На южном направлении врагу удалось перерезать линию Серпухов — Тула в районе станции Ревякино, на центральном направлении гитлеровцы прорвались до станции Апрелевка Московско-Киевской дороги, а на западном — к Кубинке. На этих рубежах враг был остановлен. В результате контрударов советских войск в начале декабря были сорваны его последние попытки прорваться к Москве.
Накануне и в ходе этих боев очень трудные задачи риходилось решать советским железнодорожникам. Необходимо было по указанию Ставки Верховного Главнокомандования из ее резервов, сформированных в глубоком тылу, срочно еребросить стрелковые и танковые соединения на Калининский и Юго-Западный (Брянский) фронты. Основная масса войск и техники поступала для Западного фронта. Только с 1 по 15 ноября ему были доставлены 100 тысяч бойцов и командиров, 300 танков, 2 тысячи орудий.
Участки дорог, подходящие к фронту от Москвы, с потерей новых станций и перегонов становились еще короче. Они подвергались бомбардировкам авиации, обстрелам из орудий и минометов. К концу ноября из одиннадцати сходившихся к Москве радиальных линий семь были перерезаны и для связи с тылом оставались только четыре.
Основными коммуникациями, призванными обеспечить дооставку резервов Красной Армии из тыловых районов страны, являлись Горьковская дорога (начальник дороги В. А. Ухтомский, начальник передвижения войск М. В. Карандин), Казанская (начальник дороги Н. А. Пичугин, начальник передвижения войск П. П. Рубцов), Ярославская (начальник дороги С. С. Кондратьев, начальник передвижения войск П. В. Медведев), Ленинская (начальник дороги И. Ф. Бабайцев, начальник передвижения войск В. П. Козлов). С большим напряжением работали коллективы важнейших станций этих магистралей, прилагавшие все силы для своевременного формирования, отравления и пропуска поездов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Книги похожие на "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Конарев - Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945"
Отзывы читателей о книге "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941–1945", комментарии и мнения людей о произведении.