Константин Станиславский - Письма 1886-1917

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма 1886-1917"
Описание и краткое содержание "Письма 1886-1917" читать бесплатно онлайн.
Седьмой и восьмой тома посвящены эпистолярному наследию Станиславского. В них публикуются избранные письма Станиславского к деятелям искусства, литературы и науки, а также к родным, друзьям и ученикам, начиная с юношеских лет и кончая последними годами его жизни. Широко представлена переписка Станиславского с крупнейшими писателями, художниками, актерами и режиссерами современного театра. Письма являются ценнейшим первоисточником для изучения творческой личности Станиславского, его эстетических воззрений и общественной деятельности. Они охватывают широкий круг вопросов теории и практики современного театра, раскрывают существо эстетических взглядов Станиславского. Большинство писем публикуется впервые.
10 Борис - Б. С. Алексеев, брат К. С. Станиславского; был помощником декоратора, в сезоне 1900/901 г. играл в спектаклях МХТ под псевдонимом Полянский.
11 Ознакомившись с режиссерским планом Станиславского, Санин должен был вести репетиции сцены бирючей.
"Сцена у Вас так набросана эскизно, бирючи не назначены, так что моя работа будет совсем некстати… Когда Вы приедете и назначите бирючей и расскажете, как Вам эту сцену хочется поставить, ее отделаем" (из письма Санина от 10 августа 1900 г.).
12 А. Н. Григорьева, окончившая императорское театральное училище, поступила в труппу МХТ, а затем перешла в Малый театр.
13 Судьбинин не был дублером Станиславского в роли Иоанна Грозного ("Смерть Иоанна Грозного"). Роль Грозного в очередь со Станиславским играл Мейерхольд.
14 Жаровцы - участники массовых (народных) сцен, которыми руководил Жаров.
15 "Морозов просит передать, что никаких экономии по постановке "Снегурочки" не признает – дело идет о конкуренции, о полноте и красоте картины",- писал Санин. Одновременно с Художественным театром А. П. Ленский осуществлял постановку "Снегурочки" в Новом театре. Большой театр готовил оперу Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка".
16 О "синематографе" – см. прим. 6 к письму No 79.
96
1 В серии статей под названием "В чем дело" ("Московские ведомости", 1900, No 153, 160, 167, 174, 181) С. В. Флеров (Васильев) поставил вопрос "способен ли к художественному обновлению наш Малый театр?" и подверг резкой критике систему управления императорскими театрами: "Художественным делом управляют люди, не имеющие никакого прикосновения к искусству"; "наш Малый театр, всегда выезжавший на актерах, не выработал у себя режиссерскую часть, а следовательно, художественную организацию дела"; "впервые создался в России театр (МХТ – Л. Ф.) в смысле вполне сознательного и систематического художественного института, который ясно понимает свои цели и способы, какие ведут к их достижению". Критикуя организацию художественного дела в Малом театре, предостерегая артистов, "потерявших перспективу", Флеров возлагал надежды на режиссерские начинания А. П. Ленского.
Говоря о "самодурстве офицеров-чиновников", Станиславский, должно быть, имеет в виду П. М. Пчельникова, бывшего гвардейского офицера – управляющего Московской конторой императорских театров.
97*
Датируется сентябрем 1900 г., по времени пребывания А. М. Горького в Москве. Число устанавливается по содержанию письма.
1 28 сентября 1900 г. в Художественном театре шел спектакль "Смерть Иоанна Грозного" с участием В. Э. Мейерхольда в роли Грозного. В начале октября 1900 г. Горький писал Чехову: "Я только что воротился из Москвы, где бегал целую неделю, наслаждаясь лицезрением всяческих диковин, вроде "Снегурочки" и Васнецова, "Смерти Грозного" и Шаляпина, Мамонтова Саввы и Крандиевской" (Собр. соч., т. 28, стр. 132).
98
1 С. В. Флеров писал о В. И. Качалове в роли Берендея: "Что мне делать с г. Качаловым, когда он олицетворяет передо мной царя Берендея бледным, худым, изможденным стариком, настолько дряхлым, что его водят под руки, а сам он весь застыл в какой-то гиератической позе, напоминающей эпоху гораздо более близкую к нам, нежели то время, в которое веселые берендеи вместе со своим царем поклонялись солнцу?" ("Московские ведомости", 9 октября 1900 г., No 279).
По режиссерскому замыслу Станиславского царство Берендея – "Царство красоты и искусства: музыки, живописи и красноречия. Все во дворце Берендея – светлые, благообразные, улыбающиеся старцы, жизнерадостные, мягкие… Все говорят нежно, мягко, походки степенные, почтительные". А сам Берендей – "поэт", "умный и сердечный человек", "чудная улыбка озаряет его лицо". Так писал Станиславский в режиссерском экземпляре пьесы "Снегурочка", так и играл Качалов Берендея.
Исполнение Качалова очень понравилось Горькому: "Великолепен царь Берендей – Качалов, молодой парень, обладающий редкостным голосом по красоте и гибкости" (Собр. соч., т. 28, стр. 132).
99*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
Е. Лазарев, земский врач из Тулы, посмотрев в МХТ "Чайку", писал Станиславскому 6 октября 1900 г.: "Зная, насколько Вам дорог Ваш театр и его репутация, я позволю себе указать Вам на несколько недостатков его, которые следовало бы устранить; эти недостатки касаются не сцены, не игры, не постановки пьесы; там, на сцене, все так ново, оригинально, художественно и истинно, что кажется, присутствуешь не в театре, а видишь все это наяву в жизни! Вы отреклись, за малым исключением, от традиционных условностей старой сцены, и зритель жадно следит за каждым словом…".
Е. Лазарев указывал на то, что слишком скрипят стулья в зрительном зале, что капельдинеры входят и выходят во время действия и т. п. (Музей МХАТ, архив КС).
100
1 В Художественном театре состоялось всего 21 представление "Снегурочки".
2 Не соглашаясь с трактовкой роли Берендея (см. прим. к письму No 98), С. В. Флеров восторженно писал о Снегурочке – Лилиной и высоко оценивал режиссерскую работу Станиславского.
101
Дата устанавливается по генеральным репетициям пьесы Ибсена "Когда мы, мертвые, пробуждаемая" (премьера 28 ноября 1900 г.).
102*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 470, оп. 1, ед. хр. 11.
Средин Леонид Валентинович (1860-1909) – врач. Художник М. В. Нестеров вспоминал о доме Средина в Ялте: "Кто только не шел к милому, спокойному Леониду Валентиновичу! Часто бывал там и Горький, любил бывать и Чехов. M. H. Ермолова говорила мне, что она "на срединском балконе отогревается от московской стужи" (М. Нестеров, Давние дни, М., "Искусство", 1959, стр. 288).
1 Зины - по-видимому, Зинаиды Сергеевны Соколовой.
2 Речь идет о бедственном положении композитора В. С. Калинникова (1866-1901), болевшего туберкулезом.
103
Датируется по фразам письма "Вы в Ницце" и "23 декабря у нас состоится генеральная, очень черновая репетиция первых двух актов". А. П. Чехов приехал в Ниццу 14 декабря 1900 г.
1 Толстая Софья Андреевна – жена Л. Н. Толстого (1844-1919). Станиславский по рассеянности называет в письме графиню С. А. Толстую княгиней.
Концерт, который упоминается в письме, не состоялся.
2 Эта встреча Станиславского с Л. Н. Толстым произошла в московском доме Толстого в Хамовниках.
3 В "Трех сестрах" роли исполняли: Андрея Прозорова – В. В. Лужский. Ольги – М. Г. Савицкая, Маши – О. Л. Книппер, Ирины – М. Ф. Андреева, Кулыгина – А. Л. Вишневский, Наташи – М. П. Лилина, Вершинина – К. С. Станиславский и В. И. Качалов (с 9 февраля 1901 г.), Чебутыкина – А. Р. Артем, Тузенбаха – В. Э. Мейерхольд (после ухода Мейерхольда из театра роль Тузенбаха перешла к В. И. Качалову), Соленого – M. А. Громов, Родэ – И. М. Москвин, Федотика – И. А. Тихомиров, Анфисы – М. А. Самарова, Ферапонта – В. Ф. Грибунин. Премьера "Трех сестер" состоялась 31 января 1901 г.
104*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в рукописном отделе Государственного музея Л. Н. Толстого, архив С. А. Толстой, No 3931.
105*
1 После какой репетиции Станиславский послал эту записку Немировичу-Данченко – установить не удалось (возможно, речь идет о репетициях пьесы Ибсена "Когда мы, мертвые, пробуждаемся"),
106
Датируется по почтовому штемпелю. Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
1 И. А. Прокофьев был не только актером и режиссером Общества искусства и литературы, но и деятельно участвовал в его административной работе.
107
Дата устанавливается по ответному письму А. П. Чехова.
1 См. письмо No 103 и прим. к нему.
2 О. Л. Книппер играла в "Трех сестрах" роль Маши.
3 Чехов отвечал Станиславскому: "Конечно, Вы тысячу раз правы, тело Тузенбаха не следует показывать вовсе; я это сам чувствовал, когда писал, и говорил Вам об этом, если Вы помните" (Полн. собр. соч. и писем, т. XIX, стр. 20). 20 января 1901 г. Чехов напоминал Книппер: "Я же говорил тогда, что труп Тузенбаха проносить неудобно по Вашей сцене, а Алексеев стоял на том, что без трупа никак нельзя. Я писал ему, чтобы труп не проносили…" (там же, стр. 24).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма 1886-1917"
Книги похожие на "Письма 1886-1917" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Станиславский - Письма 1886-1917"
Отзывы читателей о книге "Письма 1886-1917", комментарии и мнения людей о произведении.