Константин Станиславский - Письма 1886-1917

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма 1886-1917"
Описание и краткое содержание "Письма 1886-1917" читать бесплатно онлайн.
Седьмой и восьмой тома посвящены эпистолярному наследию Станиславского. В них публикуются избранные письма Станиславского к деятелям искусства, литературы и науки, а также к родным, друзьям и ученикам, начиная с юношеских лет и кончая последними годами его жизни. Широко представлена переписка Станиславского с крупнейшими писателями, художниками, актерами и режиссерами современного театра. Письма являются ценнейшим первоисточником для изучения творческой личности Станиславского, его эстетических воззрений и общественной деятельности. Они охватывают широкий круг вопросов теории и практики современного театра, раскрывают существо эстетических взглядов Станиславского. Большинство писем публикуется впервые.
199
1 Лидия Егоровна - Гольст.
200*
Телеграмма подписана Станиславским и его матерью.
201
1 Правдин (Трейлебен) Осип Андреевич (1849-1921) – артист Малого театра с 1878 г. до конца жизни.
2 Гольцев Виктор Александрович (1850-1906) – литератор-публицист, с 1885 г. – редактор журнала "Русская мысль". Чехов был в дружеских отношениях с Гольцевым.
Редакция "Русской мысли" взяла на себя организацию похорон А. П. Чехова.
3 В это время Станиславский продолжал работу над "Настольной книгой драматического артиста".
4 Станиславский интересовался техникой театрального освещения по французских театрах.
203
1 В местечке Обераммергау (юг Германии) под открытым небом, на фоне гор разыгрывались мистерии, привлекавшие множество туристов.
Мистерия "Жанна д'Арк" исполнялась, очевидно, в окрестностях Контрексевиля.
204*
1 Станиславский пишет это под впечатлением недавней смерти Чехова и размолвки с Горьким из-за его пьесы "Дачники".
"Что касается Горького, то если он напишет пьесу – она будет у нас – я в это верю", – отвечал Немирович-Данченко в конце июля 1904 г. (Музей МХАТ, архив Н-Д).
2 Весной 1904 г. С. Т. Морозов вышел из состава пайщиков МХТ и отказался от должности директора театра. Однако осенью 1904 г. он изменил решение, согласившись оставить свой паевой взнос. При этом он отказывался от дальнейших денежных обязательств и от права решающего голоса в делах театра.
3 Имеется в виду временный уход из МХТ М. Ф. Андреевой.
4 В ответном письме Немирович-Данченко писал об О. Л. Книппер-Чеховой: "Теперь она вся отдастся сцене, и очень скоро. Она уже рвется играть и рвется в Москву".
5 Станиславский опасался, что Качалов уйдет из Художественного театра: "Качалов не уйдет",- успокаивал Станиславского Немирович-Данченко в том же письме.
6 "Вы напрасно теряете в себя веру как в актера, и если плохое здоровье удержит Вас во вторых рядах, то Вы и там будете блестеть, как бы в первых рядах" (там же).
7 "Дружная работа будет без всякого сомнения, – отвечал Немирович-Данченко. – Насчет "первенства" мы уже с Вами обстреляны вконец. Все, что может быть вредного в этом смысле, уже пережито… Знаете, как супруги. Если прожили 5 лет, значит, проживут 15. Всю честь нашей стойкости отдаю Вам, но уже и воспользуюсь тем, что пережито". Подбадривая Станиславского, Немирович-Данченко заканчивал свое письмо: "Не падайте духом и берите от театра то, что он может дать радостного… Я очень надеюсь удержать общий тон уверенный и деятельный. В этом, в сущности, теперь вся моя забота. Пусть все лица улыбаются!"
8 В пьесе Е. Чирикова "Иван Мироныч" изображался верноподданный обыватель. Цензура формально могла придраться к тому, что на сцене критикуется должностное лицо – инспектор гимназии.
9 Инсценированные рассказы Чехова "Злоумышленник", "Хирургия", "Унтер Пришибеев" были поставлены 21 декабря 1904 г. В главных ролях выступили В. Ф. Грибунин, И. М. Москвин, В. В. Лужский, А. Л. Вишневский.
10 "Консул Берник" – первоначальное название пьесы Ибсена "Столпы общества" в русском переводе.
11 "Царь Федор Иоаннович" не шел на сцене МХТ с 16 февраля 1903 г. до 6 ноября 1905 г. Данных о цензурном запрете спектакля не имеется.
12 "Иванов" был поставлен в МХТ 21 октября 1904 г.
13 Речь идет о пьесе Горького "Дачники".
14 Пьесы Бьернсона и Стриндберга в МХТ не шли; "Привидения" Ибсена были поставлены Станиславским и Немировичем-Данченко 31 марта 1905 г.
15 Премьера "Росмерсхольма" Ибсена состоялась в МХТ 5 марта 1908 г. Режиссер Немирович-Данченко.
16 Пьеса С. Найденова "Блудный сын" шла в один вечер с пьесой Е. Чирикова "Иван Мироныч" (первое представление – 28 января 1905г.); драма П. Ярцева "У монастыря" в то время готовилась к постановке (премьера 21 декабря 1904 г.).
17 Письма Станиславского к заведующему репертуаром Драматического театра В. Ф. Комиссаржевской, артисту К. В. Бравичу, не сохранились.
18 H. H. Литовцева была второй исполнительницей роли Сарры в "Иванове".
19 Станиславский предполагал инсценировать рассказы ("миниатюры") Толстого, Тургенева, Короленко, Чехова, Горького, Мопассана. В его архиве помимо инсценировок чеховских рассказов сохранились наброски инсценировок "Затишья" Тургенева и рассказа Мопассана "Оливковая роща", который ему очень нравился.
20 Произведения В. А. Слепцова изображают, по преимуществу, жизнь русской деревни. В записных книжках 1904-1907 гг. Станиславский дает оценку выбранных им для инсценировки повестей Слепцова. Там же – характеристики рассказов Мопассана, Короленко и других (Музей МХАТ, архив КС).
205*
1 И. А. Стравинская не была принята в школу МХТ.
2 Выпускники школы вошли потом в труппу "Студии на Поварской".
206
Послано в Любимовку. Дата указана М. П. Лилиной.
1 Станиславский напряженно искал новую сценическую форму для символистских пьес Метерлинка ("Непрошеная", "Слепые", "Там, внутри"). Письма к Лилиной этой поры полны упоминаний о Метерлинке: то Станиславский сообщает, что беседа о Метерлинке с Маныкиным, Сулержицким, Бурджаловым затянулась до половины второго часа ночи, то о том, что на репетициях "Слепых" "как будто начинает немного выясняться необходимый тон", то снова о своих сомнениях: "Волнуюсь еще и как художник, так как не нахожу тона для Метерлинка". "Очень измучился усиленной работой, вернее же, тем, что генеральная прошла слабовато" (сб. "О Станиславском", стр. 99-100). Об этом же – в письме к В. В Котляревской от 20 августа 1904 г.: "Мы работаем вовсю. Приходится очень туго с "Слепцами". Надо сделать несценичное сценичным. Пока дело подвигается туго. Ждем на днях Бальмонта на подмогу" (ИРЛИ (Пушкинский дом) Академии наук СССР, архив Н. А. Котляревского, ф. 135, No 1059).
207*
Ответ на письмо Немировича-Данченко (сентябрь 1904 г.).
1 Немирович-Данченко, репетировавший в отсутствие Станиславского "Иванова", снял Вишневского с роли Боркина и передал эту роль Леонидову.
2 Роль Бабакиной в "Иванове" играла Н. С. Бутова.
208
Ответ на письмо М. Г. Савиной из Одессы от 2 ноября 1904 г.
1 Савина писала: "Опять я "по Вашу душу", Константин Сергеевич! Наш вице-президент придумал поставить в пользу Театрального общества "Чайку" с Вами, Комиссаржевской и со мною. Есть ли на сей раз надежда сдвинуть Вас с места?" (Музей МХАТ, архив КС).
Савина предлагала взамен выступления Станиславского в Петербурге свое выступление в только что поставленном МХТ спектакле "Иванов", в роли Сарры.
2 "Я великодушна, дорогой Константин Сергеевич! – ответила Савина 18 ноября 1904 г. – Вполне понимаю, прощаю и была уверена, что мне придется писать Вам именно эти слова, и без Вашей диктовки… Дела Общества очень плохи в этом году, и надо выхитрить "чего-нибудь особенного", как говорят у нас в Одессе, а уже особеннее Вас мы ничего придумать не могли" (Музей МХАТ, архив КС).
3 В письме от 2 ноября 1904 г. М. Г. Савина жаловалась на то, что во время гастролей в Одессе она не имела успеха в роли Раневской в "Вишневом саде": "Сыграла я здесь Раневскую и, вопреки всеобщим надеждам, очень скверно. Постановка была скопирована до смешного с Вашей, и играли весьма не плохо" (там же).
209*
1 Мать К. С. Станиславского умерла в ночь на 13 октября 1904 г. в имении дочери Л. С. Каргановой (село Спасское, Воронежской губ.).
2 Видимо, речь идет о театре, который намеревалась открыть М. Ф. Андреева.
3 В 1904 г. истекал срок договора о найме помещения Художественного театра. С. Т. Морозов, арендовавший театр у Г. М. Лианозова, продлил аренду на один год (письмо С. Т. Морозова к Вл. И. Немировичу-Данченко, Музей МХАТ, архив Н-Д).
210*
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма 1886-1917"
Книги похожие на "Письма 1886-1917" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Станиславский - Письма 1886-1917"
Отзывы читателей о книге "Письма 1886-1917", комментарии и мнения людей о произведении.