Константин Станиславский - Письма 1886-1917

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма 1886-1917"
Описание и краткое содержание "Письма 1886-1917" читать бесплатно онлайн.
Седьмой и восьмой тома посвящены эпистолярному наследию Станиславского. В них публикуются избранные письма Станиславского к деятелям искусства, литературы и науки, а также к родным, друзьям и ученикам, начиная с юношеских лет и кончая последними годами его жизни. Широко представлена переписка Станиславского с крупнейшими писателями, художниками, актерами и режиссерами современного театра. Письма являются ценнейшим первоисточником для изучения творческой личности Станиславского, его эстетических воззрений и общественной деятельности. Они охватывают широкий круг вопросов теории и практики современного театра, раскрывают существо эстетических взглядов Станиславского. Большинство писем публикуется впервые.
Студийцы продолжали свою работу в Пушкино…
…Наконец была назначена генеральная репетиция "Смерти Тентажиля" Метерлинка, "Шлюка и Яу" Гауптмана и одноактных пьес разных авторов. Все стало ясно. Молодых, неопытных актеров хватило на то, чтобы с помощью талантливого режиссера показать публике свои новые опыты лишь в небольших отрывках, но когда потребовалось развернуть пьесы огромного внутреннего содержания, с тонким рисунком, да притом в условной форме, юнцы показали свою детскую беспомощность. Талантливый режиссер пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи.
…К тому времени я уже разочаровывался и в сценической работе художников, – и в полотне, и в красках, и в картоне, и во внешних постановочных средствах, и в трюках режиссеров. Все мои надежды стремились, к актеру и к выработке прочных основ для его творчества и техники" (Собр. соч., т. I, стр. 285-286).
222
1 Владимир Эмильевич - Репман (по сцене Владимиров), член Общества искусства и литературы, актер и режиссер Театра-студии. Вместе с художником Н. П. Ульяновым работал над постановкой Театра-студии "Шлюк и Яу" Г. Гауптмана. В 1907 г. поступил в труппу МХТ и пробыл в нем до 1910 г.
У В. Э. Репмана была большая библиотека по истории костюма, которой пользовался Станиславский.
2 Всеволод Эмильевич - Мейерхольд.
3 "В конце сентября,- вспоминает С. А. Попов,- на одной из генеральных репетиций "Смерти Тентажиля" Константин Сергеевич отводит меня в сторону и говорит:
- Все это не то! Это, правда, прекрасная постановка, но в таком виде она не нужна.
– Что же, по-вашему, нужно?
- На переднем плане нужен просто светлый занавес, и на этом фоне в темных костюмах, как силуэты, актеры должны разыгрывать пьесу.
– Об этом надо было думать раньше! Зачем же мы убивали столько денег, перестраивая сцену?
Но у самого Станиславского за его критикой постановки чувствовалось уже какое-то общее неудовлетворение делом, те серьезные сомнения в нем, о которых он говорит в своей книге" (сб. "О Станиславском", стр. 345).
223
1 Роль передал В. И. Качалову - роль Протасова в "Детях солнца".
2 Лилина исполняла роль Нины Заречной в возобновленном спектакле "Чайка".
224
1 Роль Лизы в "Детях солнца".
2 На даче у Калужских Станиславский писал режиссерский план спектакля "Дети солнца".
225
1 Мир с Японией после русско-японской войны официально был заключен через несколько дней, 23 августа 1905 г. в Портсмуте.
2 Дача Калужских в деревне Иваньково была выстроена по проекту В. А. Симова и называлась "Чайка".
226
1 Революционное восстание на "Пруте" и на броненосце "Потемкин" происходило в июне 1905 г.
227*
Ответ на письмо Немировича-Данченко от 5 сентября 1905 г.
1 По ремарке Горького, третье действие происходит в "пасмурный день".
2 Немирович-Данченко сделал небольшое добавление к тексту "Детей солнца", о котором Горький пишет: "Хорошо. Автор" (Музей МХАТ, архив Н-Д, No 59). Можно предположить, что это добавление относится к финалу пьесы.
3 Уезжая в отпуск, Станиславский оставлял разработанный им режиссерский план (три акта). Репетиции вели Немирович-Данченко и Лужский. Работу над режиссерским планом четвертого акта Станиславский продолжал в Севастополе.
4 …ворота в 3-м акте разбиваются толпой - описка: не в 3-м, а в 4-м.
5 Художественный театр, как и Горький, опасался, что "Дети солнца" будут запрещены цензурой. "Дорогой мой друг, – писал Горький 20- 21 сентября Пятницкому,- Вы очень обрадовали меня хорошей вестью,- признаться, я не рассчитывал, что пьеса пройдет без "поправок" со стороны цензуры. После первого посещения Вами Бельгарда я написал и послал ему небольшое письмо – он говорил Вам о нем? Я только указал на то, что за последнее время "высшая власть" в такой мере опошлила, загрязнила и изнасиловала народ и страну в глазах Европы, что усиливать всю эту работу еще такими неумными выходками, как запрещение моей пьесы, – излишне" (Собр. соч., т. 28, стр. 385).
6 При возобновлении "Чайки" роль Треплева исполнял Мейерхольд. С 14 ноября 1905 г. роль Треплева перешла в В. В. Максимову.
7 Лось Антон Потапович – актер МХТ с 1904 по 1906 г. В "Чайке" исполнял роль учителя Медведенко.
228*
1 Проект объединения Художественного театра с Малым остался неосуществленным.
2 МХТ гастролировал в Германии, Чехословакии, Австрии, Польше с 10 февраля по 2 мая 1906 г.
3 После премьеры "Детей солнца" (24 октября 1905 г.) в Художественном театре началась усиленная работа над комедией А. С. Грибоедова "Горе от ума".
229*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в личном архиве З. К. Васнецовой.
1 Первые заграничные гастроли МХТ начались в Берлине 10 февраля 1906 г. (по старому стилю).
"Шапку долой перед вами, москвичи! – писал критик газеты "Tagliche Rundschau" после первого представления "Царя Федора Иоанновича".- Вы выросли на почве современности и на почве исторического прошлого, но есть в вас нечто, что принадлежит завтрашнему и послезавтрашнему дню, что принадлежит грядущему" (цит. по статье Вл. И. Немировича-Данченко "Художественный театр за границей", "Русские ведомости", 8 декабря 1913 г.).
2 Гауптман Гергарт (1862-1946) – немецкий беллетрист и драматург. В МХТ шли его пьесы: "Потонувший колокол", "Возчик Геншель", "Одинокие", "Микаэль Крамер".
"Гауптман часто бывал на наших спектаклях. Любовь его к русской литературе и ее влияние на него достаточно известны.
…Гауптман сказал, что он всегда мечтал для своих пьес о такой игре, какую он увидал у нас, – без театрального напора и условностей, простую, глубокую и содержательную" (Собр. соч., т. 1, стр. 291, 292),
Шницлер Артур (1862-1931) – австрийский прозаик и драматург.
Зудерман Герман (1857-1928) – немецкий романист и драматург.
230*
Ответ на открытку В. В. Котляревской от 13 февраля 1906 г.: "С восторгом читаю об умопомрачающем успехе дорогих друзей".
1 Фульда Людвиг (1862-1939) – немецкий драматург и переводчик.
2 Гаазе (Хаазе) Фридрих (1827-1911) – немецкий актер, неоднократно гастролировал в России. Семидесятидевятилетний ветеран сцены дал в своей квартире банкет в честь Художественного театра, на котором присутствовал весь театральный Берлин.
Гаазе относил Станиславского к художникам, оставляющим незабываемые впечатления (см. записку Гаазе в архиве КС).
3 Дузе Элеонора (1859-1924) – выдающаяся итальянская трагическая артистка (см. Собр. соч., т. 1, стр. 300, 335, 433).
В 1908 г., во время своих гастролей в Москве, под впечатлением спектаклей Художественного театра, Дузе писала Станиславскому: "Вчера у Вас я вновь обрела Правду и Поэзию - Поэзию и Правду, эти два глубоких родника нашего искусства и души артиста.
Поверьте, поверьте, что я поняла, я достойна понять Ваши устремления, понять всю возвышенность, которую они излучают.
Как радостно… быть снова у Вас для того, чтобы любоваться и наслаждаться той же чистой и глубокой радостью" (Музей МХАТ, архив КС).
В последние годы жизни Дузе проявляла большую симпатию к Советскому Союзу, интересовалась советским искусством.
4 Рейнгардт Макс (1873-1943) – выдающийся театральный деятель, актер, режиссер, реформатор немецкого театра. Руководил несколькими крупными театрами в Берлине. Один из первых поставил в Германии пьесы Л. Н. Толстого, М. Горького. После захвата власти фашистами вынужден был эмигрировать в США.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма 1886-1917"
Книги похожие на "Письма 1886-1917" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Станиславский - Письма 1886-1917"
Отзывы читателей о книге "Письма 1886-1917", комментарии и мнения людей о произведении.