Константин Станиславский - Письма 1886-1917

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Письма 1886-1917"
Описание и краткое содержание "Письма 1886-1917" читать бесплатно онлайн.
Седьмой и восьмой тома посвящены эпистолярному наследию Станиславского. В них публикуются избранные письма Станиславского к деятелям искусства, литературы и науки, а также к родным, друзьям и ученикам, начиная с юношеских лет и кончая последними годами его жизни. Широко представлена переписка Станиславского с крупнейшими писателями, художниками, актерами и режиссерами современного театра. Письма являются ценнейшим первоисточником для изучения творческой личности Станиславского, его эстетических воззрений и общественной деятельности. Они охватывают широкий круг вопросов теории и практики современного театра, раскрывают существо эстетических взглядов Станиславского. Большинство писем публикуется впервые.
2 А. И. Косоротов предлагал Художественному театру свою пьесу "Коринфское чудо"; Шолом Аш прислал Станиславскому драму "Бог мести". Трагедия Д. И. Пинского называлась "Семейство Цви".
243
1 Считая вопросы этики чрезвычайно важными, Станиславский предназначал это письмо "для всех интересующихся".
244*
1 Колупаев Николай Антонович – художник, помощник декоратора, в МХТ с 1899 по 1907 г. Вместе с Симовым оформлял спектакли "Иван Мироныч" и "Горе от ума" (в редакции 1906 г.). При возобновлении "Чайки" в 1905 г. вместе с В. Я. Суреньянцем делал новые декорации.
"Стены" Найденова шли в декорациях Симова.
2 Н. П. Ульянов и В. Е. Егоров - художники спектакля "Драма жизни" К. Гамсуна. "Жизнь Человека" Л. Андреева и "Синяя птица" М. Метерлинка шли в декорациях и костюмах В. Е. Егорова.
245*
Печатается по фотокопии, присланной из Праги Музею MX AT (архив КС). Дата устанавливается по письму Квапила от 13 ноября 1906 г. и по записи в дневнике Станиславского от 11 ноября 1906 г.: "Сижу сегодня до двух часов ночи и пишу план декораций для Праги".
Квапил Ярослав (1868-1950) – видный деятель чешского театра, режиссер Пражского Национального театра.
1 Шморанц Густав – директор Пражского Национального театра. В телеграмме Станиславскому он просил прислать фотографии, рисунки костюмов, декораций и мизансцен "Трех сестер" для постановки этой пьесы в Праге.
2 Режиссерский план первого акта "Трех сестер" считался утерянным; недавно Музей МХАТ получил из Праги фотокопию режиссерского плана Станиславского, переписанного рукою В. Л. Мчеделова.
3 Квапил писал 13 ноября 1906 г., что он и Рейнгардт собираются поехать в Москву, "чтобы иметь возможность чему-нибудь научиться", "что-нибудь позаимствовать" у Станиславского.
При постановке на чешской сцене "Горькой судьбины" (1907) и "Живого трупа" (1911) Квапил также обращался к Станиславскому за творческой помощью.
246*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).
247*
Дата устанавливается по фразе письма: "Владимир Иванович вернется 7 января 1907 г.". Поставив "Бранда", Немирович-Данченко в декабре 1906 г. уехал в Берлин.
1 Урванцев Николай Николаевич – актер Нового Василеостровского театра в Петербурге; Н. А. Попов рекомендовал его в труппу МХТ.
2 Н. А. Попов работал в Московском Малом театре с 1907 по 1909 г.
3 План постановки "Пелеаса и Мелисанды" Метерлинка не сохранился.
4 Роль Макбета в постановке Н. А. Попова играл В. Р. Гардин, впоследствии известный киноактер и режиссер, народный артист СССР.
248*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, архив Н. В. Дризена, No 408.
Чириков Евгений Николаевич (1864-1932) – беллетрист и драматург. Под идейным воздействием М. Горького примкнул к писателям, группировавшимся вокруг "Знания". Автор пьес "Иван Мироныч", "Мужики", "Евреи". В годы реакции сотрудничал в либерально-буржуазных журналах. В 1917 г. эмигрировал.
1 Немирович-Данченко, прочитав драматическую фантазию Чирикова "Легенда старого замка", писал Станиславскому 12 ноября 1906 г.: "Пьесу Чирикова прочел. Очень слабо".
В марте 1907 г. пьеса Чирикова была опубликована в XV сборнике издательства "Знание" и, по словам Горького, очень не понравилась ему и огорчила его (см. Собр. соч., т. 29, стр. 17).
2 В ремарке первого акта: "Старый замок. Комната шута Фрога: сводчатый потолок, одно готическое окно с цветными стеклами".
В молодые годы Станиславский интересовался средневековьем. Он оставил описание средневекового замка под Виши (Франция) и средневекового Туринского замка (Италия) (см. Собр. соч., т. 1, стр. 108, 171-173).
3 Соллогуб Федор Львович (1848-1890) – художник и поэт, хорошо знавший историю, быт и искусство средних веков.
4 В четвертом акте "Легенды старого замка" символическая фигура Краевой смерти внезапно появлялась среди пирующих: "Музыка… вдруг резко обрывается, сменившись тревожным гулом толпы. Из зеленого зала медленно движется призрак Красной смерти и направляется в "Комнату черного молчания", где он сливается с белым мрамором часов… Гости в смятении".
249*
1 Валерий Брюсов прислал свою книгу "Земная ось" (рассказы и драматические сцены) с надписью: "Константину Сергеевичу Станиславскому в знак глубокого уважения".
250*
1 Уралов Илья Матвеевич (1872-1920) – в то время артист театра В. Ф. Комиссаржевской. Был приглашен в труппу МХТ в 1907 г. Первый исполнитель роли городничего в МХТ (премьера "Ревизора" – 18 декабря 1908 г.) В 1911 г. перешел в Александрийский театр.
2 Н. А. Попов был занят ликвидацией Нового Василеостровского театра.
251*
Дата устанавливается по времени болезни Станиславского, начавшейся 20 января.
1 Станиславский был недоволен тем, что Назаров пустил в продажу фотографии спектаклей МХТ, не получив на это разрешения руководителей театра.
2 Георгий Сергеевич - Бурджалов.
252*
Год устанавливается по двум ответным письмам Немировича-Данченко, на которых стоит помета "1906/1907"; месяц – по болезни Станиславского.
1 Из пьес, намечаемых Станиславским, в репертуар МХТ вошли: "Росмерсхольм" и "Пер Гюнт" Ибсена, "Ревизор" Гоголя, "Месяц в деревне" Тургенева.
"Каин" был сыгран лишь в 1920 г., так как до революции постановку этой мистерии Байрона запретил синклит синода. Работа над "Прометеем" длилась с 1925 по 1927 г., но осталась незавершенной.
В своих репертуарных исканиях Станиславский всегда учитывал творческие интересы актеров Художественного театра. Для молодого актера А. Ф. Горева Станиславский намеревался включить в репертуар трагедию Шиллера "Дон Карлос"; в связи с приглашением О. В. Гзовской возникает мысль о "Женщине с моря" ("Эллиде"), о новой редакции "Потонувшего колокола".
2 …для 4-й пьесы - в сезоне 1907/908 г. руководители театра предполагали выпустить четыре спектакля.
253*
Дата устанавливается по репетициям "Драмы жизни".
1 Станиславский и Немирович-Данченко по-разному понимали задачи исполнения роли Терезиты (см. Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, стр. 274-275).
Немирович-Данченко "поощрял Ольгу Леонардовну играть Терезиту (1-й акт) в тонах кающейся Магдалины, что ей не подходит", – записал Станиславский 15 февраля 1907 г. в своем дневнике (Музей МХАТ, архив КС No 746).
У самой Ольги Леонардовны толкование роли не во всем совпадало с режиссерским замыслом Станиславского, отчего и возникали на репетициях творческие споры.
254*
Письма к А. А. Стаховичу печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
Дата устанавливается по генеральным репетициям "Драмы жизни".
Стахович Алексей Александрович (1856-1919) – с 1907 по 1919 г. член правления и актер МХТ. С 1902 по 1919 г. – пайщик и вкладчик театра. До поступления в Художественный театр был адъютантом московского генерал-губернатора.
1 Немирович-Данченко не поддерживал режиссерских исканий Станиславского в "Драме жизни", во многом не принимал их, как не принимал он и опытов Студии на Поварской.
Сознавая опасность "художественной розни" между ним и Станиславским в этот период жизни театра, Немирович-Данченко писал Книппер-Чеховой летом 1907 г.: "…и мы постоянно будем обвинять друг друга, потому что мы стоим в центре всех вихрей. Когда я или он теряем философское настроение, мы начинаем обвинять друг друга. А если бы мы были только философами, мы бы закисли, заснули, застыли" ("Избранные письма", стр. 276).
2 Л. А. Сулержицкий (Сулер, как его звали друзья) был режиссером "Драмы жизни".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Письма 1886-1917"
Книги похожие на "Письма 1886-1917" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Станиславский - Письма 1886-1917"
Отзывы читателей о книге "Письма 1886-1917", комментарии и мнения людей о произведении.