» » » » Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.


Авторские права

Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.
Рейтинг:
Название:
С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1."

Описание и краткое содержание "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1." читать бесплатно онлайн.



В первый том включены воспоминания близких поэта, друзей, писателей: Е. А. и А. А. Есениных, А. А. Блока, С. М. Городецкого, С. Т. Коненкова и других.






1 Гимназический товарищ - Г. Р. Колобов, в те годы – ответственный сотрудник Наркомата путей сообщения. А. Б. Мариенгоф зашифровал в воспоминаниях его подлинное имя под псевдонимом "Михаил Молабух" или дружеским прозвищем "Почем-Соль". 2 Перечислены отдельные темы, которые Есенин развивал в статье "Ключи Марии". 3 "Утлым суденышком" А. Б. Мариенгоф называет книжный магазин на Большой Никитской (ныне – ул. Герцена), который был им и Есениным создан на кооперативных началах в 1919 г. "В первые годы революции, – вспоминал Н. С. Ашукин, – когда было открыто несколько книжных лавок на кооперативных началах, Д. С. ‹Айзенштат› организовал книжную лавку поэтов-имажинистов на Большой Никитской. Пайщиками лавки были Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и А. М. Кожебаткин, но душой всего дела был Д. С. В эту пору у Д. С. установились дружеские отношения с Сергеем Есениным. Памятью этих отношений являются надписи, сделанные Есениным на книгах своих стихов, подаренных им Д. С. в 1921 году. На книге "Сельский часослов" написано: "Давиду Самойловичу Айзенштату на добрую память С. Есенин". На книге "Исповедь хулигана": "Дорогому Давиду Самойловичу. Доброй няненьке с любовью С. Есенин" (сб. "Книга", кн. 46. М., 1983, с. 138). 4 Рассказ об этом эпизоде содержался в утраченной ныне рукописи первой автобиографии Есенина. Видевший эту рукопись журналист свидетельствует, что при публикации было "пропущено описание того, как к Есенину пришли гости и так как не было щепок, то самовар поставили, расколов для этого две иконы, и "мой друг не мог пить этого чая" ("Литературное приложение" N 11 к газ. "Накануне", Берлин, 1922, 30 июля). См. также примеч. 1 к воспоминаниям И. И. Старцева. 5 Из стихотворения "В том краю, где желтая крапива…". 6 Из стихотворения "Хорошо под осеннюю свежесть…". Стихотворение датировано автором не 1919-м, а 1918 г. 7 В Харьков Есенин вместе с А. Б. Мариенгофом и А. М. Сахаровым выехал 23 марта 1920 г. и вернулся в Москву в середине апреля. 8 Из письма к Л. И. Повицкому 1919 г. В письме Есенин приводит (с неточностями) отрывок из поэмы А. Е. Крученых "Пустынники". 9 Евгения Исааковна Лившиц, ее сестра Маргарита Исааковна и их подруги. 10 Шуточное прозвище Есенина. А. Б. Мариенгоф рассказывает, что художник Дид Ладо читал доклад и "карандашом доказывал сходство всех имажинистов с лошадьми: Есенин – Вятка, Шершеневич – Орловский, я – Гунтер". 11 Другую версию возникновения этого стихотворения приводит в своих воспоминаниях Л. И. Повицкий. 12 На Кавказ Есенин вместе с А. Б. Мариенгофом выехал около 5 июля 1920 г. С 8-11 июля до 5 августа они были в Ростове-на-Дону. Затем выехали в Пятигорск и Кисловодск и оттуда отправились в Баку. В Москву Есенин вернулся в первой половине (до 19) сентября. 13 Эта встреча Есенина и А. Дункан состоялась, видимо, 3 октября 1921 г. "Сегодня год, как он увидел А.", – записала в своем дневнике Г. А. Бениславская 3 октября 1922 г. 14 В "Романе без вранья" А. Б. Мариенгоф рассказывает, что этот обмен стихотворениями состоялся за три дня до вылета Есенина и А. Дункан в Германию, т. е. не 10-го, а 7 мая 1922 г. В этот день А. Б. Мариенгоф и А. Б. Никритина уезжали на Кавказ.

РЮРИК ИВНЕВ

О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ Рюрик Ивнев (псевдоним Михаила Александровича Ковалева; 1891-1981) – поэт, прозаик и переводчик. Выступал в печати с 1909 года. В предреволюционные годы примыкал к литературной группе эгофутуристов. В январе 1919 года его подпись появилась под "Декларацией" имажинистов – первым манифестом этой группы. Вскоре (в марте того же года) вышел из ее состава, вернулся в группу в декабре 1920 года и оставался ее членом вплоть до распада имажинистского объединения в 1927 году. Впервые воспоминания были опубликованы в сб. Воспоминания, 1926. В 1964 году автор значительно их переработал. Отрывок этой новой редакции под заглавием "Московские встречи" был опубликован в сб. Воспоминания, 1965. Полностью новая редакция воспоминаний была напечатана в журн. "Волга", 1967, N 5, с. 165-181. В наст. изд. воспоминания печатаются с сокращениями по тексту кн.: Ивнев Рюрик. Часы и голоса. М., Советская Россия, 1978, с. 144-201.

1 Считалось, что Р. Ивнев познакомился с Есениным 28 марта 1915 г. на том поэтическом вечере, о котором пишет в своих воспоминаниях В. С. Чернявский. Это как бы подтверждают и слова самого Р. Ивнева, указавшего, что знакомство произошло в Зале армии и флота, то есть именно там, где проходил данный вечер. Однако это не согласуется с датой, имеющейся на автографе стихотворения, которое Р. Ивнев подарил Есенину (см. примеч. 3). Очевидно, знакомство состоялось раньше 28 марта. 2 Так Р. Ивнев называет "подвал" К. Ю. Ляндау, о котором рассказывают В. С. Чернявский и М. В. Бабенчиков. 3 Р. Ивнев преподнес Есенину автограф своего стихотворения "Я тусклый, городской, больной…". Рукопись, переписанная на особой, плотной бумаге, озаглавлена "Сергею Александровичу Есенину". Под стихотворением дата 27 марта 1915 г. (ИМЛИ). Начальная и конечная строфы этого стихотворения: Я тусклый, городской, больной, Изнеженный, продажный, черный. Тебя увидел и кругом Запахло молоком, весной, Травой густой, листвой узорной, Сосновым свежим ветерком. Пусть уничтоженный, больной, Весь в язвах и на костылях, Но я пойду на зов кликуш. Спаси меня своей весной, Веди меня в свои поля, В хлеба, в хор божьих, стройных душ. Они нашли явный отзвук в ответном послании Есенина. 4 Об этой встрече Р. Ивнев писал еще в 1921 г: "Помнишь, мы встретились на Невском, через несколько дней после февральской революции. Ты шел с Клюевым и еще с каким-то поэтом. Набросились на меня будто пьяные, широкочубые, страшные. Кололись злыми словами. Клюев шипел: "Наше время пришло". Я спросил: "Сережа, что с тобой?" Ты засмеялся. В голубых глазах твоих прыгали бесенята. Говорил что-то злое, а украдкой жал руку. ‹…› Я никогда не забуду этой мартовской петербургской оттепели. И тогда, и потом, и теперь ты возбуждал и возбуждаешь во мне самые разнообразные чувства" (Ивнев Р. Четыре выстрела в Есенина, Кусикова, Мариенгофа, Шершеневича. Изд. "Имажинисты" [М., 1921], с. 8-9). 5 Автор имеет в виду "Декларацию" имажинистов – первое совместное заявление о характере образованного ими литературно-художественного объединения. Она была опубликована в журн. "Сирена", Воронеж, 1919, 30 января, N 4-5, и газ. "Советская страна", М., 1919, 10 февраля. 6 Речь идет о стихотворении "Радость, как плотвица быстрая…". Акростих Р. Ивнева "Сергею Есенину" ("Суровая жизнь – и все ж она…") см. в его кн. "Избранные стихи". М., 1965, с. 38. 7 Вышло всего четыре номера этой газеты – 27 января, 3,10, и 17 февраля 1919 г. В ней была напечатана не только "Декларация" имажинистов, но и целый ряд их поэтических произведений (в том числе "Магдалина" А. Б. Мариенгофа) и критических статей. Отстаивая правомерность возникновения имажинизма, Р. Ивнев писал, например, в этой газете: "Явление имажинистов слишком серьезно и слишком сильные его корни, чтобы плоды, которые ему суждено принести, пострадали от скороспелых выпадов впавших в заблуждение критиков… Груз прошлого и величие настоящего создали теорию образа как центра поэтического действа, и это, может быть, слабо, может быть, еще недостаточно полновесно выявил имажинизм!" (Ивнев Р. Литературное одичание. – Газ. "Советская страна". М., 1919, 17 февраля). Посвящение Р. Ивневу, с которым появился в "Советской стране" "Пантократор" Есенина, было при последующих перепечатках автором снято. 8 Это письмо было напечатано в "Известиях ВЦИК" не 12-го, а 16 марта 1919 г. В нем говорилось: "Уважаемый товарищ редактор! Позвольте мне через посредство вашей газеты заявить о моем выходе из литературной группы "имажинистов", вследствие моего полного несогласия с образом действий этой группы. Рюрик Ивнев. Москва, 12 марта 1919 г.". Раньше, в другой статье, Р. Ивнев писал: "…я не могу, однако, отнестись одобрительно к хаотическим уклонам левого крыла имажинистов в лице молодого поэта А. Мариенгофа и отчасти неугомонного Вадима Шершеневича…" (газ. "Советская страна". М., 1919, 17 февраля). 9 Есенин и А. Б. Мариенгоф жили тогда не в Козицком, а в расположенном поблизости Богословском переулке (ныне – ул. Москвина). 10 См. примеч. 22 к воспоминаниям И. В. Грузинова. 11 Это обращение Р. Ивнева под заглавием "Открытое письмо Сергею Есенину и Анатолию Мариенгофу" было напечатано в сб. "Имажинисты". 1921. Вот его текст: "Дорогие Сережа и Толя! Причины, заставившие меня уйти от вас в 1919 году, ныне отпали. Я снова с вами. Рюрик Ивнев. Кисловка. 3 декабря 1920. Москва". 12 Вечер состоялся в Большом зале консерватории 6 декабря 1920 г. 13 Вечер состоялся не 24, а 21 августа 1923 г. В газетной информации сообщалось: "Во вторник, 21 августа в Политехническом музее состоится первое выступление Сергея Есенина по возвращению из-за границы. В программе: "Впечатления о литературе, театре и живописи в Америке и Европе"; новые стихи "Берлин – Милан – Париж – Нью-Йорк". В вечере участвуют также поэты Грузинов, Ивнев, Мариенгоф, Ройзман, Шершеневич и Эрдман" (газ. "Известия ВЦИК". М., 1923, 21 августа). В отчете говорилось: "Доклад" С. Есенина на вечере 21 августа в переполненной аудитории Политехнического музея – впечатления о заграничной поездке, – по существу, не являлся докладом, а беседой на разные темы. Нужно отметить, что меньше было впечатлений, а больше раздражений по поводу "Лефа". Увы, это раздражение и полемические выпады покоились не на критической базе, а на шатком фундаменте поэтической конкуренции… Но все же по докладу можно признать, что поездка произвела сдвиг в мироощущении поэта… После доклада поэт читал свои последние стихи… Необходимо отметить, что в первом цикле – "Москва кабацкая" -…чувствуется новая большая струя в поэзии Есенина. Сила языка и образа оставляет за собой далеко позади родственную ему по романтизму поэзию Блока. Следующие стихи "Страна негодяев" относятся еще к старым работам и слабее первых" ("Известия ВЦИК". М., 1923, 23 августа). 14 В вышедшем в начале 1924 г. третьем номере журнала "Гостиница для путешествующих в прекрасном" (М., 1924, N 1‹3›) под общим заглавием "Москва кабацкая" были напечатаны стихотворения Есенина "Да! Теперь решено. Без возврата…", "Мне осталась одна забава…" и "Я усталым таким еще не был…". 15 В "больнице на Полянке" Есенин, как сообщает Г. А. Бениславская, лечился с 17 декабря 1923 г. до конца января 1924 г. В первой редакции своих воспоминаний Р. Ивнев несколько иначе рассказывал об обстоятельствах этой встречи с Есениным: "…готовился N 3 журнала имажинистов "Гостиница для путешествующих в прекрасном". После долгих колебаний Есенин дал туда свою "Москву кабацкую". Но уже в четвертом номере того же журнала Есенин не согласился печататься. Я ездил к нему "выяснить его позиции" на Полянку. Он лежал там в каком-то санатории… Я пытался выяснить его отношение к имажинизму и к работе в группе… В этом разговоре он мне прямо сказал, что ему не по пути с "имажинизмом в том виде, в каком он теперь" (сб. Воспоминания, 1926, с. 30-31). 16 Р. Ивнев имеет в виду следующее место из своих ранних воспоминаний: "Есенин был, несомненно, натурой исключительной. К нему нельзя было подходить с общей меркой. Он был очень умным, расчетливым, с "характером" и внутренне сухим. Многие чувства были ему совсем чужды, и то, что другие делали от сердца, он делал механически. Несмотря на это, в нем была какая-то "изюминка" очарования. Он производил обаятельное впечатление, и все, кто с ним встречались, хорошо это знают. Он же никого никогда не любил простой, согревающей человеческой любовью" (Воспоминания, 1926, с. 33-34).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1."

Книги похожие на "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Есенин

Сергей Есенин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1."

Отзывы читателей о книге "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.