» » » » Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.


Авторские права

Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.

Здесь можно скачать бесплатно "Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.
Рейтинг:
Название:
С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1."

Описание и краткое содержание "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1." читать бесплатно онлайн.



В первый том включены воспоминания близких поэта, друзей, писателей: Е. А. и А. А. Есениных, А. А. Блока, С. М. Городецкого, С. Т. Коненкова и других.






И. В. ГРУЗИНОВ

ЕСЕНИН С. ЕСЕНИН РАЗГОВАРИВАЕТ О ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ Иван Васильевич Грузинов (1893-1942) – поэт, выступал в печати с 1912 года, в 1915-1926 годах выпустил ряд поэтических сборников ("Бубны боли", "Избяная Русь", "Малиновая шаль" и др.). Познакомился с Есениным в 1918 году, в 1919 году вошел в группу имажинистов. Пытался выступать как теоретик этой группы ("Имажинизма основное", М., 1921; ряд статей в журн. "Гостиница для путешествующих в прекрасном"), но никогда не играл главенствующей роли, признанными "теоретиками" имажинизма неизменно считались А. Б. Мариенгоф и В. Г. Шершеневич. Поэтическое творчество И. В. Грузинова тоже не очень вписывалось в имажинистские каноны. В августе 1924 г. вместе с Есениным подписал письмо в "Правду" о роспуске группы имажинистов "в доселе известном составе". В марте-апреле 1926 г. И. В. Грузинов написал воспоминания о Есенине для сборника, выходившего под редакцией И. В. Евдокимова в Госиздате, и в июне того же года существенно дополнил их другим очерком "С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве". В наст. изд. включены с сокращениями оба эти материала. Тексты печатаются по изданиям: первая часть – по сб. Воспоминания, 1926 (с проверкой по рукописи – ИМЛИ), вторая часть – по кн.: Грузинов Иван. С. Есенин разговаривает о литературе и искусстве. М., книгоиздательство Всероссийского союза поэтов, 1926 (с проверкой по рукописи – ГЛМ).

1 В первой публикации "Кобыльих кораблей" (сб. "Харчевня зорь", 1920) эта строфа читалась: В сад зари лишь одна стезя, Сгложет рощи октябрьский ветр. Череп с плеч – только слов мешок. В мир великий поэт пришел. Окончательная редакция строфы действительно впервые появилась в "Треряднице" (1920). Приведенная мемуаристом редакция в имеющихся источниках не зафиксирована. 2 Эти наброски Есенина не сохранились. 3 Речь идет (конечно, в сильно романтизированном виде) об А. А. Сардановской, сестре Н. А. Сардановского, которой Есенин был увлечен в юности (см. примеч. к его воспоминаниям). Она жила в селе Дединове (ныне Луховицкого района Московской обл.), преподавала в школе. Как сообщила А. П. Олоновская, Анна Алексеевна в 1918 г. вышла замуж за учителя местной школы В. А. Олоновского, скончалась 7 апреля 1921 г. 4 В рукописи автор добавлял: "…рассказывает о милой персиянке Шаганэ – значит, персиянка Шаганэ факт". Имеются в виду соответствующие строки из стихотворений "На Кавказе", "Стансы", "Видно, так заведено навеки…", "Сорокоуст" и из цикла "Персидские мотивы". 5 Об этом эпизоде, состоявшемся 10 июня 1921 г., подробно рассказывают А. Б. Мариенгоф (Роман без вранья, Л., 1927, с. 100-101) и М. Д. Ройзман (Все. что помню о Есенине, М., 1973, с. 140-142). 6 Есенин был знаком с М. Артамоновой и увлекался ее искусством. И. Ром-Лебедев вспоминал: "В конце выступала Мария Артамонова. Если бы вы встретили ее на улице, то увидели бы ничем не примечательную женщину, мало похожую на цыганку. ‹…› Вава и я начинаем вступление к "Венгерке". Из-за кулис, уже танцуя, появляется пленительная цыганка. Ее движения плавны, четки. В линиях вытянутых рук что-то индийское или египетское, каждый жест запоминается. Вся она полна обаяния, все в ней "берет в полон". Она была основоположницей городского эстрадного цыганского танца. Целое поколение цыганских танцовщиц учились у нее, и до сих пор в их танцах чувствуется почерк Маши Артамоновой. Среди многочисленных поклонников таланта Артамоновой был и Сергей Есенин. В то время Маша жила в Петровском парке, в бывшей даче коннозаводчика Телегина. Есенин приезжал к ней. Под гитару Вавы Полякова Маша танцевала "Венгерку". Взволнованный танцем Есенин читал стихи и называл Машу Мариулой" (Ром-Лебедев И. Записки московского цыгана. – Журн. "Театр". М., 1985, N 7, с. 106-107). 7 В рукописи И. В. Грузинов добавлял: "Не знаю, была ли записана Сергеем эта поэма. После я не видал ее ни в рукописи, ни в печати, если не считать маленьких отрывков, появившихся в журналах". Начало работы над поэмой из эпохи гражданской войны относится еще к зиме 1921-1922 гг. (см. об этом в воспоминаниях И. И. Старцева). По первоначальному замыслу поэма должна была называться "Страна негодяев". Работу, видимо, прервала зарубежная поездка, и Есенин вернулся к этому замыслу после возвращения на родину. В начале 1924 г. он пишет стихотворение "Ленин" и дает ему подзаголовок "Отрывок из поэмы "Гуляй-поле" (видимо, именно это стихотворение имеет в виду И. В. Грузинов, говоря об отрывках, появлявшихся в журналах). Летом 1924 г. работа продолжалась. Об этом свидетельствует и другой мемуарист – В. И. Эрлих. Была ли завершена эта поэма – неясно, рукопись ее неизвестна. В архивах имеется только несколько черновых набросков, которые печатаются обычно среди вариантов стихотворения "Ленин" (см. II, 181-184). 8 Далее в рукописи И. В. Грузинов продолжал: "Забыл первую строчку стихотворения Баратынского, послужившего Пушкину прототипом для "Вновь я посетил…". Вот забыл. И все забыли". М. Д. Ройзман, в квартире которого происходил этот разговор, несколько иначе передает его. М. Д. Ройзман пишет, что в ответ на реплику И. В. Грузинова он прочитал имевшееся в виду стихотворение Е. А. Баратынского "Судьбой наложенные цепи…" и сказал, что оно с его точки зрения "холодновато", и что И. В. Грузинов зря считает "Возвращение на родину" подражанием Пушкину (см.: Ройзман М. Д. Все, что помню о Есенине. М., 1973, с. 96-98). 9 Из стихотворения "Да! Теперь решено. Без возврата…". 10 "Мышиная нора" - новое кафе имажинистов, организованное ими после ликвидации "Стойла Пегаса". Встреча эта не могла состояться осенью, поскольку в Константиново Есенин ездил в середине августа, а 3 сентября 1924 г. уехал в Баку. 11 В издательстве "Современная Россия" в 1925 г. были изданы сборники Есенина "О России и революции" и "Персидские мотивы". Вышли они соответственно в мае и июне этого года. 12 А. Е. Крученых в своей книжке "Гибель Есенина" (М., 1926) приводит полный текст этой записи Есенина: "Крученых перекрутил (перевернул) литературу. Я говорю это с гордостью. С. Есенин. 21/XI -25 г.". 13 Строки из стихотворения "Хулиган". 14 Из стихотворения "Я усталым таким еще не был…". 15 Из стихотворения "Не ругайтесь. Такое дело!…". 16 Эта рифма встречается в стихотворениях А. Белого "Младенцу" и "Родине". 17 Рифма из стихотворения "Никогда я не был на Босфоре…". 18 О другом случае, связанном со стихами Л. А. Мея, вспоминал Н. И. Чагин: "Как-то меня спросил Сергей Александрович, какая может быть рифма к слову "зеркало". Я подумал и сказал ему, что у Мея есть стихи: Посмотрись, разбойник, в зеркало, Эк те рожу исковеркало. Сергей применил эту рифму в "Черном человеке". В его душе уже тогда, видимо, бродили трагические, самобичующие строки этой поэмы" (Чагина М. А. У истоков "Персидских мотивов". – ЛР, 1970, 2 октября). 19 Мысль о воздействии произведений И. Гебеля на Есенина И. В. Грузинов подробно развил в статье "О смерти Есенина". Приведя запись своего разговора с Есениным, он затем писал: "В настоящее время пристально всматриваясь в произведения Гебеля и Есенина, заметил многое, чего раньше не замечал. Меня поразили некоторые черты сходства в творчестве обоих поэтов". Далее он сопоставлял некоторые произведения И. Гебеля и Есенина (см. сб. "Памяти Есенина". М., 1926, с. 98-106). 20 Явно тенденциозное суждение автора. Об отношении Есенина к В. Я. Брюсову гораздо точнее можно судить по его собственным словам: "Умер Брюсов. Эта весть больна и тяжела, особенно для поэтов. Все мы учились у него. Все знаем, какую роль он играл в истории развития русского стиха. Большой мастер, крупный поэт, он внес в затхлую жизнь после шестидесятников и девятидесятников струю свежей и новой формы. ‹…› Много есть у него прекраснейших стихов, на которых мы воспитывались" (V, 213). Иным было и отношение В. Я. Брюсова к Есенину. Об оценке им "Голубени" см. примеч. 6 к воспоминаниям П. А. Кузько. Недоброжелательные слова И. В. Грузинова о В. Я. Брюсове можно объяснить тем, что В. Я. Брюсов, высоко оценивая поэзию Есенина, одним из первых сказал о его чужеродности имажинизму. Он, отмечая в 1922 г. "прекрасные стихотворения" Есенина, писал: "…у Есенина четкие образы, певучий стих и легкие, хотя однообразные, ритмы; но все эти достоинства противоречат имажинизму, и его влияние было скорее вредным для поэзии Есенина" (Брюсов В. Собр. соч., т. 6. М., 1975, с. 521). 21 Этот вечер проходил 4 ноября 1920 г. в Большом зале консерватории. См. о нем также в воспоминаниях Г. А. Бениславской и М. Д. Ройзмана. 22 Совместное с имажинистами выступление В. В. Хлебникова состоялось в харьковском городском театре 19 апреля 1920 г. Тогда же в имажинистском сборнике "Харчевня зорь" появилось написанное в апреле 1920 г. стихотворение В. В. Хлебникова "Москвы колымага…", в котором упоминались А. Б. Мариенгоф и Есенин. В следующем, 1921 г. под маркой издательства "Имажинисты" была выпущена поэма В. В. Хлебникова "Ночь в окопе". Но, разумеется, никаких постоянных связей с имажинистами у В. В. Хлебникова не установилось. Н. И. Харджиев пишет: "Знакомство Хлебникова с С. Есениным относится к концу 1917 г. В записной книжке Хлебникова 1916-1918 гг. есть следующие записи, датируемые маем 1918 г.: "…Есенин… Казань ехать с Есениным… Есенину статьи…". Совместная поездка с Есениным в Казань не состоялась" (Хлебников В. Неизданные произведения. М., 1940, с. 413). 23 Из стихотворения В. В. Маяковского "Мама и убитый немцами вечер". Подробнее об отношении Есенина к В. В. Маяковскому см. в наст. изд. отрывок из статьи В. В. Маяковского "Как делать стихи?", воспоминания H. H. Асеева и примеч. к ним. 24 "Ничевоки" – одна из литературных группировок нигилистического толка, существовавшая в 1920-1923 гг. Она не оставила сколько-нибудь заметного следа в истории литературного движения тех лет. "Манифест от ничевоков" был напечатан в сб. "Вам. От ничевоков чтение", М., 1920. В группу входили Рюрик Рок, С. В. Садиков и др. 25 Имеется в виду антология современной русской поэзии, составленная А. Ярмолинским и Б. Дейч. Она вышла в Нью-Йорке в 1921 г. В антологию вошло несколько стихотворений Есенина. 26 Речь идет об очерке "Железный Миргород". Рукопись второй части очерка заканчивается словами: "Об этой среде поговорим особо" (V, 269), что свидетельствует о намерении Есенина продолжить его. Намерение не было осуществлено. 27 Осенью 1923 г. у Есенина возникло намерение издавать литературный альманах. Он думал назвать его "Россияне". В относящемся к этому времени макете сборника "Москва кабацкая" среди намеченных к выпуску изданий указано: "Россияне. При участии Есенина, Клюева, Ганина и других" (Хроника, 2, 266). С. Д. Фомин вспоминает: "По возвращении Есенина из заграничных путешествий встречаюсь с ним в 1923 г. в Успенском переулке, в редакции "Красной нови". Есенин в это время затевает издавать альманах "Россияне". Идут долгие споры с Сергеем Клычковым по поводу издания этого альманаха. Есенин хотел быть единоличным редактором, на что Клычков не соглашался. – Тогда я уеду в Питер и буду работать с Миколаем, – сказал, улыбаясь, Есенин. Вынул из бокового кармана серой меховой куртки письмо и протянул мне: – Читай. Письмо это было от поэта Н. Клюева, который жаловался Есенину на свое тяжелое положение, упоминая про гроб, заступ и могилу. Действительно, Есенин уехал в Ленинград к Н. Клюеву, но издание альманаха там не осуществилось. Недели через три Есенин вернулся из Ленинграда с Клюевым в Москву…" (Фомин Семен. Из воспоминаний. – Сб. "Памяти Есенина". М., 1926, с. 133). 28 Из статьи А. С. Пушкина "Путешествие из Москвы в Петербург". 29 Об одном из таких выступлений – 25 октября 1923 г. – см. воспоминания Вл. Пяста. 30 "Гитарная" ("Вырастает и на теле лебеда…") Н. А. Клюева была напечатана в "Красной газете", веч. вып. Л., 1925, 22 октября. 31 Этот набросок сохранился. Его воспроизведение см.: журн. "Литературная Грузия". Тбилиси, 1968, N 10. Поскольку И. В. Грузинов приводит его текст с некоторыми неточностями, в данном издании внесены уточнения по подлиннику. 32 Намерение не осуществилось.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1."

Книги похожие на "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Есенин

Сергей Есенин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Есенин - С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1."

Отзывы читателей о книге "С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 1.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.