» » » » Мстислав Усов - Собака-спасатель: Подготовка и обучение


Авторские права

Мстислав Усов - Собака-спасатель: Подготовка и обучение

Здесь можно скачать бесплатно "Мстислав Усов - Собака-спасатель: Подготовка и обучение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Домашние животные, издательство ООО «Аквариум-Принт», год 2004. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мстислав Усов - Собака-спасатель: Подготовка и обучение
Рейтинг:
Название:
Собака-спасатель: Подготовка и обучение
Издательство:
ООО «Аквариум-Принт»
Год:
2004
ISBN:
5-98435-087-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Собака-спасатель: Подготовка и обучение"

Описание и краткое содержание "Собака-спасатель: Подготовка и обучение" читать бесплатно онлайн.



В считанные минуты отыскать человека, находящегося под руинами, слоем грунта или снега, способны только специально обученные собаки. Поиск с собакой позволяет сэкономить время, что часто спасает пострадавшему жизнь.

Автор — Мстислав Иванович Усов, ветеран альпинизма, долгие годы работавший инструктором в альпинистских лагерях, участвовавший во многих спасательных мероприятиях, — в настоящем издании обобщает свой многолетний опыт, а также практику работы с собаками поисково-спасательной службы.

Книга поможет работникам спасательных служб многих ведомств и спасательных формирований в их нелегкой работе. Поможет она и собаководам-любителям, число которых в стране постоянно растет.






Невербальный язык больше доступен таежному охотнику, который близок к природе, слышит, «как трава растет», а собака понимает и слушается без слов. В английском языке существуют и употребляются в жизни понятия — thought-reading, thought-transfer, thought-wave, смысл которых понять не трудно. В русском обиходе эти понятия неуклюже переводимые как «чтение чужих мыслей, передача мысли на расстояние, мысленная волна» не внушают доверия, приравниваются к нереальному или «магии». Ученые относят этот вид неязыкового общения, как и жесты, запахи, к так называемому «невербальному языку», без условной звуковой лексики. Игнорировать близость «вербального языка» с «невербальным» было бы нарушением метода изучения единства «природы вещей».

Практический вывод — выработку у собаки ПСС всех навыков проводите не на «абстрактных» для нее условных раздражителях — командах, а на «естественных» действиях, жестах. Например, начинать обучение раскапывать — с раскапывания самим проводником, командой «Копай!» лишь сопровождая это действие. Это разновидность «подражательного метода», когда собака подражает не другой собаке, а дрессировщику.

Именно понимание психики собаки, понятные ей интонация и жесты создают взаимопонимание, прочный контакт и привязанность. Одна из форм проявления хорошего контакта — подача собакой голоса в ответ на свист проводника при плохой видимости на большом расстоянии при любых обстоятельствах. Это — пример выполнения не условной команды, а контакта на расстоянии.

Контакт и привязанность

Собаки, как и люди, обладают в разной степени контактностью и привязанностью. Но для большинства и тех и других замена в течение курса обучения одного дрессировщика другим крайне нежелательна во всех отношениях. У любой собаки полный контакт бывает только с одним дрессировщиком/проводником. Упомянутая «передача психики», позволяющая собаке работать по классу «люкс», возможна только при одном постоянном проводнике.

Контакт и привязанность собаки вырабатываются в процессе воспитания, обучения и общения с ней. Без контакта, то есть тесной связи, взаимопонимания в действиях, обучение невозможно вообще. При одинаковых условиях, у одного и того же дрессировщика контакт с разными собаками бывает различный, что зависит не от породы собаки, а от нервно-психических особенностей обоих. На привязанности, то есть чувстве близости, симпатии и преданности дрессировщику целиком основан швейцарский метод обучения. Для выработки прочного контакта необходимо знать типологические особенности ВНД собаки, ее характер и поведение; относиться ласково, но требовательно; быть заботливым и внимательным, особенно в трудной обстановке. Однако всегда и везде дрессировщик — старший, «вожак», доминант… Но доминантность дрессировщика не должна угнетать психику собаки, подавлять ее активность, самостоятельность, инициативу. Однако она должна всегда «быть в руках».

Какое значение имеют эти важнейшие качества составляющих «общий язык» без слов видно из следующих примеров.

Спасработник с собакой переходил ледник с закрытыми снегом трещинами. Вдали гремело — приближалась гроза. Внезапно грохнуло рядом. В тот же миг снежный мост, на котором стояли, рухнул, и они оказались на дне трещины. Трещина не глубокая, но стены отвесные, гладкие и скользкие… Проводник поднял собаку над головой и крикнул: «Вперед!» Собака прыгнула, но соскользнула с края трещины… Еще раз… и проводник услышал над собой лай. Команда «Домой!» — и через час собака привела за собой группу людей.

Охотник с собакой возвращался домой через горный отрог. Когда через него перевалили, собака вдруг взвизгнула, прижала уши и понеслась вниз… Охотник услышал шум, но поздно. Снежная лавина сбила его с ног, понесла вниз. Когда охотник пришел в сознание, почувствовал на лице горячее дыхание. Он расширил ход, прорытый собакой, и выбрался из снежной могилы…

Бывалые собаководы знают, на что способна контактная, любящая и умная собака. В приведенных случаях собаки, преодолев «инстинкт самосохранения», не убежали куда попало, как обычно поступают собаки без достаточной привязанности, а каждая по-своему стала выручать хозяина из беды.

Весьма важно, что в обоих случаях собаки приняли самостоятельное решение, то есть в сложной, угрожающей обстановке проявили большую самостоятельность. Специфика обучения собак ПСС заключается в том, чтобы сделать ее максимально самостоятельной. Для развития этого ценного качества все виды принуждения, угрожающая интонация и жесты должны быть сведены до минимума. В трудных метеоусловиях, дымных руинах, горах, когда собака не видит и не слышит проводника, заставить ее производить поиск принудительно, по команде — совершенно нереально.

Вся работа собак ПСС основана на самостоятельном ориентировочно-поисковом инстинкте и инстинкте свободы. «Рефлекс свободы, — указывал И.П. Павлов, — есть общее свойство, общая реакция животных, один из важнейших прирожденных рефлексов. Не будь его, всякое малейшее препятствие, которое встречалось бы животным на своем пути, совершенно прервало бы течение его жизни. И мы знаем хорошо, как все животные, лишенные обычной свободы, стремятся освободиться…[6].

«Вымуштровать» собаку безотказному выполнению, как в цирке, серии приемов легче, чем обучить самостоятельному, активному поиску. Из практики хорошо известно, что чем собака больше порабощена, то есть чем больше угнетено ее самостоятельное поведение и рассудочная деятельность, тем труднее ее подготовить для ПСС.

В приведенных поступках собак на основе контакта и привязанности к хозяину именно в трудной обстановке и проявилась их рассудочная — полезная человеку деятельность. В том, что животные мгновенно, без специального обучения смогли принять правильное решение, и заключается незаменимая ценность ЭРД как механизма приспосабливания в многообразных, постоянно меняющихся условиях окружающей среды. Вряд ли смогли бы проявить себя так, независимо от породы, «комнатные» или «цепные» собаки, ЭРД которых скована образом жизни. Лучший способ изучения и развития рассудочных действий давать собакам чаще задачи на сообразительность на учебных занятиях, прогулках, создавая обстановку, близкую экстремальной.

На поисково-спасательных работах, проходящих всегда в напряженной, экстремальной обстановке, собаки часто проявляют настолько разумное поведение, что оно кажется «чудом». Из вышесказанного следует:

1) собака ПСС — это не только точнейший прибор, индикатор запаха, но и разумный помощник, к поведению которого надо внимательно присматриваться и больше доверять;

2) в период обучения — избегать «муштровки» собаки, которая тормозит развитие и проявление у нее рассудочной деятельности.

Обучение собаки

К специальным навыкам ПСС относятся: поиск вещей «пострадавшего», поиск «пострадавшего», подача голоса при нахождении, раскапывание найденного ИЗ, за что выставляются оценки по балльной системе. Собаки обучаются также подводке дрессировщика к найденным источникам запаха. Для методического облегчения спецкурс ПСС максимально приближен к программам других спецкурсов клубов собаководства. С этой целью введены вспомогательные приемы — выборка чужой вещи, поиск по этому же запаху «пострадавшего» и его вещей.

Согласно «Программы» (см. приложение) составляется план занятий: ежедневный, недельный, месячный. Всякий план обязательно корректируется ходом учебного процесса. Всегда и везде учитываются индивидуальные особенности дрессировщика и собаки, уровень их контакта. Не менее важен учет места проведения занятий, метеоусловий и других факторов, влияющих на процесс обучения.

Все нужные навыки постепенно формируются на основе первоначально выработанных условных рефлексах. В ПСС стадии их выработки имеют также психо-методические особенности. 1-я стадия — выработка первоначального навыка — связывается с «закладкой» интереса к поиску/нахождению запаха человека, пользуясь игровым элементом. 2-я стадия — закрепления и усложнения навыка — для постоянной заинтересованности «азартить»[7] собаку, давать нагрузку «не досыта», чтобы собаке постоянно хотелось искать еще. 3-я стадия — совершенствование навыка до безотказного выполнения в разнообразных, сложных условиях — нагрузка до полной выкладки, «чтобы узнать потолок» возможностей данной собаки. При максимальной нагрузке во избежание нервного срыва и более тяжелого, продолжительного заболевания ЦНС — невроза — строго следить за поведением собаки.

Обучение собак выборке чужой вещи производится так же, как в защитно-караульной службе. Но выбранный предмет желательно не подносить к дрессировщику, а лишь обозначить взятием его в рот или подачей голоса. Это нужно для того, чтобы в реальной обстановке, найдя одежду или снаряжение, собака не покидала это место, которое в сложных метеоусловиях может быть потеряно, а пронюхивала бы вокруг, где может оказаться и сам пострадавший человек. В основе выработки всех навыков лежит не «принуждение», а «наталкивание» на нужные действия, пробуждение интереса к нему.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Собака-спасатель: Подготовка и обучение"

Книги похожие на "Собака-спасатель: Подготовка и обучение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мстислав Усов

Мстислав Усов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мстислав Усов - Собака-спасатель: Подготовка и обучение"

Отзывы читателей о книге "Собака-спасатель: Подготовка и обучение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.