Геннадий Андреев - Белый Бурхан
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Белый Бурхан"
Описание и краткое содержание "Белый Бурхан" читать бесплатно онлайн.
Приключенческий роман, написанный со значительной долей фантастики и авторского вымысла, история здесь — лишь канва, по которой проходит его прихотливая вязь. Автор очарован красивыми и страшными центральноазиатскими и тибетскими легендами, мудрыми аллегориями и философскими раздумьями Н. К. Рериха, иногда понимаемыми буквально.
Таши-лама удивленно оглядел ховраков, похожих на каменотесов, подумал с иронией, что Дондог, пожалуй, уже самого себя боится, сидя на своем золоте. Кто ему угрожает за высокими стенами монастыря, какие такие разбойники объявились в этих глухих местах?
— Отпусти ховраков, хубилган. Нам надо поговорить наедине.
— Слушаюсь, бодисатва.
Дондог сделал знак, и парни ушли — медленно и величественно, раскачивая задами. Таши-лама усмехнулся:
— Не слишком ли ты раскормил их, ширетуй?
— Я не повар, бодисатва, — пожал Дондог плечами. — Я не готовлю для них обедов. К тому же, все они из богатых китайских семей, промышляющих золотом в русской тайге за Байкалом.
Панчен Ринпоче знал об этом. Китайские старатели давно уже проникали к Колыме, Юм-Бейсе не был единственным монастырем, превращенным ими в постоялый двор, но его ширетуй — единственным, кто брал непомерную дань с этой разбойной братии.
— Я знаю, что ты сделал дацан притоном, и за нарушение святости тебе платят золотом! Сколько золота в твоих кладовых, Дондог?
Хамбо-лама вздрогнул, переступил с ноги на ногу, лихорадочно соображая: донес кто-то или таши-лама все понял сам? А может, вмешался этот черный колдун?
— Не ломай голову, ширетуй! — сказал Панчен Ринпоче жестко. — У меня нет в твоем дацане осведомителей и наушников. Я знаю и так, что ты — вор! Ты скрываешь от Тибета, от Лхасы, от Поталы то, что принадлежит только небу!
— Сколько я должен дать Потале золота, бодисатва?
— Все, что ты накопил!
Волна радости захлестнула сердце Дондога: не знает! Не проболтались, выходит, ламы и стражники! Значит, можно откупиться, не отдавать все ключи…
Поздно вечером таши-лама пришел к Куулару Сарыг-оолу, и они проговорили чуть ли не до утра.
— Верни алун, архат, и выстави своего ховрака вон.
— Он не ховрак, бог Амитаба. Он — теленгит с Алтая.
— Настоящий?
— Самый настоящий. Он ни слова не знает ни по-монгольски, ни по-тибетски, и при нем можно говорить все.
— Нас могут подслушать другие…
— Пусть только попробуют! — буркнул Куулар, но отослал Чочуша в коридор, приказав: — Смотри в оба! И не вздумай спать! Если кто-то подойдет к тебе, заговорит — пнешь в дверь. Иди!
Таши-лама подозрительно осмотрел келью жреца Бонпо, неуверенно пошевелил пальцами:
— Все стены имеют уши. Может, пойдем ко мне?
— В ваших покоях, бог Амитаба, уши непременно торчат везде! — засмеялся черный колдун. — А здесь — вряд ли. Я нарочно выбрал помещение для ховраков, гостей которых не подслушивают. В соседних помещениях тоже никого нет, а окно я заткнул одеялом…
Панчен Ринпоче сел на стул, положил на колени усталые ладони, вздохнул:
— Не будем терять времени, архат. Готовы ли там, на западе, принять нашу миссию Шамбалы?
— Да.
— Сильны ли там наши противники?
— Их нет, хотя православие на севере Алтая достаточно сильно.
— Север нам не нужен. К тому же, России скоро будет не до Алтая.
— Война с Японией? — нахмурился Куулар. — Не рано ли говорить об этом, бодисатва?
— Война назревает и без нашего нажима на жрецов Синто[86] и дзэн! Хорошо бы вклиниться в тело Алтая до ее начала… Там знают о ламах?
— Да, во многих их легендах поминаются ламы-мудрецы,[87] знающие будущее. К ним идут за советом, ищут защиты и покровительства даже герои. Ламы всесильны у алтайцев! Но настоящего союза с ламами Халки у Алтая нет, только случайные встречи охотников и скотоводов, хотя урянхайцы живут рядом…
— Ты прав, архат. Ламаизм Тувы менее активен, чем Бурятии и Монголии. Но ведь калмыки — тоже выходцы из Джунгарии!
— Это было давно, бодисатва. И хотя калмыки и алтайцы — кровные родственники, связей друг с другом у них нет.
Панчен Ринпоче вздохнул и обескураженно развел руками:
— Я не устаю говорить о союзе всех буддистов, о их особой роли в истории востока, но порой мне кажется, что я говорю это шепотом и меня не слышат… Даже далай-лама! А ведь укрепление веры — прямая его обязанность!
— Не надо о нем, бодисатва, — попросил Куулар. — Нам нельзя ждать! Если война зреет, то я хотел бы знать причину и сроки.
— Сроки мне неизвестны, о причинах я могу только догадываться. Япония ищет повод, а может, его ищет Россия… И как только такой повод будет найден, все встанет по своим местам.
— Разве плохим поводом был случай с русским императором в Японии, где он получил удар мечом по голове? — удивился Куулар.
— Тогда он еще не был императором. Да это и не может быть поводом!
— Оскорбление не может быть поводом? — изумился жрец Бонпо. — Какой же тогда повод нужен для войны? Таши-лама рассмеялся:
— Деньги, архат! Деньги. Мы вступили в век иных ценностей, где мерилом является не честь, а чистоган. Главным лицом теперь становится торговец и фабрикант! И не только в Японии… Восток загнивает, архат, как и запад… Война остановит этот распад, но ненадолго. Нас ждут трудные времена, и поэтому нам нужны силы, которые еще спят… Тебе придется вернуться на Алтай, архат.
Куулар покачал головой:
— Я покинул Алтай его врагом, бог Амитаба.
— Ты боишься? — удивился Панчен Ринпоче. — Куулар, который не боится богов и который считает себя равным небу, испугался русских попов?
— Я не боюсь. Но мне не нравится соседство Шамбалы с землей Сукавати! Шамбала должна воссиять на востоке! И богиня Аматэрасу-омиками[88] поможет ей. Да и русский император помнит удар японского меча, если он даже и был нанесен ему плашмя, что еще оскорбительнее!
Таши-лама встал:
— Нет, архат. Шамбала будет провозглашена на западе! И, если это не сделаешь ты, то белым бурханом на Алтай поедет другой архат или хубилган! Подумай.
Гнев таши-ламы был понятен, но непонятны были его слова. О каком белом бурхане он говорил? Бурхан — это статуя бога или бодисатвы, которую можно изготовить из белого материала: серебра, дерева, слоновой кости, каолина… Но ведь он сказал — поедет! Значит, Панчен Ринпоче имел в виду человека? Человека, которому будут даны права бога, который будет воплощением бога на Алтае?
Куулару стало не по себе. Не следовало навязываться таши-ламе в советчики и настаивать на Шамбале, которой должно воссиять на востоке! Если он решил, что Шамбала должна быть провозглашена на западе, то его уже никто не переубедит…
Шамбала…
Шамбала — это легенда и рождена легендами древности. В ней воедино собрано все сверхъестественное и чудесное, что есть в мире, и видится Куулару Сарыг-оолу, как золотая паучья сеть, накинутая на весь буддийский и ламаистский мир, в которую непременно должны угодить все, кто воспринял это звучное песенное слово неравнодушным слухом. Шамбала необходима Тибету, чтобы слить воедино все философии и легенды, чтобы взрастить на ней своих вождей и пророков, вооружив их не только идеей и знаменем, но и огнем настоящей мысли.
Когда-то тайное бесформенное понятие, Шамбала сейчас навязла в зубах у многих, и ее имя перестало быть великой тайной Тибета. И, если идти и дальше в открытую, то можно переиграть самих себя: идея мессии, каким мыслится Майтрейя, второе пришествие спасителя — идея всех религий, даже самых древних, и в эту идею повсюду вложен чисто человеческий смысл — тот, кто проиграл, всегда стремится к реваншу! Вот почему такая мысль и не могла прийти к богам: они — объективны. Тысячи религий исчезли, и не все они мечтали о возрождении…
Таши-лама рвется в те края, где умы и души людей спят. Но он уже опоздал, а скоро опоздает окончательно… Надо спешить! Надо скупать умы и души, пока русские попы топчутся на месте, не решаясь продвигаться к южным границам; пока старые верования глохнут, теряя своих былых приверженцев, а грозные имена богов уже ничего не говорят людям! Ореол Ойрот-хана в горах Алтая велик, хотя и возвеличивают его только зайсаны. Эрлик-хан превращен ими же в орудие запугивания непокорных, которым они не всегда правильно и умело пользуются. Потому и Эрлик-хан уже пугает не всех, как и не всех воодушевляет хан Ойрот!
И если русские попы остановятся на левом берегу Катуни и не пойдут дальше, то место Эрлика и Ойрота займет пустота.
Фактически исчезли оба кумира. Но Ойрот-хан еще имеет живую плоть: ради него мужчины носят косичку, не моют тела и не меняют одежд, объясняя все это очень просто — мы не должны быть похожими на других людей, чтобы хан Ойрот, когда он вторично придет в наши горы, легко узнал своих подданных! Хана Ойрота они примут. Но примут не как мессию новой веры, а как героя-законодателя, спасителя гибнущего народа…
Куулар мотнул головой: «Надо было выслушать таши-ламу до конца! Кто же тот белый бурхан, что поедет на Алтай?»
Не скоро успокоился и Панчен Ринпоче. Он столько вложил в свою идею Шамбалы на Алтае, столько возлагал надежд на умного и энергичного жреца Бонпо, а тот не нашел терпения даже выслушать его. Но так просто он не вернется в Шаругене, чтобы занять место Темного Владыки у его алтаря! Он слишком много знает и не в меру своеволен, чтобы отпустить его с миром…
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Белый Бурхан"
Книги похожие на "Белый Бурхан" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Андреев - Белый Бурхан"
Отзывы читателей о книге "Белый Бурхан", комментарии и мнения людей о произведении.

























