Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Описание и краткое содержание "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать бесплатно онлайн.
Исследование и подготовка рукописи: Чернышев В.Л
Чернышев: Предложение написать книгу поступило в июле 2001 года и, на первых порах, было воспринято несерьезно. Мне не довелось работать с А.А. Морозовым, а несколько встреч в коридорах КБ не давали повода для этого. Спустя несколько дней, меня представили Ирине Александровне Морозовой, внучке А.А. Морозова, которая предложила воспользоваться личным архивом Главного конструктора. Должность Главного конструктора и накопленный опыт работы в тяжелые военные и послевоенные годы выработали необходимость фиксирования всех происходящих событий, какими бы они мелкими и незначительными, на данный момент, не казались. Пятнадцать общих тетрадей и ежедневников, исписанных мелким подчерком, подробно, день за днем, а порой, с точностью до минут, охватывали период жизни Главного конструктора с 1944 по 1979 годы. К этим записям никто, кроме А.А. Морозова, доступа не имел и они всегда находились у него под руками: выступления и обсуждение текущих вопросов на всех уровнях от партийных собраний КБ, до Коллегий Министерства оборонной промышленности и военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР, личные встречи с высшим политическим и военным руководством страны, содержание и номера министерских приказов, результаты испытаний опытных образцов танков и планы на будущее… Читая эти материалы, я увидел происходящие события 60-летней давности глазами самого Главного конструктора. Предлагаю Вам, уважаемый Читатель, взяв эту книгу в руки, пройти долгий, сложный, а порой и трагичный путь развития отечественного танкостроения в лицах, фактах и документах.
10.07.74.
Ходят слухи, что Подрезов В.И. (ЦК КПСС) уходит на пенсию. Вместо него, якобы, намечается Миронов Владимир Иванович (зам. Главного конструктора ЛКЗ).
Время 16–00. Вместе с т. Ворониным посетил КБ и цех 190 Начальник 7ГУ Нежлукто В.Я. Это его первое посещение завода и КБ и первая моя с ним встреча. Он очень напоминает Махонина не только внешне, но и по своему поведению, складу характера. Говорит мало, быстро схватывает суть дела, производит в целом хорошее впечатление серьезного человека. Достаточно спокойный, говорит коротко без эмоций, ровно. Может слушать, схватывать главное, не грубить. В общем, у меня осталось самое положительное впечатление. Ушли через пару часов, завтра в 14 часов обещали еще раз зайти и посмотреть «Перспективу».
Очевидно, этим посещением и закончится вся эта двухнедельная возня ожидания большого начальства.
Рябов уехал в Москву вечером, подписав все наши бумаги по машине.
11.07.74.
Сегодня доложили «Перспективу» Воронину и Нежлукто. Остались довольными. Нежлукто проявил интерес к двигателю. Наше предложение «классической» схемы – одобрили, но порекомендовали не забрасывать старую схему с вынесенным вооружением.
Воронин разрешил мне отпуск с 1.07.74 г.
Сегодня приехал на испытания прибора «Кристалл» академик Тимофеев Петр Васильевич и его помощник. Встретили на аэродроме и поселили в заводскую гостиницу. В 16–00, в течение часа, говорили о предстоящих испытаниях.
12.07.74.
О Нежлукто. Мы имеем дело с настоящим, мыслящим прогрессивно конструктором. Отмечается его любовь к новому и к конструкторским проработкам вообще. Понимает главное сразу и с интересом анализирует на ходу. В отличие от всех других, просит показать чертежи и дать линейку. Требует сразу подводить итоги. Вопросы задает с пониманием дела рассматриваемой конструкции и по существу. В целом приятный собеседник по технике, хотя наша область для него новая. Я его оцениваю выше Кучеренко, а тем более других его предшественников по Главку.
Смена руководства:
Проскуряков В.Б. – Исаков П.П.
Гавалов И.А. – Шабалин А.В.
Котин Ж.Я. – Воронин Л.А.
Ларин А.Т.– Маресев М.И.
Биркин П.Р. – Борисюк М.Д.
Голинец Л.Л. – Рязанцев Н.К.
Маресев М.И. – Нежлукто.В.Я.
Калугин М.П. – Сагир П.И.
Исаков П.П.– Вершинский В.Л.
Чаромский А.Д.– Голинец Л.Л.
15.07.74.
Наши работы по изд. «450» Нежлукто понравились и он считает, что это направление больше отвечает «Перспективе» 80-х годов, т.к. «классическая форма» изд. «480», принятая нами для перспективы, рано или поздно отстанет и будет постепенно сведена к «434».
В «Перспективу» надо закладывать большие задачи по «скачку» и «отрыву» от всего сегодня существующего и от того, что может быть сделано на серийной машине завтра.
Серийную машину еще рано «хоронить». Она должна еще пережить пару больших модернизаций. В конце своего посещения Нежлукто сказал, что свое окончательное мнение составит после ознакомление с работами других КБ.
16.07.74.
За невыполнение полугодового плана на УВЗ (Нижний Тагил) наложен штраф (около 200 т.р.). Решением Свердловского Обкома КПСС директору завода Крутякову И.Ф. и Главному инженеру Хромову объявили выговор за срыв плана.
Дальше, при освоении серийного производства Т-72, надо ожидать трудностей не меньше. В этом году Тагилу намечено сделать около 400 машин.
В Харькове тоже дела не блестящие. В малярку машины еще не передали. Очевидно, в июле завод план не выполнит. Нажима со стороны заводоуправления пока не чувствуется, а надо сделать 52 танка.
Обсуждение проекта изд. «480» с Нежлукто В.Я., заставило меня еще раз оценить выбранное направление. Надо отдать должное В.Я., что он правильно оценил и прямо сказал, что перспектива «480» может устареть к 80 году. Многие к этому времени станут воспринимать изд. «9А», а «Перспектива» останется с очень незначительным «припеком», ради которого вряд ли будет целесообразно ломать освоенное производство. Надо заложить в «Перспективу» такие основы, которые во всех случаях не пересекались бы изд. «9А», а развивались бы своим путем. Кроме этого, показатели «Перспективы» в любое время давали бы действительный «скачек», «отрыв» по сравнению со всеми существующими танками. Все это очень верное мнение и не согласиться с ним нельзя!
Начал думать, думать и думать! Кажется, на свое счастье, нашел решение как спасти схему «450» с отсеками и получить решение по всем, не решенным до сего времени вопросам и даже все сделать стройней, легче, проще, менее габаритно. Прямо не верится, что это направление открывает такие широкие возможности и перспективы.
Завтра попробую это обсудить с Женей, Омельяновичем и Степановым. По-моему, это, кажется, будет то, чего так долго искали.
17.07.74.
С утра обсудил с Женей (Е.А. Морозов), Омельяновичем и Степановым мой вариант «Перспективы». Все согласились с моими выводами и увидели реальность этой схемы, но высказали сомнение в том, что Заказчик не одобрит такую схему.
Особенно понравилась эта схема Омельяновичу и он готов все забросить и заняться только этим направлением. Я дал свое согласие на привлечение к этой работе Листрового, после его возвращения из отпуска. Надо сделать и макет такой машины.
Договорились, что работы по изд. «480» надо продолжать, а новую схему рассматривать как дополнение. Мне кажется, что эта схема станет основной!
Время 14–00. Совещание у Соича. Присутствовали: Шухов, Шомин, Морозов, Зеест, Лащенко, Супрун.
Супрун доложил о ходе испытаний в Чугуеве многотопливного «Шатуна». Директор поручил дать ему анализ, что дает машине «Шатун».
19.07.74.
Вчера т. Листровой прикинул продольную компоновку моего варианта при длине, меньшей на 500 мм, чем на серии «9». Конечно, не угадал и полметра придется отдать обратно и сделать длину корпуса равной серийной машине. В целом просматривается возможность неплохого решения. Листровой хорошо «заразился» идеей и работает с удовольствием. Я их тоже «подогрел» и увидел реальность такого решения, хотя трудностей там очень и очень много, в особенности размещения топлива, боекомплекта и водителя.
Сегодня в 19 часов в Доме Архитектора (ул. Дарвина) намечено рассмотрение памятника танку Т-34 на «Заводе имени Малышева». Подготовили макет в масштабе 1:15, планшеты, объяснительную записку с фото. Завтра к 13 часам материалы перевезем на место заседания комиссии. Докладывать будет Ляшенко Н.В. Хлопоты по организации всех работ, Соич поручил заместителю директора по строительству Косенко В.И.
19.07.74.
Умер Медведев Иван Иванович помощник директора «Завод имени Малышева». Похороны состоятся 22.07. в 16 часов.
Время 19–20. Архитектурный Совет рассмотрел проект памятника Т-34. Докладывали: Таряник и Ляшенко. Выступающие не одобрили сочетание серпа и молота с танком, как несовместимую, с мирной политикой нашего государства. Главная же причина отрицательного отношения к нашему проекту памятника, заключалась в обиде архитекторов города Харькова за отказ от их проектов, предложенных на предыдущем конкурсе. Это сквозило во всех выступлениях и очень откровенно.
По моему докладу директору Соичу о заседании совета, последний пообещал пригласить на завод Главного архитектора города т. Алферова и еще раз вернуться к рассмотрению нашего проекта.
24.07.74.
Получил разрешение от Соича на отпуск. Все оформил и с 31.07.74. буду отдыхать в Киеве, в санатории «Конча-Заспа»
26.07.74.
Умер Волков Георгий Антонович, бывший начальник КБ по двигателю 5ТДФ.
Глава 24. Семидесятилетний юбилей А.А. Морозова
29.07.74.
Вот уже и июль заканчивается. До конца года остается 5 месяцев, за которые нам надо сделать проект НСТ. Много извели времени, а сделали мало. По сути, за это время не выбрали даже схемы и все добрые пожелания пока еще не нашли своих решений. В цех 190 тоже ничего не дали для проверки и продолжаем все искать чего-то особенного.
Все говорит, что мы переоценили свои силы и работа для многих оказалась не по плечу. Серийное производство атрофировало мозги и не прививает вкус к поискам нового. Самое тяжелое, что в нашей среде нет настоящего компоновщика. Никто не блеснул такими способностями: ни Папков, ни Листровой. Масштаб у них не тот: во многом им надо помогать и подсказывать. Сами они одни «пороха не выдумают», а все потому, что мало думают и все хотят решить сразу. Такого не бывает.
30.07.74.
Сегодня вся наградная документация на меня прошла через харьковские облисполком и обком КП Украины. Теперь эти две организации уже от своего имени направили материалы. Сегодня уезжаю в отпуск в Киев, в санаторий «Конча-Заспа».
28.08.74.
Вышел из отпуска. В Тагиле с выполнением годового плана очень плохо.
План: Сдано 2 квартал – 60 апрель – 10 3 квартал – 150 май – 13 4 квартал – 190 июнь – 11 - июль – 18 (план 44) август – 50 август – 28 сентябрь – 56 - октябрь – 55 -Приехали Исаков, Сержантов, Пугачев, Гинзбург, Поликарпов для ознакомления с нашими работами по модернизации изделия «9А» и «Перспективе». Докладывали Морозов Е.А. и Шомин.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Книги похожие на "Танки и люди. Дневник главного конструктора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Морозов - Танки и люди. Дневник главного конструктора"
Отзывы читателей о книге "Танки и люди. Дневник главного конструктора", комментарии и мнения людей о произведении.