» » » » Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика


Авторские права

Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Истоpическая литуpгика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Истоpическая литуpгика"

Описание и краткое содержание "Истоpическая литуpгика" читать бесплатно онлайн.



Посылаю список лекций, которые находятся у меня в работе, они по моему предположению, Бог даст будут набраны. Автор Алымов Виктор Альбертович, лекции читаются в Высшей Религиозно-философской школе в СПб. Это организация при Академии Наук. На мой взгляд аналогов нет7 Впрочем, личные контакты с автором исключают возможность другой точки зрения. Но несмотря на отсутствие возможности непосредственного общения я могу предоставить возможность задавать вопросы и сделаю все от меня зависящее, чтобы был получен ответ. Мой адрес 2:5030/172.23 или contexttu.spb.ru. Обновляемый архив лежит у моего босса, если есть желание могу опубликовать тексты в эхоконференции или переслать нетмейлом.

Есть также вторая тема работы — история Церкви, по ней также имеется интересный материал и кое-что в набранном виде. Редактор "Слово и Дело" Гутникова (Москва).

Всего доброго.

Дмитрий.






Ириней Лионский, выступающий в споре Востока с Западом, как примиритель, пишет по этому поводу письмо, цитируемое Евсевием ("Церк. ист." V, 24). Судя по этому письму, Пасхальный пост ещё ограничен 1–2 днями (!"Одни думают, что нужно поститься только 1!день, другие — 2 дня, некоторые же исчисляют этот свой пост в 40!часов"). Т. е. «Великого» поста ещё нет.

В другом месте Ириней упоминает о праздновании Пятидесятницы, в которую он!" не преклонял колен" (Сочинения, М. 1871, стр.-695). Но скорее всего это ещё не оформившийся праздник, а только конец «светлого» 50 — ти дневного периода.

Другими опорными точками годового круга становятся дни памяти мучеников — прежде всего апостолов Петра и Павла. По свидетельству "Мученических актов Игнатия Богоносца":!"проведя нес!колько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и!впредь воспевать жизнь и страдания его" (Asta mart. I,48). По свидетельству "Martirium Policarpi" ("Мученичества Поликар па" Смирнского) ежегодно в годовщину смерти христиане собирались на могиле мученика, служили литургию и раздавали милостыню нищим. Эти основные элементы и образовали первоначальный культ святых. Ежегодные поминовения мучеников понимались как воспоминание дня их нового рождения (в вечную жизнь). Эти празднования включали чтение актов мученичества, поминальную агапу и совершение литургии.

ЛИТУРГИЯ В III ВЕКЕ

От III до нас дошло достаточно много литургических памятников, главные из которых: "Апостольское предание Ипполита Римско го" и "Te s tamentum" ("Завещание"). Они свидетельствуют о резком скачке в развитии богослужения, который объясняется тем, что оно стало храмовым.

1. ПОЯВЛЕНИЕ ХРАМОВОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ.

Первые намёки на существование самостоятельных храмов относятся ещё к концу II века. Сначала христиане устраивали их в каких-то!" старых зданиях" (Евсевий), а затем, в царствование имп. Коммода (180–192) стали строить новые. Тертуллиан и Климент Александрийский (+ 215) уже упоминают о храмах в виде отдельных зданий.

При либеральном имп. Александре Севере (222–235) христиане приобрели участок земли для храма, но это место было выгодным для постройки харчевни и трактирщики начали с христианами судебный процесс. Однако, император вмешался и решил дело в пользу христиан. (А. Голубцов "Места молитвенных собраний христиан I–III вв" Сергиев Посад.1898 г. стр. 13).

Когда свт. Григорий Чудотворец прибыл в Неокесарию (а это было ок. 240 г.),! "тотчас приступил он к построению храма… Храм!этот видим доныне… Сей великий муж заложил его на самом видном!месте города" — пишет автор его жития свт. Григорий Нисский (Там же. стр. 11–12).

Очевидно, таким же «видным» был храм в тогдашней столице империи Никомедии, о разрушении которого гонителями свидетельствует Лактаций:! "На рассвете дня пришли к храму нашему воен!ные и полицейские чиновники со значительным отрядом стражи и,!разломив двери, стали жечь священные книги, все грабить и разру!шать. Галерий и Диоклетиан равнодушно смотрели на это позорище, #ибо Никомедийский храм был построен на возвышении и можно было #видеть его из дворца!. Они рассуждали между собой, предать ли сож!жению это священное здание…" (Там же, стр.13).

Эдикт имп. Диоклетиана, изданный в 302 г. повелевает!" повсю!ду разрушать храмы до основания". Значит, к концу III века они уже были!" повсюду".

Как же они могли выглядеть?

57 — я глава II книги "Апостольских постановлений" (это как раз III век) указывает:! "Да будет здание продолговато, обращено!на восток, с притворами по обеим сторонам, подобно кораблю. (т. е. это — базилика).! В середине да будет поставлен престол епископа,!а по обеим сторонам его пусть сидят пресвитеры и стоят одетые в!полное облачение диаконы, подобно матросам… В другой части зда!ния пусть сидят миряне… женщины должны занимать место отдельно!{…} Посреди же чтец, встав на некотором возвышении пусть чи!тает книги… А привратники пусть стоят при входах, охраняя!их…".

Т.о. храм уже членился на алтарь и общую часть посреди которой —! "некоторое возвышение" (прообраз будущего амвона). Справа от него мужчины, слева — женщины. В алтаре — престол епископа (будущая кафедра) и сопрестолия пресвитеров. Не упомянуто, но из других источников явствует, что к северу от престола, у входных дверей, стоял стол для приношения (будущий жертвенник), откуда брали хлеб и вино для освящения.

Другим типом древнейших храмов были "крипты и "кубикулы римских катакомб. bКубикулы — это фамильные склепы с полукруглыми нишами в стенах, где стояли мраморные саркофаги. Здесь почивали мощи святых (известно, например, что в начале VII в. папа Бонифаций IV вывез из катакомб 32 повозки с мощами!).

bКрипты — это ряд помещений или кубикул, соединённых в одно целое. Здесь уже возможно было какое-то внутреннее убранство, стояли скамьи, стены были расписаны фресками. Наиболее известная из таких катакомбных крипт — церковь в усыпальнице св. Агнессы, открытая в 1842 г. патером Марки и относящаяся как раз к началу III века. Проф. А. Голубцов так описывает её:! "Она состоит из пяти квадратных кубикул, соединенных между!собой по прямой линии. Обычная катакомбная галерея разрезает этот!продольник на две неравные половины: Одну в две кубикулы (для женщин),! другую — в три… предназначавшихся для мужчин и алтаря.!Последний занимал целую кубикулу и отделялся от двух остальных,!вероятно, решетками, линия которых обозначена полуколоннами из!туфа… В передней стороне алтаря устроена полукруглая ниша, а в!ней — высеченное из камня епископское место, по сторонам которо!го находятся каменные скамьи для пресвитеров…"

Престол не сохранился, но очевидно, что им служил саркофаг мученика (А.Голубцов, "Из чтений церковной археологии и литурги ке" СПб, 1995 г. стр. 84–85).

Итак, на Западе храмы возникли в катакомбах, а на Востоке в базиликах. Это различие в происхождении храмов Востока и Запада сказывается до сих пор (!) вот в каких литургических особенностях.

В восточных храмах Евхаристия совершается на антиминсах, которые возникали также в III веке в качестве переносного престола. Т. е. во время гонения, при разрушении храма, епископ или пресвитер мог совершать литургию в лесу или на кладбище, словом, где угодно, имея антиминс с частицей мощей (Невзоров Н. "Устройство христианских храмов в первенствующей Церкви" — журн. «Странник» 1874 г. № 8, стр.22). И до сих пор православные совершают Евхаристию на антиминсе.

Римские же христиане во время гонений укрывались в катакомбах, совершая Евхаристию в криптах и кубикулах на саркофагах своих мучеников. В этом случае престолом служила горизонтальная плита (т. н. mensa), прикрывавшая гробницу. На Западе, следовательно, не было необходимости в антиминсах. И до сих пор у католиков вместо нашего антиминса употребляется каменная доска с частицей мощей, которая лежит в выемке престола. Этот священный камень называется sakra petra. А католический плат — корпорал это совсем не антиминс, а он, скорее соответствует нашей плащанице.

Кроме того, поскольку в катакомбах не было насекомых, то не было и нужды покрывать от них Св. Дары. Поэтому у католиков нет ни покровцев, ни звездицы, ни рипид. Нет и отдельного жертвенника, поскольку всё совершалось на саркофаге (будущем престоле). Потому и сам престол у них каменный, а у нас — деревянный (т. к. семантически это — обеденный стол).

2. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ЛИТУРГИИ.

Понятно, что появление специальных христианских храмов привело к быстрому развитию богослужения и, прежде всего Литургии. Этому способствовало ещё одно обстоятельство:

на Западе в III веке отделённая от агапы Литургия повсеместно переносится с вечера на раннее утро, о чём свидетельствует уже Тертуллиан:! " Таинство Евхаристии мы принимаем в предрассвет!ных собраниях". О том же говорит его преемник Киприан Карфагенский (+ 258), как бы ещё оправдываясь:! "Правда Господь не утром,!а после вечери предложил смешанную чашу… по Христу надлежало!принести жертву вечером, чтобы самим временем показать закат и!вечер (языческого)! мира. А мы празднуем воскресение Господне ут!ром". (Письмо 63 к цец. См. «Творения», ч I, стр. 348).

На более традиционном Востоке Литургии ещё служили по ночам, а в Египте эта ночная Литургия задержалась даже до V века, о чём свидетельствует Сократ (V, 22).

Очень важно, что именно отрыв от агапы и перенесение Литур гии на утро, вызвали обычай причащения натощак. Это также произошло на Западе и было окончательно зафиксировано на Карфагенском Соборе 391 г., который постановил, "чтобы к Евхаристии приступали натощак".

Далее: наличие постоянных храмов позволило служить Литургию чаще: до трёх раз в неделю! В какие же дни причащались древние христиане? 9

Прежде всего, по-прежнему в VIII день,! " день Господень", т. е. в воскресенье.

Затем также и в субботний день, который для всего языческого мира оставался «выходным».

Далее — в среду и пятницу, как в постные дни (См. Тертул лиан "О молитве Господней", гл. 14).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Истоpическая литуpгика"

Книги похожие на "Истоpическая литуpгика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Алымов

Виктор Алымов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика"

Отзывы читателей о книге "Истоpическая литуpгика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.