» » » » Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика


Авторские права

Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Истоpическая литуpгика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Истоpическая литуpгика"

Описание и краткое содержание "Истоpическая литуpгика" читать бесплатно онлайн.



Посылаю список лекций, которые находятся у меня в работе, они по моему предположению, Бог даст будут набраны. Автор Алымов Виктор Альбертович, лекции читаются в Высшей Религиозно-философской школе в СПб. Это организация при Академии Наук. На мой взгляд аналогов нет7 Впрочем, личные контакты с автором исключают возможность другой точки зрения. Но несмотря на отсутствие возможности непосредственного общения я могу предоставить возможность задавать вопросы и сделаю все от меня зависящее, чтобы был получен ответ. Мой адрес 2:5030/172.23 или contexttu.spb.ru. Обновляемый архив лежит у моего босса, если есть желание могу опубликовать тексты в эхоконференции или переслать нетмейлом.

Есть также вторая тема работы — история Церкви, по ней также имеется интересный материал и кое-что в набранном виде. Редактор "Слово и Дело" Гутникова (Москва).

Всего доброго.

Дмитрий.






!Итак, взяв хлеб, он благодарил и сказал: приимите, ядите,!сие есть тело Мое, за вас ломимое.

!Подобным образом также и чашу, и сказал: сие есть кровь Моя,!за вас изливаемая,

!когда вы делаете сие в Мое воспоминание.

!Итак, вспоминая смерть Его и воскресение Его, мы приносим! Тебе этот хлеб и чашу, воздавая благодарность Тебе, что Ты удос!тоил нас предстояния пред Тобою и совершать священническую служ!бу Тебе. И усердно молим Тебя — послать Духа Твоего святого на!приношение сей Церкви, равно и всем причащающимся их воздать свя!тость, чтобы они исполнились Духа Святого, и — к утверждению ве!ры их в истине, чтобы они прославляли и восхваляли Тебя в Сыне! Твоем Иисусе Христе, в Котором Тебе хвала и власть в святой Цер!кви, и ныне и всегда и во веки веков Аминь".

(о приношении елея)

Кто приносит елей во время евхаристии, как и хлеб и вино, благодарит таким же образом. Впрочем не употребляя тех же выраже ний, он по собственной своей способности может благодарить и дру гими словами, говоря:

!"Освящая елей сей, даруй благодать тем, которые помазуются и!принимают его; как Ты помазывал священников и пророков, подобным!образом и их, и всякого, кто вкушает это, укрепи и освяти."

Народ:!"Как был, есть и будет в роды родов и во веки веков.!Аминь.

Еп.:!Еще молимся Вседержителю, Господу всемогущему, Отцу! Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чтобы Он сподобил нас!принять это святое таинство и никого из нас не признал виновным,!но сделал достойными всех, которые принимают и причащаются свято!го таинства Тела и Крови Христа Вседержителя, Господа Бога нашего.

Диакон:!Молитесь… Стоящие, приклоните головы ваши. Госпо!ди вечный, знающий сокровенное! Приклонили Тебе головы свои люди! Твои и Тебе покорили жестокость сердца и плоти. Призри и благос!лови тех и других [)т. е. мужчин и женщин!]. Приклони к ним уши Твои!и услышь молитвы их, укрепи их силою десницы Твоей и защити от!страсти злой. Будь хранителем как тела, так и души их. Умножь в!них и в нас веру и страх, через единородного Сына Твоего, в кото!ром Тебе с Ним и с Духом Святым хвала и власть постоянно и во ве!ки веков. Аминь.

!Будем внимательны!! Еп.:! Святое святым.

Народ:! один Отец свят. Один Сын свят, один — Дух святой.

Еп.:!Господь со всеми вами.

Народ:!И со духом твоим."

Потом возносят Песнь хвалы [т. е. очевидно "Слава в высших Богу…" как в позднейшем греческом тексте] и приступает народ к принятию врачества души своей, которым отпускается грех.

(молитва благодарственная)

Еп.:!"Господь Вседержитель, Отец Спасителя нашего Иисуса! Христа, благодарим Тебя, что Ты сподобил нас причаститься свято!го Твоего таинства: да не будет нам в вину и в осуждение, но в!обновление души, тела и духа…

Народ:! Аминь.

Еп.:!Господь да будет со всеми вами.

(возложение рук после причащения)

Еп.:!Господи вечный… Благослови рабов твоих и рабынь!твоих. Защити и помоги, и соблюди их силою ангелов Твоих. Сохра!ни и укрепи их в страхе Твоем…

Народ:!Аминь.

Еп.:!Господь со всеми вами.

Народ:!И с духом Твоим.

Диакон:!Идите с миром.

6. ЛИТУРГИЯ ПО «ЗАВЕЩАНИЮ».

Как мы уже говорили «Testamentum» ("Завещание") — это сирийский памятник конца III века. Его уникальность в том, что он даёт подробное изложение чина Литургии верных, сообщает текст всех её молитв и описывает всё действие. Почему не описана Литургия оглашенных? Потому что из предыдущих глав явствует, что Литургия «За2вещания» является продолжением "предрассветного собрания" (Утрени), которое, собственно, и поглотило Литургию оглашенных. Наставив оглашенных чтением и поучением, епископ отпускал их с особой молитвой и начинал Литургию для верных. Из текста видно, что она состоит из 5 — ти частей.

1. Предложение (Проскомидия).

Диаконы принимали (только от верных) приношения (т. е. хлеб и вино). При этом записывали имена приносивших и тех, за кого были сделаны приношения (ср. с современными записками на Литургии). Затем отбирали 3–4 хлеба, смешивали вино с водой и поставляли всё это на престол. И пока епископ с пресвитерами, возложив руки на хлеба, произносил молитву предложения, записанные имена прочитывались диаконом или чтецом. (В современной Литургии этот момент соответствует нашему Великому входу).

2. Лобзание мира — т. е. взаимное приветствие в знак любви и единомыслия. У нас этот обряд сохранился только на Пасху (т. н. "христосование"), о в обычных Литургиях он происходит в алтаре и о нём напоминает только возглас диакона:!"Возлюбим друг друга да!ед2иномыслием исповемы" (перед Символом веры). Католики и протестанты в знак приветствия пожимают друг другу руки (после "Отче наш").

3. Возглашения диакона относительно Евхаристии не имеют аналога в нашем богослужении. Это чисто сирийский элемент, впоследствии заменённый ектенией.

4. Евхаристический канон тоже типично сирийский и ещё без римского Sanktus — a, который в III веке до Востока, очевидно, ещё не дошёл. Он состоит из трёх классических частей: Префация Анамнесис — Эпиклесис и завершается т. н. Интерцессией, т. е. ходатайственной молитвой. Этот Евхаристический канон удивляет нас своей протяжённостью. Видно, что он чрезвычайно развился к концу III века и обогатился чисто восточной цветистой образностью (Западные каноны всегда более лапидарны).

5. Причащение и благодарственная молитва

7. ВОСХОДЯЩИЙ ЭПИКЛЕСИС И ЕГО ГЕНЕЗИС.

Наибольший интерес исследователей вызвал эпиклесис «Завещания», т. е. призывание Св. Духа:! "Мы приносим Тебе благодарение, вечная Троица, Господи Иису!се Христе, Господи Отче… Господи Душе Святый: приими это питие!и эту пищу к Твоей Святости, сотвори их быти нам не во!осуждение… но во исцеление и укрепление духа нашего".

Легко увидеть, что здесь и нет призывания Св. Духа как такового. Вместо него — просьба о принятии Св. Даров в жертву. И эта просьба обращена не к Богу Отцу (как обычно), а ко всей Св. Троице!

Вот такой эпиклесис. в котором обращение к Богу Отцу перехо дит (восходит) в обращение ко всей Св. Троице с призывом принять Дары, называется b" восходящим эпиклесисом" (термин еп. Ван дер Мансбрюгге).

Откуда он мог взяться?

Обращение ко всей Св. Троице вместо Бога Отца, как это показал проф. Н.Д. Успенский, связано с сирийским сказанием об Аврааме и 3 — х ангелах. Следовательно, это сирийский элемент. Далее обращает на себя внимание то, что при перечислении Лиц Св. Троицы, Иисус Христос, как Искупитель, предшествует здесь Богу Отцу. Учёные давно отметили, что это характерный признак Антиохийской традиции. Впервые этот порядок поминания Лиц мы находим у Антиохийского епископа сщмч. Игнатия Богоносца в XIII гл. его послания к Магнезийцам:!"Итак старайтесь утвердиться в учении апосто!лов… в Сыне и в Отце и в Духе".

С другой стороны, прошение о принятии Даров вместо прошения о наитии на Дары Св. Духа акцентирует жертвенный аспект Евхаристии, а этот аспект традиционно акцентирует Римская Церковь. Так в Евхаристическом каноне папы Геласия (самом раннем из известных) очень образно говорится:! "Усердно просим Тебя, Всемогущий Боже, повели, да будет при!несено сие руками Ангела Твоего на горний жертвенник Твой пред!лице Божественного величества Твоего… дабы всякий раз, когда мы!будем принимать от сего жертвенного причастия святейшее Тело и! Кровь Сына Твоего, мы исполнялись всякого небесного благослове!ния и благодати".

Схожий эпиклесис и в древне-Медиоланской Литургии:! "И молим и просим: приими сие приношение на горний жертвен!ник руками ангелов Твоих…"

Общеизвестно, что в Римской Мессе долгое время вообще отсутствовала специальная молитва о призывании Св. Духа. В этой связи некоторые православные полемисты даже обвиняли католиков в том, что у них нет эпиклесиса и, следовательно, не совершается таинство. Это, очевидно, издержки полемики (а может быть и недоумие), потому что эпиклесис, разумеется, был — только восходящий. Ведь ясно же, что принятие Богом предлагаемых Даров неразрывно связ2но с их преложением, которое может совершаться только освятительным действием Св. Духа. Т. е. в этом случае акт преложения мыслится при участии всех Лиц Троицы (Отец принимает таинство Сына действием Духа) — что мы и видим в эпиклесисе =Завещания=.

Но возникает вопрос: если здесь с одной стороны Антиохийская (т. е. сирийская) традиция, а с другой — Римская, то как это могло быть связано?

И здесь возможен только один ответ: Литургии этого типа (т. е. с восходящим эпиклесисом) связаны с литургической практикой апп. Петра и Варнавы. Вспомним, что ап. Пётр основал Римскую Церковь, ап. Варнава — Антиохийскую, но умер недалеко от Рима, в Медиолане. И Медиоланскую Литургию (с восходящим эпиклесисом) предание припысывает именно Варнаве.

Т.о. анализ «Завещания» подтверждает происхождение если не самих чинов древних литургий, то их Евхаристических канонов — от самих апостолов!


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Истоpическая литуpгика"

Книги похожие на "Истоpическая литуpгика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Алымов

Виктор Алымов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Алымов - Истоpическая литуpгика"

Отзывы читателей о книге "Истоpическая литуpгика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.