БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)" читать бесплатно онлайн.
Развитие сети вузов во всех союзных республиках, расширение подготовки специалистов в СССР осуществлялось в тесной связи с планами развития всех отраслей народного хозяйства. В 1914/15 учебном году в России (в современных границах) обучалось 127,4 тыс. чел. в 105 вузах, в 1970 — около 4,6 млн. студентов в 805 вузах. В результате осуществления ленинской национальной политики все союзные республики по числу студентов вузов на 10 тыс. чел. населения превзошли крупнейшие капиталистические страны Европы.
Уже в первые годы Советской власти была ликвидирована имевшая место в дореволюционной высшей школе кастовость в подборе научных работников. В Положении о научных работниках вузов, утверждённом СНК РСФСР 20 января 1924, указывалось, что научными работниками вузов могут быть все лица, обладающие достаточной научной подготовкой, определяемой на основании их работ и отзывов соответствующих учреждений и отдельных специалистов. Вместе с тем В. И. Ленин подчёркивал необходимость широкого привлечения к педагогической деятельности старой профессуры. В первые же годы Советской власти были приняты меры по ежегодному расширению подготовки научных и научно-педагогических кадров и особенно через аспирантуру. На 1 января 1970 в вузах было 327,2 тыс. научно-педагогических работников, в том числе 10,4 тыс. докторов и 95,3 тыс. кандидатов наук.
Существование в СССР различных форм обучения — дневного, заочного, вечернего — на родном языке (в советских вузах преподавание осуществляется более чем на 70 языках народов и народностей СССР), льготы, предоставляемые государством студентам вузов (бесплатное обучение, стипендии, общежития), дополнительные оплачиваемые отпуска и сокращённый рабочий день для обучающихся без отрыва от производства, широкая сеть курсов по подготовке в вуз сделали В. о. доступным всем гражданам, имеющим законченное среднее образование.
Основные задачи В. о. в СССР в период строительства коммунизма определены Программой партии, принятой 22-м съездом КПСС (1961), решениями 24-го съезда КПСС (1971), постановлениями ЦК КПСС и Советского правительства. Советская высшая школа призвана готовить всесторонне образованных специалистов, активных строителей коммунистического общества, обладающих высокой коммунистической убеждённостью, безгранично преданных социалистической Родине и пролетарскому интернационализму. Важнейшей задачей советской высшей школы является коммунистическое воспитание студенчества, каждый вуз создаёт систему учебно-воспитательных мероприятий, обеспечивающую высокий идейно-политический и научный уровень подготовки специалистов.
Отрасли В. о., типы вузов, профили подготовки высококвалифицированных специалистов формировались в зависимости от развития науки, техники, культуры, промышленности, потребностей народного хозяйства в кадрах с В. о. В гражданских государственных вузах — университетах, экономических, политехнических, инженерных (отраслевых), с.-х., медицинских, педагогических, физкультурных институтах, вузах искусства (см. статьи об отраслевых группах вузов, например, Авиационные институты , Педагогические институты ) — подготовка кадров осуществляется для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры по естественнонаучным, техническим и гуманитарным группам специальностей. Государственные военные вузы готовят офицеров для различных родов войск по специальностям отдельных отраслей военной науки (см. Военное образование , Военно-учебные заведения ); высшие партийные школы при ЦК КПСС и Высшая комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ готовят руководящих работников партийных, комсомольских и советских органов; Высшая школа профдвижения при ВЦСПС — квалифицированных профсоюзных работников; вузы Центросоюза СССР — работников торговли и общественного питания (помимо государственных вузов, в СССР существуют высшие духовные учебные заведения ). Сроки обучения в вузах, как правило, от 4 до 6 лет.
Естественнонаучные, технические и гуманитарные группы специальностей включают следующие отрасли образования: геологическое, горное, энергетическое, металлургическое, машиностроительное и приборостроительное, электромашиностроительное, радиоэлектронное, лесоинженерное, химико-технологическое, строительное и архитектурное, геодезическое, технологическое, гидрометеорологическое, с.-х., транспортное, экономическое, юридическое, медицинское, физкультурное, биологическое, физическое, механико-математическое, философское, историческое, филологическое, журналистское, педагогическое, библиотечно-библиографическое, искусствоведческое, музыкальное, театральное, художественное (об истории развития и содержания различных отраслей В. о. см. специальные статьи, например, Геологическое образование , Сельскохозяйственное образование и др.).
Система В. о. развивается в соответствии с потребностями народного хозяйства страны. Удельный вес среди окончивших вузы в 1970 составил по инженерно-техническим и экономическим специальностям 43,6%, гуманитарным и естественнонаучным 35,6%, с.-х. 7,7%, медицинским 7,1%.
На современный научно-технический прогресс наибольшее влияние оказывают достижения общественных и естественных наук, особенно математики, механики, физики, химии, биологии. Подготовка кадров по этим отраслям знания осуществляется в университетах. Университетское образование является ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления развития науки — сначала в факультативных, затем в обязательных курсах и, наконец, в новых специализациях и специальностях, которые нередко являются основой для организации вузов нового профиля.
В последние годы возникла необходимость в подготовке специалистов комплексных профилей: инженер-математик, инженер-физик, врач-биохимик, врач-биофизик и т.д. Иногда специалисты комплексных профилей готовятся вузами и соответствующими предприятиями и учреждениями: на первых трёх курсах теоретическое обучение (по общенаучным и общетехническим наукам) проводится в вузе, а дальнейшая специальная подготовка — на предприятиях и в организациях, где будут работать выпускники.
Подготовка специалистов всех профилей осуществляется на научно-теоретическом уровне, устанавливаемом периодически государством в соответствии с достижениями науки, техники и культуры для каждой группы специальностей вузов страны. Широта профиля специалистов определяется глубиной изучения фундаментальных отраслей науки (общественных, механико-математических, естественных) и овладения марксистско-ленинской методологией. Оптимальное соотношение между теоретической и практической подготовкой определяется в зависимости от профиля специальностей. Так, обязательная учебная и производственная практика занимает на инженерно-технических специальностях 22%, на естественнонаучных 21—33% (в зависимости от профиля специальности), гуманитарных 15—23%, экономических 24% общего количества учебных недель, планируемых на теоретические занятия.
Органическая связь теории с практикой достигается также путём чередования по каждой дисциплине лекций с лабораторными, практическими и с семинарскими учебными занятиями. Для каждой группы специальностей устанавливается наиболее рациональное соотношение между этими видами учебных занятий. Так, на специальности «математика» лекциям отводится 42,3%, лабораторным занятиям 13,3%, практическим 22,6%, семинарским 11,3% общего количества времени, планируемого на учебные занятия; на специальностях машиностроительных — соответственно 31,6%, 17,6%, 45,9% и 4,9%; «правоведение» — 44,4%, 9,3%, 34,4% и 11,6%.
Для каждой специальности отбирается определённый комплекс дисциплин, изучение которых в сочетании с учебной и производственной практикой обеспечивает приобретение современных научных знаний и овладение методами научной и практической работы. Соотношение между теоретическим и практическим обучением, периоды теоретических занятий, экзаменационных сессий, учебной и производственной практики, каникул, дипломной работы (проектирования) или государственных экзаменов, а также перечень и последовательность (по семестрам) изучения дисциплин с указанием обязательных занятий и количества самостоятельных работ студентов в неделю по каждому предмету определяются основным методическим документом — учебным планом , составляемым для каждой специальности. В учебном плане указываются также специализации с перечнем дисциплин по каждой. Специализации определяют более глубокое изучение какой-либо узкой области данной специальности. Содержание каждой дисциплины (и самостоятельных работ студента по ней) определяется учебной программой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)", комментарии и мнения людей о произведении.