БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)" читать бесплатно онлайн.
Систематическое повышение научного уровня подготовки специалистов обеспечивается активной научно-исследовательской работой кафедр с привлечением к этой работе и студентов.
Для повышения уровня научных исследований в вузах организованы проблемные лаборатории, вычислительные центры, а в некоторых вузах — научно-исследовательские институты, где разрабатываются актуальные научные проблемы. Сеть этих научных учреждений ежегодно расширяется. Многие вузы стали ведущими научными центрами в различных отраслях науки, техники и культуры.
Среди наиболее насущных вопросов перспективного планирования современного В. о. — установление профилей специалистов, содержания их подготовки, определение потребности народного хозяйства в специалистах в связи с развитием научно-технического прогресса. Эти вопросы решаются одновременно с прогнозированием развития науки, техники и культуры. Изучаются предложения о большей дифференциации подготовки специалистов применительно к сфере их будущей деятельности, о сроках обучения. Важнейшими проблемами являются разработка педагогики высшей школы и психологии студенческой молодёжи, а также совершенствование методов обучения в целях интенсификации подготовки кадров.
Для специалистов с В. о. сложилась стройная система повышения квалификации . Через эту систему должен проходить каждый специалист не реже чем через 5—6 лет. Создана также и система повышения квалификации преподавательского состава вузов. Для этих целей организованы специальные институты и факультеты повышения квалификации специалистов, занятых в народном хозяйстве, и факультеты повышения квалификации преподавателей вузов (см. Институты повышения квалификации ). Высокий научный уровень и демократическая основа В. о. в СССР получили мировое признание. В советских вузах обучаются студенты более чем из 100 стран мира, в том числе и капиталистических.
Больших успехов достигло В. о. и в других социалистических странах. Право трудящихся на В. о. закреплено конституциями. В. о. доступно всем имеющим законченное среднее образование гражданам независимо от пола, расы, национальности, социального происхождения и имущественного положения. Обучение бесплатное, осуществляется на родном языке. Создана широкая сеть университетов и отраслевых институтов. Численность студентов вузов на каждые 10 тыс. жителей увеличилась к 1968 по сравнению с их численностью при буржуазно-помещичьем строе: в Польше в 7 раз, в Болгарии и Венгрии более чем в 6 раз, Чехословакии в 5 и Румынии в 4,5 раза. В 1969/70 учебном г. в Болгарии было 26 вузов (около 86 тыс. студентов), в ГДР — 54 вуза (123 тыс.), соответственно в Польше — 84 (322 тыс.), в Венгрии — 87 (79 тыс.). Число студентов в вузах Румынии увеличилось почти в 6 раз, в Венгрии более чем в 6, Югославии в 12, ДРВ в 77 раз. В КНДР до освобождения страны не было ни одного вуза, а в 60-е гг. работало уже около 100.
До установления народной власти в вузах этих стран преобладали гуманитарные специальности, в 50—60-е гг. стали развиваться инженерные. Так, в Болгарии до 9 сентября 1944 не было подготовлено ни одного инженера, а вузы НРБ за два десятилетия выпустили более 40 тыс. инженеров и к 1980 контингент обучающихся на инженерных специальностях будет доведён до 55—60% общей численности студентов; университеты Кубы, которые до революции выпускали в основном специалистов гуманитарного профиля, в 1969 осуществляли подготовку кадров более чем по 30 специальностям, в том числе инженерно-техническим и медицинским.
В высшей школе ряда социалистических стран перечень специальностей сокращается за счёт расширения профилей подготовки кадров; узкая специализация осуществляется по окончании вуза (так называемое последипломное обучение) непосредственно в той организации, куда направлен молодой специалист. Например, в Чехословакии новый перечень сокращён со 145 до 108 специальностей. Наряду с сокращением специальностей организуются новые (ГДР и др.), предусматривающие подготовку кадров по направлениям, устанавливаемым на основе прогнозирования развития научно-технической революции.
В каждой стране создана своя система В. о., отвечающая народнохозяйственным и культурно-просветительным задачам, а также национальным особенностям государства. В Венгрии в университетах и институтах срок обучения 4—5 лет — в зависимости от профиля специальности; как правило, выпускникам, успешно защитившим дипломную работу, присуждается академическая степень доктора университета.
В Польше высшие школы двух типов: профессиональные — инженерные, с.-х., экономические и другие, и академические — университеты, политехнические и другие институты. В профессиональных высших школах подготовка специалистов осуществляется главным образом для практической деятельности (срок обучения 3—4 г.); в академических — для научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций (срок обучения 4—5,5 лет). В университетах и институтах присуждаются академические степени. Например, выпускники политехнических институтов после 5—5,5 лет обучения получают степень магистра-инженера, а окончившие высшие инженерные курсы — звание профессионального инженера, который используется только непосредственно на заводе в качестве технолога или организатора. В политехнических институтах имеются также потоки, на которых подготавливаются профессиональные инженеры. Соотношение подготовки магистров — инженеров и профессиональных инженеров — 2: 3 (по выпускам). Обычно на первых 4—5, а иногда и 6 семестрах студенты обучаются по единому плану, затем избирают специальность и на последних семестрах — специализацию.
В Югославии в соответствии с законом о факультетах и университетах, принятым в 1960, В. о. разделено на 3 ступени (1-я и 2-я ступень по 4 семестра, 3-я — 2—4 семестра). 1-я ступень даёт высшую специальную подготовку в какой-либо узкой области; 2-я — готовит специалистов для работы на производстве в качестве технологов, 3-я — заканчивается присуждением степени магистра наук (диплом магистра эквивалентен диплому выпускника советского вуза), которая даёт право работать в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и т.п. организациях.
В высшей школе Румынии существует большая дифференциация сроков обучения. Так, подготовка инженеров широкого профиля осуществляется в течение 4—5 лет, экономистов, в зависимости от профиля, 4—4,5 и 5 лет. В университетах по специальностям: математика, физика, химия, биология и др. — срок обучения 4 г.; наиболее способных студентов по конкурсу принимают на 5-й год обучения для более узкой специализации. Выпускники 5-го курса работают в научных учреждениях и на наиболее ответственных участках народного хозяйства. Созданы 3-годичные педагогические институты для подготовки учителей 5—8-х классов. На специальностях искусства В. о. осуществляется в два цикла: 1-й — для всех обучающихся (4 г.), 2-й — для наиболее талантливых выпускников 4-го курса.
В ГДР в соответствии с новой реформой В. о. подготовка специалистов (3—5 лет) состоит из трёх циклов: общенаучной подготовки — на первых двух курсах (содержание её устанавливается министерством высшего и среднего специального образования), специальной — примерно 1—2 года на старших курсах, исследовательской — в последнем семестре (содержание специальной и научно-исследовательской подготовки определяется вузом совместно с предприятием, для которого готовятся специалисты). Предприятия формулируют требования, предъявляемые к выпускникам, а вузы обеспечивают подготовку специалистов, отвечающих этим требованиям. Наиболее успевающих студентов по окончании обучения оставляют в вузе для научно-исследовательской работы на 2—3 г., они защищают диссертации на соискание степени доктора соответствующей отрасли науки (эквивалентной степени кандидата наук в СССР).
На медицинских специальностях (лечебное дело и педиатрия) во всех социалистических странах срок обучения 6 лет, выпускникам присваивается академическая степень доктора медицины.
Учебные планы и организация учебного процесса в высшей школе каждой социалистической страны также имеют свои особенности. Общая тенденция — усиление общенаучной подготовки и повышение удельного веса самостоятельной работы студентов. На инженерных специальностях вузов Польши изучению общенаучных, общеинженерных и основных профилирующих курсов отводится 50—60% общего учебного времени, на социально-экономические — 5—10%, на дополнительные предметы (иностранные языки — русский и один западноевропейский, физкультура и др.) — 15—20%, на специальные — 5—10%, на практику — 5—10%. Заканчивается обучение дипломной работой и выпускными экзаменами (в академических школах — магистерской работой и магистерскими экзаменами). Магистерские работы иногда связаны с тематикой научно-исследовательской деятельности кафедр. В вузах Кубы учебный план состоит из общеобразовательных дисциплин (удельный вес 10%), основных общенаучных фундаментальных (30%), основных специальных (30%) и дисциплин профессиональной подготовки (30%). Студенты медицинских специальностей на 5-м курсе переходят в интернаты при клиниках. В учебных планах вузов Венгрии, Чехословакии и некоторых других стран значительное место отводится альтернативным дисциплинам, что позволяет студентам специализироваться в более узкой области. Большое внимание уделяется органической связи теоретического и практического обучения. Получает развитие вечернее и заочное В. о. (в различных формах и соотношениях с дневным). Например, в Болгарии широкое распространение получило заочное образование, в Польше — вечернее, а также подготовка специалистов экстерном. В ГДР, согласно новой реформе, вводится вечернее и заочное В. о. для трудящихся, имеющих среднее специальное образование и опыт практической работы. Много внимания в социалистических странах уделяется последипломному обучению. В каждой стране при вузах организованы факультеты, курсы повышения квалификации специалистов, занятых в наиболее важных отраслях народного хозяйства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ВЫ)", комментарии и мнения людей о произведении.