БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИН)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ИН)" читать бесплатно онлайн.
С 16 в. в И., разделённой на небольшие мусульманские княжества, утрачивались традиции индуистской культуры. Они сохранились главным образом на о. Бали, куда не проник ислам (храмовые комплексы 18—19 вв. с 2—3 дворами, высокими воротами, ярусными башнями). На многочисленных островах у многих народов И. развивалось народное декоративно-прикладное искусство. Старинные центры художественных ремёсел Центральной Явы славятся изделиями из золота и серебра (сохранились образцы 14—15 вв.), с затейливой вязью изящного орнамента; своеобразны по форме и орнаментике кинжалы («крисы»). От 14—16 вв. дошли образцы древнего искусства бронзового литья на Яве (статуэтки божеств, колокольчики, подносы, сосуды для благовоний, светильники). Ява — родина батика , замечательного по красоте традиционного узора и расцветки. Ява и Бали — центры обработки буйволовой кожи, из которой изготовляют кукол для теневого театра, детали костюмов для танцовщиц и актёров классической драмы и др. изделия. На всех островах архипелага из бамбука и листьев кокосовой пальмы плетут веера, циновки, шляпы, кухонную утварь, сумки. Традиции ткачества поддерживаются на Сулавеси, Суматре, Молуккских островах. На многих островах изготовляют по древним образцам культовые статуэтки из дерева и терракоты. На Бали особого расцвета достигли художественные ремёсла, традиционная живопись, лубок. Разнообразны типы народного жилища — от хижин (Западный Ириан, о. Тимор) и лёгких каркасных свайных домов из дерева и бамбука до больших общинных домов (особенно длинных у даяков Калимантана), иногда с высокой седловидной крышей большого выноса (у тобабатаков и минангкабау на Суматре), часто на мощных столбах.
С установлением голландского господства в И. национальное искусство замерло, города строились по европейскому образцу, но в мечетях и дворцах («кратонах») местных правителей преобладали мотивы мусульманской архитектуры стран Азии. В 20 в. в Джакарте, Бандунге, Сурабае начали возводиться крупные здания с галереями, лоджиями, навесами, солнцезащитными решётками, в том числе из железобетона. Но массовая застройка городов оставалась стихийной и неблагоустроенной. В середине 19 в. в И. появилась реалистическая живопись с национальной патриотической тематикой (Раден Салех), на рубеже 19—20 вв. — романтический национальный пейзаж (С. С. Абдуллах). Борьба за независимость способствовала развитию прогрессивного национального реалистического искусства, проникнутого любовью к человеку и патриотическим воодушевлением (Объединение художников И., основано в 1937—38, — С. Суджойоно, А. Джая, К. Аффанди, Х. Нгантунг, Б. Ресобово). Это направление стало ведущим с установлением независимости (1945), сосуществуя с традицией романтической экзотики (Б. Абдуллах) и модернизмом. Развивались реалистическая скульптура (Г. Хендра) и графика (У. Эффенди, Суромо). Своеобразна жизнерадостная, узорная живопись Бали (А. А. Г. Собрат, И. Б. Маде). Началось строительство новых городов (г. Сумберджая на Суматре, город-спутник Джакарты — Кебайоран), новые районы были построены в Джакарте, Джокьякарте, Бандунге; при помощи советских специалистов строились общественные здания, промышленные, учебные, спортивные и др. комплексы (спортивный комплекс в Джакарте и др.). После событий 1965 прогрессивные художественные организации были разгромлены, ряд художников подвергся репрессиям, в искусстве и художественном образовании получили перевес модернистические направления.
Лит.: [Рябинкин П.], Искусство Индонезии, М., 1959; Архитектура стран Юго-Восточной Азии, М., 1960; Демин Л. М., Искусство Индонезии, М., 1965; Прокофьев О., Искусство Юго-Восточной Азии. М., 1967; Arts and crafts in Indonesia, Djakarta, 1956; Bernet Kempers A. J., Ancient Indonesian art, Amst., 1959; Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group, L., 1959.
Н. П. Чукина.
XV. Музыка
Музыка И. сложилась в ходе исторического развития и преобразования традиций индо-яванской культуры и культуры других народов, населявших территорию И. Она достигла наивысшего расцвета на о. Ява на рубеже 1—2-го тыс. и распространила своё влияние на Южную Суматру, часть Калимантана, Бали, Мадуру, Западный Ломбок и др. острова архипелага.
С древнейших времён в И. музыка существовала в устной традиции, в быту сельского населения. В ладовой основе музыки И. лежит 5-звуковая система слендро (вид пентатоники ), расширяющаяся до 7-звуковой системы пелог. Характерные черты индонезийской музыки — широко развитая гетерофония и многоголосие. Несмотря на специфическое отличие вокального стиля от инструментального (при его ритмическом богатстве), в них обоих главенствует мелодическое начало. Мелодия образно называется «стволом» (покок), а развивающие её мелодические и ритмические фигурации — «цветами» (кантилан). Вершина классического музыкального искусства И. — оркестр народных инструментов гамелан , существующий с эпохи раннего средневековья. В 16 в. возникает песенно-музыкальная форма, близкая европейской (вбирает и народные традиции), — крончонг. В индонезийской музыке преобладала устная традиция, хотя издревле существовали зачатки и записи невмами . В современной музыке И. применяется и европейская нотация . Влияние европейской духовной музыки, культивировавшейся католическими миссионерами, сказалось на индонезийском профессиональном музыкальном искусстве. Некоторые произведения, созданные в 30—40-е гг. 20 в., несмотря на вполне светское содержание, близки по стилю григорианским хоралам (вокальные пьесы Симанджутака на тексты Сануси Пане и Усмара Исмаила, а также работы К. Синсу, ещё более сходные с церковными гимнами). После образования независимой Республики И. (1945) открылись новые перспективы создания общеиндонезийской национальной культуры. Всё возрастающее число музыкальных коллективов как профессиональных, так и любительских, стремилось не только сохранять, но и творчески развивать народные традиции. Известность приобрели композиторы Суджасмина, А. Пасарибу, Сусбини и др. В Джокьякарте, а затем в Джакарте при радио были созданы камерные оркестры. С 1952 в Джокьякарте работает государственная музыкальная школа. В Суракарте в 1960 была основана консерватория, школа индонезийской классической музыки. После 1965 развитие музыкального искусства затормозилось, прогрессивные музыкальные объединения прекратили существование, некоторые музыкальные деятели подверглись репрессиям, а часть из них (например, Пасарибу) вынуждена была покинуть родину. В 1968 в Джакарте создан симфонический оркестр (руководитель Адидхарма), выступающий с концертами европейской музыки и реже исполняющий произведения индонезийских авторов.
Лит.: Sachs С., Die Musikinstrumente Indiens und Indonesiens,. В — Lpz., 1923; Kunst J., Music in Java, 2 ed., v. 1—2, The Hague, 1949.
Л. Б. Переверзев.
XVI. Театр
За длительный исторический период в И. сложился традиционный театр разнообразных форм, наделённый самобытными чертами сценической выразительности. Его истоки — в древних образцах театрализованных действий, входивших в народные празднества и культовые церемониалы. Наиболее характерные традиционные театральные формы: ваянг-топенг (ваянг — театр, представление, топенг — маска), где исполнители выступают в масках и пользуются средствами пантомимы и танца (упоминается в яванских хрониках 9 в.); ваянг-пурво (теневой театр; древнеяванские литературные памятники указывают на 11 в.); ваянг-келитик (театр плоских деревянных марионеток); ваянг-голек (театр объёмных марионеток); ваянг-бебер (театр картинок, сопровождаемый рассказом); топенг-бабакан (фарсовый театр); ваянг-оранг, вобравший в себя разнохарактерные, строго канонизированные театральные средства. Драматургической основой традиционных представлений послужили различные эпизоды из древнеиндийского эпоса «Рамаяны» и «Махабхараты», а также материалы индонезийских сказаний и хроник. Как правило, спектакль идёт в сопровождении оркестра гамелан (см. раздел Музыка). На рубеже 19—20 вв. наряду с традиционным формируется театр современный — кетопрак и лудрук. Они сочетают традиционные средства выразительности с европейскими; в 50-е гг. были известны труппы «Мархаэн», «Триснокантен», выступавшие в разных районах страны. Возникали и труппы, более близкие к современному европейскому театру. В репертуаре этих коллективов произведения национальных драматургов: Утуй Татанг Сонтани, Абу Ханифаха, Али Мохаммада, Сануси Пане и др., а также пьесы Г. Ибсена, А. П. Чехова, Н.. В Гоголя. В Джакарте существуют театральные здания «Отель Индонезия» и «Кечия», где выступают различные труппы.
В 50-е гг. в И. начали работать Национальная театральная академия и «Лембага драма И.» (Отделение национальной драмы).
После 1965 прогрессивные театральные деятели подверглись репрессиям, некоторые труппы распущены (часть трупп лудрука), ставить произведения современных прогрессивных драматургов запрещено.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ИН)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ИН)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ИН)", комментарии и мнения людей о произведении.