БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (КИ)" читать бесплатно онлайн.
После объединения страны Танской династией (618—907) возникли благоприятные условия для расцвета литературы. Общему культурному подъёму способствовало возникновение многолюдных городов, расширение связей с соседними странами, изобретение книгопечатания. Именно тогда окончательно формируется китайский литературный язык вэньянь. Уже Чэнь Цзы-ан (661—702), отвергая украшательскую поэзию, выступал за жизненность содержания и высокие идеалы в литературе. Расцвет литературы наступает в 8 в. Его открывают певец природы и дружбы Мэн Хао-жань (689—740) и Ван Вэй (699 или 701—759 или 761) — лирик, художник и музыкант. Поэты «пограничной школы» Гао Ши (700?—765), Цэнь Шэнь (715—770) и отчасти Ван Чан-лин (698—765) поведали правду о тяжёлой доле воинов, которых посылали охранять завоёванные земли. Гуманистическая лирика Ли Бо (701—762) проникнута стремлением к постижению смысла бытия. Его образы часто гиперболичны, атмосфера жизнерадостна. Творчество др. величайшего китайского поэта Ду Фу (712—770) пронизано болью за страдающий народ; в его сдержанной и суровой по колориту поэзии гражданские мотивы соседствуют с сугубо личными переживаниями. Дальнейшее развитие социальная тема получила в творчестве Бо Цзюй-и (772—846), прославившегося своими пейзажными и философскими четверостишиями, а также поэмами «Лютня» и «Песнь вечной скорби». К числу крупнейших лириков 8—9 вв. относятся Юань Чжэнь (779—831), Ли Шан-инь (813—858) и Ду Му (803—853), для произведений которых характерны усиление субъективного начала и усложнённость образов.
В начале 9 в. Хань Юй (768—824) и Лю Цзун-юань (773—819) возглавили конфуцианское в своей основе движение за «возрождение древности». Господствующему в прозе украшательскому «параллельному стилю» они противопоставляли ясную, содержательную прозу «древнего стиля» (гу вэнь). В прочно утвердившихся с этого времени различных жанрах гувэнь — эссе, послания, притчи, предисловия — ярко проявились свойственные китайской литературе дидактические тенденции, стремление к прямому воздействию на читателя. На литературном языке вэньянь появляются сборники любовных, авантюрных и фантастических новелл Бо Син-цзяня (770—около 816), Юань Чжэня, а также Ли Гун-цзо. Одновременно на разговорном языке формируется генетически связанный с буддийскими проповедями прозопоэтический сказовый жанр бянь-вэнь, городская повесть хуабэнь, крупная прозопоэтическая форма чжунгундяо, подготовившие появление романа и драмы.
В период правления династии Сун (960—1279) наряду со строгим классическим стихом ши (философская и историческая поэзия Оуян Сю, 1007—72; Хуан Тин-цзяня, 1045— 1105; Ван Ань-ши, 1021—86; Су Ши, 1036—1101) широкое распространение получила песенная лирика цы, для которой более характерно эмоциональное начало, интерес к внутреннему миру человека. Популярнейшими среди авторов цы были Лю Юн (987—1053), Чжоу Бан-янь (1056—1121), поэтесса Ли Цин-чжао (1084—1151?), поэт-патриот Синь Ци-цзи (1140—1207). Общественная тематика: жизнь крестьян, защита страны — занимала большое место в творчестве Лу Ю (1125— 1210) и Фань Чэн-да (1126—93). Оуян Сю, Су Ши и др. создали также прекрасные образцы прозы гувэнь. Однако к концу периода в «высоких» жанрах поэзии и прозы заметны уже признаки застоя. Последним видным сунским поэтом был автор «Песни духу прямоты» Вэнь Тянь-сян (1236—82), погибший в борьбе с монгольскими завоевателями.
Время правления монгольской династии Юань (1280—1368) отмечено дальнейшим ростом городов и ухудшением положения служилого образованного сословия. Следствием этого было временное усиление влияния буддийской и даосской идеологии, а также широкое распространение демократических жанров, особенно драмы, ранние записи которой относятся к 13 в. (так называемая южная драма). В 13 в. на Севере страны утверждается тесно связанная с музыкой строго канонизированная четырёхактная музыкальная драма цзацзюй на героические и бытовые темы, а также сказания о небожителях Гуань Хань-цина, Бо Пу (около 1222—около 1312), Ма Чжи-юаня (1250?—1324?), Ван Ши-фу (умер около 1330) и др. авторов. Появилась новая разновидность песенной лирики саньцюй (Чжан Кэ-цзю, около 1280—1330; Цяо Цзи, 1280—1345) и сборники прозаических заметок о жизненных событиях, мыслей о прочитанном и др.
Важным явлением литературы 14 в. была циклизация народных повестей и возникновение на этой основе романов-эпопей, объединяющих большое число сюжетно завершенных, но не всегда связанных друг с другом глав-эпизодов. Первыми из них были беллетризированные хроники о событиях 3 в. — «Троецарствие» Ло Гуань-чжуна (около 1330—около 1400) и «Речные заводи» Ши Най-аня (14—начало 15 вв.) о деяниях повстанцев 12 в. При династии Мин (1368—1644) вновь выдвигаются «высокие» жанры. Наряду с утратившими значительную долю своего демократизма «северными драмами» были созданы более крупные по объёму и свободные по форме «южные драмы» Ли Кай-сяня (1501—68), Ван Ши-чжэня (1526—90) и др. Высшими образцами драматургии этого периода явились «Пионовая беседка» Тан Сянь-цзу (1550—1616) — романтическая история о любви, побеждающей смерть, историческая трагедия «Дворец бессмертия» Хун Шэна (1645?—1704) и «Веер с персиковыми цветами» Кун Шан-жэня (1648—1718).
В конце 16 в. Ли Чжи (1527—1602), Юань Хун-дао (1568—1610) и др. писатели выступали против ставшего официальным течения «возврата к древности». Отмечается новый подъём повествовательной прозы на разговорном языке: фантастическая эпопея «Путешествие на Запад» У Чэн-эня (около 1500—1582), историко-фантастический роман «Плавание Чжэн Хэ по Индийскому океану» (1597) Ло Мао-дэна, анонимный социально-бытовой роман «Цзинь, Пин, Мэй» (конец 16 в.), ярко воспроизводящий городские нравы своей эпохи. Писатели Фэн Мэн-лун (1574—1646), Лин Мэн-чу (1580—1644) и др. опубликовали многочисленные обработки народных повестей, а также оригинальные новеллы.
Маньчжурское вторжение (1644) обусловило появление плеяды оппозиционно настроенных поэтов и мыслителей, для творчества которых характерны просветительские тенденции: Хуан Цзун-си (1610—96), Гу Янь-у (1613—82); Ван Фу-чжи (1619—92). Появились романы, прославляющие героев прошлого: «Сказание о Юэ Фэе» (конец 17 в.) Цянь Цая. Пороки общества обличаются в насыщенных фантастикой и иронией новеллах Пу Сун-лина (1640—1715). У Цзин-цзы (1701—54) в сатирическом романе «Неофициальная история конфуцианцев» клеймил с позиций «истинного» конфуцианства пошлость, карьеризм и консерватизм служилой интеллигенции. Вершиной классического романа явился «Сон в красном тереме» Цао Сюэ-циня (около 1715—1762) — психологически насыщенное повествование о моральном и экономическом упадке феодальной аристократии. В дальнейшем, в обстановке усиливавшегося цензурного давления маньчжурских властей господствующее место в литературе вновь заняли «высокие» жанры ортодоксально-конфуцианской «тунчэнской школы». Им противостояли произведения прогрессивных мыслителей Дай Чжэня (1723—77) и Гун Цзы-чжэня (1792—1841), сатирико-фантастический роман с элементами утопии «Цветы в зеркале» Ли Жу-чжэня (около 1763—1830), народные пьесы, сказы, песни и др. произведения «низких» жанров позднего средневековья, игнорировавшиеся официальной филологической наукой.
Литература нового времени (середина 19 в.—1917) отразила освободительное движение против маньчжуро-китайских феодалов и экспансии капиталистических государств Запада, упадок феодального общества и первое знакомство с культурой Запада. На фоне эпигонских сочинений выделяется патриотическая лирика Линь Цзэ-сюя (1785—1850), Вэй Юаня (1794—1857) и особенно Хуан Цзунь-сяня (1848—1905), который выступал за обновление классических поэтических форм. Своеобразная литература была порождена восстанием тайпинов (Хун Жэнь-гань, 1822—64, и др.), а также движением за реформы в 90-е гг. (Тань Сы-тун, 1866—98; Лян Ци-чао, 1873—1929). Проза представлена противоречивыми в идейном отношении романами: авантюрным — «Деяния судьи Ши» (аноним, 1838), героическим — «Трое храбрых, пятеро справедливых» (1879) сказителя Ши Юй-куня, нравоописательным «Цветы на море» (1892) Хань Бан-цина (1856—94). В 1900—1910-е гг. прозаические произведения заполнили многочисленные литературные журналы. Наибольший интерес представляют просветительские «обличительные романы», вскрывающие язвы общества и пытающиеся указать способы их лечения: «Наше чиновничество» и «Краткая история цивилизации» Ли Бао-цзя (1867—1906), «Нелепости, виденные за 20 лет» У Во-яо (1866—1910), «Путешествие Лао Цаня» Лю Э (1857—1909), а также «Цветы в море зла» Цзэн Пу (1871—1934), в котором с симпатией изображаются китайские и русские революционеры. Революционный подъём начала 1900-х гг. получил отражение в прогрессивной публицистике Чжан Тай-яня (186с8—1936), Цзоу Жуна (1885—1905), в поэзии Цю Цзиня (1875—1907), Су Мань-шу (1884—1918); на позициях борьбы с маньчжурской монархией стояло также поэтическое «Южное общество» (Лю Я-цзы, 1887—1958, и др.). В период революции 1911—13 наступил кратковременный расцвет политически окрашенной прозы и драматургии, однако при Юань Ши-кае (1912—1916) их сменила поверхностная развлекательная литература.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (КИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (КИ)", комментарии и мнения людей о произведении.