БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (КИ)" читать бесплатно онлайн.
Во 2-й половине 19 в. в превращенном в полуколонию К. резко обострились социальные и культурные противоречия. Во всех областях культурной жизни наблюдался застой. Общий упадок отразился и на архитектуре, и на декоративно-прикладном искусстве, произведения которого были подчас вычурными и безвкусными.
Крупные города (Шанхай, Тяньцзинь, Нанкин, Гуанчжоу) застраивались эклектичными зданиями европейского типа — каменными домами с затейливыми арками, стилизованными в национальных традициях. Окраины, представлявшие собой грязные трущобы с извилистыми переулками, были застроены мазанками, бамбуковыми фанзами. Не менее эклектичным был и так называемый китайский ренессанс (дворцовый павильон Цинъяньфан в форме корабля в парке Ихэюань, библиотека — в Пекине), механически соединивший черты китайской и европейской архитектуры.
Ближе всего связанными с жизнью народа оказались гравюра и лубок, носители демократических тенденций.
Первыми мастерами, сумевшими приблизить традиционное искусство к жизни, были Жэнь Бо-нянь, У Чан-ши, Чэнь Ши-цзэн, Гао Цзянь-фу, стремившиеся вновь утвердить красоту мира природы (см. Гохуа ). Появилась живопись маслом европейского типа.
Великая Октябрьская социалистическая революция в России вызвала в К. подъем демократических сил. В 1920-е гг. появляются плакат, гравюра нового типа, формируется революционная карикатура. Наиболее широко гравюра К. соприкоснулась с жизнью народа в 1940-е гг., после того как была создана Академия искусств им. Лу Синя (1938) и сформировался круг современных мастеров. Серии гравюр Гу Юаня, листы Ли Хуа, Ма Да и др. соединяют остроту и лаконизм традиционной манеры с новым мировосприятием.
Образование КНР в 1949 создало новые возможности для развития демократической культуры. Развернулись градостроительные работы. Императорские дворцы и сады были переоборудованы в музеи и парки. Были созданы многие жилые и общественные сооружения, расширены улицы и площади, с конца 1950-х гг. используется принцип застройки микрорайонами. В проектировании и строительстве большую помощь оказывали специалисты СССР и др. социалистических стран. В архитектуре 1950-х гг. зодчие К. соединяли декоративные элементы традиционной архитектуры с современными строительными конструкциями (здание Всекитайского собрания народных представителей, гостиница «Пекин», гостиница «Дружба», Центральный вокзал — все в Пекине).
В живописи КНР 1950-х гг. значительную роль играет творчество Ци Бай-ши, Пань Тянь-шоу, Хуан Бинь-хуна и Сюй Бэй-хуна. Не выходя за круг традиционных мотивов пейзажа, жанра «цветов и птиц», Ци Бай-ши раскрывал красоту природы, Сюй Бэй-хун создавал образы современников — портреты рабочих, деятелей культуры, стремясь соединить приемы живописи «гохуа» с приемами современной европейской живописи. В историческом, бытовом и пейзажном жанрах тот же метод использовали Ли Кэ-жань, Цзян Чжао-хэ и др. Получили распространение многие отрасли декоративно-прикладного искусства. Появилось искусство весьма разнообразной художественной вырезки (так например оконные цветы). Значительное место занимают выделка художественных тканей и вышивка.
Годы «культурной революции» были периодом упадка китайского изобразительного искусства. По существу, его единственной областью, имевшей право на существование, был политический плакат, целиком посвященный пропаганде «культурной революции» и «идей Мао».
Некоторое оживление наблюдается с начала 1972, о чём, в частности, свидетельствует проведение Всекитайской художественной выставки и Всекитайской выставки кустарно-художественных изделий.
Разнообразие климатических условий нашло отражение в народной архитектуре К. На Ю. — лёгкие деревянные здания с высоко поднятыми углами крыш, на С. — массивные постройки с глинобитными стенами, в центральных районах — прямоугольные в плане каркасные хижины, в горных районах — дома пещерного типа. Самобытна архитектура автономных районов К. — Тибета (см. Тибетский автономный район ) и Синьцзяна (см. Синьцзян-Уйгурский автономный район ).
Лит.: Разумовский К. И., Китайское искусство, в кн.: Китай. История, экономика, культура, М. — Л., 1940; Вестфален Э. Х., Кречетова М. Н., Китайский фарфор, Л., 1947; Глухарёва О. и Денике Б., Краткая история искусства Китая, М. — Л., 1948; Кочетова С., Фарфор и бумага в искусстве Китая, М. — Л., 1956; [Муриан И.], Современный китайский лубок, М., 1958; Глухарёва О. Н., Искусство народного Китая, М.. 1958: Кречетова М. Н., Резной камень Китая в Эрмитаже, Л., 1960; Виноградова Н. А., Искусство средневекового Китая, М., 1962; её же, Искусство Китая, в кн.: Всеобщая история искусств, т. 1, М., 1956; т. 2. кн. 2, М., 1961; т. 6, кн. 2, М.. 1965; её же. Китайская пейзажная живопись, М., 1972; Архитектура Китая, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1970. т. 9, М., 1971; Cohn W., Chinese painting, L., 1948: Soper A., The art and architecture of China, Harmondsworth, 1956; Sirén О., Chinese painting: leading masters and principles, v. 1—7, L. — N. Y., 1956—58.
Н. А. Виноградова.
XV. Музыка
Музыкальная культура К. — одна из древнейших в мире. Её истоки восходят к первобытным песням и пляскам, достаточно высоко развитым уже во 2-м тысячелетии до н. э.
В текстах 11—6 вв. до н. э. слово «юэ» (музыка) выражало широкое понятие, включавшее поэзию, танцы, изобразительное искусство. Таким образом, музыка с древности была связана с различными сторонами жизни и деятельности человека.
Представленные в книге «Шицзин» («Книга песен») 3000 народных песен, ритуальных гимнов (11—6 вв. до н. э.) — выдающийся памятник народного песенного искусства; считается, что эта книга положила начало развитию собственно истории китайской музыки. В 6 в. до н. э. песня стала обособляться от пляски, превращаясь в самостоятельный вид искусства. В понимании древних китайских философов, музыка призвана была играть практическую роль. Конфуций утверждал, что прекрасная музыка способствует истинному государственному устройству, поэтому она обладает строго определенной структурой. С древности в К. существовала музыкальная система люй (строй, мера), изобретение которой приписывается мифическому правителю Хуан-ди. В основе люй — 12-ступенный звукоряд, который образован 12 бамбуковыми трубками различной величины, расположенными в таком соотношении, что возникала цепь восходящих квартовых ходов. Люй содержала в себе возможности строгой темперации (равномерная темперация осуществлена в 16 в. н. э.). В 7 в. до н. э., в соответствии с развитием интонационной природы китайского языка, в музыке К. было выделено 5 важнейших звуков, образующих пентатонный звукоряд (см. Пентатоника ), происхождение которого объяснялось подражанием природе. Традиционный китайский оркестр включает около 100 инструментов. Наибольшая (около 30 видов) — струнная группа: щипковые — сэ, цинь, пипа, смычковые — ху (эрху, сыху, баньху); духовые инструменты: флейты — сяо (продольная), пай-сяо (многоствольная, вид флейты пана), шэн (язычковый; даёт аккордовое звучание); ударные — барабаны, колокола.
Народной песне К. свойственно одноголосие, гетерофония, повторяющиеся ритмы; манера исполнения отличается фальцетной, горловой окраской звука.
С 5 в. до н. э., с развитием конфуцианства, музыка в К. приобретает особенно важное общественное значение. Основные категории доктрины Конфуция — «жэнь» (гуманность) и «ли» (ритуал, система морально-этических принципов) — выступают в неразрывном единстве с музыкой. В период Хань (206 до н. э.—220 н. э.) общий культурный подъём сказывается и на усиленном развитии музыкального искусства, когда собиранием и изучением музыкального фольклора занималась созданная несколько ранее Юэфу (специальная музыкальная палата). В ведении последней находились исполнители на музыкальных инструментах, певцы, танцоры, с ней были связаны крупнейшие музыканты К.
В 3—6 вв. на характер музыки оказало влияние распространившееся в К. даосско-буддийское мировоззрение. В сочинении о цитре Цзи Кана (3 в.) понимание музыки как наивысшего выражения «дао» — сути бытия — противопоставлено доктрине Конфуция; музыка стала индивидуальной, мистической сферой, а не только общественной категорией. В 5—10 вв. в К. вместе с буддизмом пришло влияние музыкальных культур др. народов, что сказалось на расширении состава оркестра за счёт новых инструментов и на ладовой структуре музыки. Первое профессиональное произведение, дошедшее до нас в нотной записи,— пьеса для циня «Юланьпу» («Одинокая орхидея»), приписываемая Цю Мину (6 в.).
В связи с общим подъёмом культуры в период Тан (7—10 вв.) поднялся уровень музыкального образования (в 714 открылось 5 специальных музыкальных учебных заведений), были созданы первые придворные актёрские профессиональные группы, в том числе «Грушевый сад» («Лиюань»), ставшая исполнительской школой, которая объединила многих музыкантов. Крупнейшее музыкально-теоретическое сочинение — трактат «Записки о музыке» Дуань Ань-цзе — относится к 10 в.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (КИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (КИ)", комментарии и мнения людей о произведении.