БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КИ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (КИ)" читать бесплатно онлайн.
В связи с общим подъёмом культуры в период Тан (7—10 вв.) поднялся уровень музыкального образования (в 714 открылось 5 специальных музыкальных учебных заведений), были созданы первые придворные актёрские профессиональные группы, в том числе «Грушевый сад» («Лиюань»), ставшая исполнительской школой, которая объединила многих музыкантов. Крупнейшее музыкально-теоретическое сочинение — трактат «Записки о музыке» Дуань Ань-цзе — относится к 10 в.
В период Сун (10—13 вв.) возрождается в измененном виде конфуцианская теория музыки, по которой главное — непосредственная этическая действенность музыки, второстепенное — её эстетические принципы: музыкальная философия, теория. 13 в. отмечен широким развитием демократических музыкальных жанров, в том числе народного песенного искусства, тесно связанного с театром этого времени: 4-актная драма цзацзюй основанная на народных песнях Северного К. (Гуань Хань-цин написал свыше 60 пьес, используя северокитайский музыкальный фольклор); многочастная драма чуаньци строилась на народной музыке Южного К. В 15—16 вв. достигло высокого развития музыкально-театральное искусство, связанное с творчеством актёра и композитора Вэй Лян-фу.
Заключительный этап в развитии классической музыки К. относится к периоду династии Мин (14—17 вв.), когда Чжу Цзай-юй (в 16 в.) развил принцип равномерно-темперированного 12-ступенного звукоряда, завершив достижения системы люй.
С 17 в. до новейшего времени китайская музыка остаётся традиционной. Однако наблюдается тенденция к её демократизации. Для 18—19 вв. характерны европейские влияния, усилившиеся на рубеже 19— 20 вв.
После движения «4 мая» (1919) представители революционно настроенной молодёжи получают музыкальное образование в Европе, стремятся внести в музыку К. достижения музыкального искусства др. стран (среди них — Си Син-хай ). В 1932 композиторы Не Эр (автор песни «Марш добровольцев», ставшей государственным гимном КНР) и Люй Цзи организовали революционную группу музыкантов, создавших в период национально-освободительного движения против японских захватчиков популярные патриотические массовые песни.
В первые годы после образования КНР (1949) развитию музыки в К. способствовали организационные мероприятия правительства. В 1949 создана Всекитайская ассоциация литературы и искусства; в 1953 при ней был организован Союз китайских композиторов.
С конца 1950-х гг. наметился переход к созданию упрощенных, вульгаризаторских произведений. В 1-й половине 1960-х гг. и особенно в ходе «культурной революции» (2-я половина 1960-х гг.) музыка была призвана в основном иллюстрировать политические лозунги китайского руководства.
В ходе «культурной революции» прекратилось исполнение зарубежной и китайской музыки, написанной до 1966. Были разрешены к постановке лишь несколько «образцовых» пьес пекинской музыкальной драмы и балетов («образцовые», т. е. признаваемые «подлинно революционными»; «отвечающими идеям Мао Цзэ-дуна»; служащие образцом для творчества и для подражания в жизни). На основе «образцовой» пьесы «Шацзябан» создана одноименная оркестровая музыка (термин «симфония» как европейский не употребляется) для симфонического оркестра с участием китайских национальных инструментов. В концертные программы включаются арии из пекинской музыкальной драмы «Красный фонарь» в сопровождении фортепиано. Если во 2-й половине 1960-х гг. фортепьянная музыка была запрещена и рояли и пианино уничтожались, то в 1970-е гг. фортепиано вновь было допущено на концертную эстраду. Использование фортепьянной музыки разрешалось в соответствии с тезисом Мао Цзэ-дуна: «Поставить иностранное на службу китайскому». В 1970 создан фортепьянный концерт «Хуанхэ» — коллективная переработка кантаты того же названия композитора Си Син-хая. Это произведение стало исполняться только оркестром, так как текст был запрещен как не отвечающий «идеям Мао Цзэ-дуна», в нем сделаны купюры с целью уничтожения влияния русской и советской музыки, ощутимого в некоторых частях кантаты и характерного для творчества Си Син-хая в целом. Исполняются 10 песен на новые тексты, написанные в духе культа личности Мао Цзэ-дуна. В период «культурной революции» исполнение народной музыки самодеятельными и профессиональными коллективами было запрещено, певцов и инструменталистов стали привлекать к физической работе. В 1970-е гг. музыкантам было разрешено включать в репертуар официально допущенные произведения народного искусства. В 1972 издан сборник «Песни с поля боя», состоящий из песен периода «культурной революции »; эти песни исполняются повсеместно.
К началу 1970-х гг. имелись 3 консерватории — в Пекине, Тяньцзине и Шанхае; 4 музыкальных института — в Ухане (Хубэй), Шэньяне (Ляонин), Сиане (Шэньси), Чэнду (Сычуань). Эти консерватории и институты не были закрыты, однако сведений о систематическом обучении в них и выпуске студентов нет.
Лит.: Шнеерсон Г. М., Музыкальная культура Китая, М., 1952; Музыкальные инструменты Китая. Авторизованный пер. с кит. под ред. и с доп. И. З. Алендера, М., 1958; Музыкальная эстетика стран Востока, М., 1967, с. 140—245; Лисевич И. О., Древняя китайская поэзия и народная песня, М., 1969; Сорокин В. Ф., Трактат «Рассуждение о пении», в кн.: Историко-филологические исследования, М., 1967, с. 487— 492; Валицкий В., «Культурная революция» в музыке, «Советская музыка», 1970, № 8, с. 129—38.
Е. В. Виноградова, А. Н. Желоховцев.
XVI. Театр
Театральное искусство К. зародилось главным образом в народных формах песенно-танцевального творчества, в песнях и танцах светских и религиозных ритуалов, а также в форме «бай си» («сто представлений»), включавшей многие элементы цирковых жанров. В письменных памятниках 2—1-го тысячелетия до н. э. упоминаются термины «чан-ю» («поющий актёр») и «пай-ю» («шут», «комик»). Происходивший в период Хань (3 в. до н. э.—3 в. н. э.) рост городов и ремёсел оказал влияние на развитие театрального искусства. В бай си начинают вводиться сценки бытового содержания. В период Тан (7—10 вв.), характеризующийся высоким развитием культуры, большое распространение получил буддизм, повлиявший на китайскую литературу и искусство, в частности на расцвет танцевального искусства. Появляется новая сценическая песенно-танцевальная форма — дацюй. Она явилась одной из основ китайского театра, объединив музыку, пение, танец и пантомиму. Стали популярными сатирические пьески-диалоги «Игра о паньцзюне», где высмеивались действия властей, продажные чиновники и др. Появились первые амплуа: находчивый остряк —цань-цзюнь и наивный глупец — цаньгу. Представление носило импровизационный характер. В середине 8 в. при дворе танского императора Сюань-цзуна была создана театральная школа «Грушевый сад» («Лиюань»), где готовили музыкантов, танцовщиц и певиц для дворцовых представлений. Это же название получила и придворная актёрская труппа.
В 10—12 вв. происходит дальнейшее формирование театра, появляются профессиональные актёрские труппы. Одной из первых драматических форм становятся пьесы цзацзюй (смешанные представления) — комические импровизационные сценки. В 13—14 вв. театр К. достиг зрелости. В период господства монгольских завоевателей он выполнял важную общественную функцию, выражая протест против власти чужеземцев, социального произвола. К 13 в. относится расцвет драмы цзацзюй, для которой характерно деление пьесы на 4 акта, чёткость и простота композиции, напряжённость конфликта. Каждый акт строился на одной мелодии, в каждом акте — один поющий персонаж. Китайская драма развивалась по двум направлениям. Пьесы цзацзюй относятся к северной ветви театра (бэйцюй). В этом жанре писали драматурги Гуань Хань-цин («Обида Доу Э»), Ван Ши-фу («Западный флигель»), Бо Пу («Дождь в платанах») и др. Одновременно формировалась южная ветвь (наньси), представленная драматической формой чуаньци, характерной отсутствием стройности композиции, произвольностью размера пьесы и числа мелодий (в каждом акте несколько поющих персонажей). Происходило дальнейшее развитие условных средств сценической выразительности, становившихся основной эстетической формой китайского традиционного театра.
В 14—17 вв. были введены строгие цензурные ограничения на драматургию как самый демократический литературный жанр. Многие спектакли запрещались. Дальнейшее развитие театра происходило главным образом на периферии, где складывались первые локальные театральные жанры: иянский театр (провинция Цзянси) и куньцюй (уезда Куньшань той же провинции). Иянский театр по тематике и средствам актерской выразительности был более демократичным. Ставились спектакли на бытовые темы, позже — инсценировки популярных романов («Троецарствие» Ло Гуань-чжуна, «Речные заводи» Ши Най-аня, «Путешествие на Запад» У Чэн-эня). Изображение исторических событий (сцены сражений, поединки) обусловило развитие акробатической и фехтовальной техники. Куньцюй — театр аристократических слоев общества и интеллигенции. Лирико-бытовая тематика характерна для пьес этого вида театра, отличительной особенностью его была виртуозная вокальная и танцевальная техника исполнителя; к концу 18 в. жанр потерял популярность из-за ориентации театра только на избранные слои общества.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (КИ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (КИ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (КИ)", комментарии и мнения людей о произведении.