» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (УЗ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)" читать бесплатно онлайн.








  При Союзе писателей У. существует секция русской литературы, объединившая русских писателей, творчество которых неразрывно связано с жизнью республики. К жанру исторического романа было обращено творчество С. П. Бородина (1902—74; трилогия «Звёзды над Самаркандом», 1953—72). Дореволюционному Туркестану посвящён роман «Чаша терпения» (ч. 1—2, 1964—68) А. А. Удалова (р. 1914); исторический путь народов Средней Азии, их присоединение к России показаны в трилогии «Гнёт» (1957— 1962) А. В. Алматинской (1884—1973); становление Советской власти в Средней Азии нашло отражение в романе «Набат» (книги 1—2, 1958) М. И. Шевердина (р. 1899). Ему же принадлежат исторические романы «Санджар непобедимый» (1946) и «Тени пустыни» (1963). Темы современности разрабатывают Б. С. Пармузин (р. 1924), В. А. Костыря (р. 1921) и др.

  При Союзе писателей У. действует также секция татарско-крымской литературы. Плодотворно работают: в жанре романа — Ш. Алядин (р. 1912) и Ю. Болот (р. 1909), повести — Н. Умеров (р. 1930), рассказа — Э. Умеров (р. 1940) и С. Изиддинов (р. 1932). Поэзия представлена творчеством Э. Шемьи-заде (р. 1908), Р. Мурада (р. 1915) и др. В Ташкенте издаётся газета на татарско-крымском языке «Ленин байрагъы» («Ленинское знамя»).

  Литературоведение и критика в У. возникли в 20-е гг. 20 в. (работы А. Хашимова, А. Шарафутдинова, С. Хусаинова и др.), но особого развития достигли в 50—60-е гг. Создан ряд проблемных трудов по узбекской литературе и монографий о творчестве узбекских писателей: «О специфике историко-литературного процесса в республиках Средней Азии» (1955), «Узбекская советская литература на новом этапе» (1961) И. Султанова, «Певец Октября» (1964) Л. Каюмова, «Изобразительное мастерство А. Кадыри» (1966) и «Уроки мастерства» (1973) М. Кошчанова, «Проблемы узбекской советской сатиры» (1968) и «Проблемы, традиции и новаторства» (1974) Х. Абдусаматова, «Идейность и мастерство в творчестве Айбека» (1966) Х. Якубова, «Развитие реализма в узбекской литературе» (1975) Э. Каримова, «Алишер Навои и народное творчество» (1974) Н. Маллаева. Историю узбекской литературы разрабатывали С. Азимов и Ю. Султанов («Узбекская советская литература»), А. Каюмов («Кокандская литературная среда XVII— XVIII вв.». 1961), В. Захидов («Из истории узбекской литературы», 1961), Э. Рустамов («Узбекская поэзия в первой половине XV века», 1963). Изучению истории классической узбекской литературы посвящены труды В. Абдуллаева, Г. Каримова, А. Абдугафурова и др.

  Лит.: Жирмунский В. М. и Зарифов Х. Т., Узбекский народный героический эпос, М., 1947; Владимирова Н. В., Султанова М. М., Узбекский советский рассказ, Таш., 1962; Турсунов Т., Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш., 1963; Рустамов Э. Р., Узбекская поэзия в первой половине XV в., М., 1963; Абдумавлянов А., Бабаханов А., История узбекской литературы, Таш., 1966: История узбекской советской литературы, М., 1967; Кор-Оглы Х., Узбекская литература, 2 изд., М., 1976; Ўзбек адабиёти масалалары, кит. 1—2, Тотакент, 1959—62; Абдуафуров А., Ўзбек демократик адабиё-тида сатира, Тошкент, 1961; Зоидов В., Ўзбек адабиёти тарнхидан, Тошкент, 1961; Ўзбек адабиёти тарихи, кит. 1—3, Тошкент, 1963—66; Ўзбек совет адабиёти тарихи, кит. 1—3, Тошкент, 1967; Ўзбекистон матбуоти 50 йил ичида, Тошкент, 1967.

  Х. Короглы.

  XV. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство

  Искусство древнего периода. Древнейшие памятники искусства на территории У. восходят к мезолиту (наскальные росписи Зараут-Сая ). Неолит представлен главным образом памятниками так называемой кельтеминарской культуры . В эпоху бронзы в поселениях южного У. возводились сложные архитектурные комплексы (Саппали-Тепе), изготовлялись высококачественные бронзовые и серебряные изделия, керамика с геометрическим орнаментом. В период раннего железа возникли города, прямоугольные (Кызыл-Тепе, Бандыхан-Тепе) и круглые (Кучук-Тепе) в плане. Ахеменидскому искусству (см. в ст. Иран ) близки мраморная капитель из Султануиздага, геммы из Афрасиаба. Отдельные образцы мелкой бронзовой скульптуры середины 1-го тыс. до н. э. несут в себе черты звериного стиля кочевых племён Центральной Азии.

  На протяжении 4 в. до н. э.— 4 в. н. э. на территории У. строились поселения, как правило, регулярно спланированные, окруженные мощными стенами с башнями и укрепленными воротами (Дальверзин-Тепе, Термез, Топрак-Кала и др.). В сооружениях из сырца и пахсы (битой глины) применялись своды, балочные перекрытия, иногда на деревянных колоннах или на опорах с каменными деталями, каменные облицовочные блоки и плиты. Дворцы греко-бактрийского и кушанского времени развивали композиционные схемы с центральным залом или двориком, охваченным обводным коридором и блоками окружавших его помещений; на фасаде выделялся колонный айван . В первые вв. н. э. в южном У. появились буддийские культовые сооружения (монастыри Кара-Тепе и Фаяз-Тепе, ступа Зурмала в Термезе и др.). Об изобразительном искусстве 4 в. до н. э. — 4 в. н. э. дают представление греко-бактрийские монеты, свидетельствующие о слиянии древнегреческой и местных художественных традиций. Искусство эпохи кушан представлено образцами монументальной живописи и скульптуры (барельефной и горельефной, преимущественно глиняной). Скульптура из Халчаяна содержит выразительные портретные образы правителей и их окружения. Буддийская пластика (из Дальверзин-Тепе, Фаяз-Тепе; Фриз из Айртама, 1—2 вв., Эрмитаж, Ленинград) обнаруживает стилистическое и тематическое родство с искусством Гандхары . Настенным росписям южного У. (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Фаяз-Тепе) присущи свободная манера письма, изящный рисунок; стенопись Топрак-Калы отличается ярким локальным колоритом. Широкое распространение имела мелкая терракотовая пластика в виде статуэток богинь и всадников, налепов на керамике, рельефных композиций на медальонах. Об искусстве У. эпохи древнего периода и раннего средневековья см. также в ст. Греко-Бактрийское царство , Кушанское царство , Согд , Хорезм .

  Искусство 6 — нач. 20 вв. Основными объектами монументального зодчества в 6 — начале 8 вв. стали замок — кёшк и укрепленная усадьба, а в городах — храм, дворец, богатый жилой дом. В резьбе по глине, дереву, гипсу, украшавшей дворцы Афрасиаба, Варахши , Джумаляк-Тепе, преобладал плоскостной рельеф, подчинённый декоративному началу. Плоскостность, сложность линеарного рисунка, богатство колористических сочетаний были свойственны раннесредневековой согдийской настенной живописи (Балалык-Тепе, Афрасиаб, Варахша). В Согде продолжало развиваться искусство коропластики и торевтики.

  С 8 в. бурно росли города, центры которых перемещались из шахристанов в рабады ; обновлялась строительная техника [был введён жжёный кирпич (9—10 вв.), развивались сводчато-купольные конструкции]. В архитектурном декоре наряду с традиционной резьбой по ганчу и дереву использовали на фасадах фигурную кладку из кирпича, с 12 в. — резную терракоту, глазурованные кирпичи и облицовочные плитки, а в интерьерах — орнаментальные росписи. Ведущую роль в архитектурном орнаменте с 9—10 вв. играл геометрический узор «гирих» (комбинации полигональных и звездчатых фигур) и эпиграфика (с 10 в. — геометризованное арабское письмо «куфи», в 11—12 вв. — линеарно-гибкое письмо «насх»).

  В монументальной архитектуре У. в 9—12 вв. вырабатывалась типология средневекового культового (мечети, минареты, медресе, мавзолеи) и гражданского (караван-сараи, крытые рынки) зодчества. В культовом зодчестве 9—12 вв. варьировались типы многостолпно-купольной мечети простых монументальных форм или центрально-дворовой композиции; нередко богато украшались их фасады (Магокиаттари в Бухаре, 12 в.), главная стена с михрабом (Намазга в Бухаре, 12 в.). Сооружались мавзолеи: центрально-купольные (Исмаила Самана мавзолей в Бухаре), портально-купольные (Араб-ата в селе Тим, 977—978), в виде парных купольных усыпальниц (в ансамбле Султан-Саадат в Термезе, с 11 в.); возводились минареты, имеющие вид круглой в плане башни, увенчанной фонарём и расчленённой орнаментальными поясами (Калян в Бухаре, минарет в Вабкенте) или сомкнутыми полуколоннами-гофрами (минарет в Джар-Кургане, 1108, архитектор Али ибн-Мухаммед из Серахса).

  Утверждение ислама предопределило преобладание в изобразительном искусстве орнаментальных мотивов (геометрические, эпиграфические, стилизованно-растительные); редкие изобразительные мотивы (например, фигурки зверей и птиц) превращались в структурные ячейки общей композиции узора. Среди декоративно-прикладных искусств (торевтика, стеклоделие, ткачество) особенно выделялась художественная керамика, расцвет которой был обусловлен появлением росписей, окрасок и цветных глазурей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.