» » » » БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)


Авторские права

БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)

Здесь можно скачать бесплатно "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Энциклопедии. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)
Рейтинг:
Название:
Большая Советская Энциклопедия (УЗ)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)"

Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)" читать бесплатно онлайн.








  Лит.: Пугаченкова Г. А., Ремпель Л. И., История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины девятнадцатого века, [М,, 1965]; Искусство Узбекской ССР (Альбом, авт.-сост. А. Р. Умаров), [Л., 1972]; Кадырова Т. Ф. Бабиевский К. В., Турсунов Ф. Ю., Архитектура Советского Узбекистана, М., 1972; Такташ Р. Х., Изобразительное искусство Узбекистана, Таш., 1972; его же, Современная графика Узбекистана, Таш.. 1973; Фахретдинова Д. А., Декоративно-прикладное искусство Узбекистана, Таш., 1972; Искусство Советского Узбекистана. 1917—1972, М., 1976.

  Г. А. Пугаченкова, Р. Х. Такташ, Д. А. Фахретдинова.

  XVI. Музыка

  Памятники материальной культуры, найденные на территории У., а также дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют о древних истоках музыкального наследия узбекского народа. Многообразное по жанрам, оно бытует в вокальной и инструментальной формах (преобладает сольное вокальное и инструментальное исполнительство, а также хоровое и ансамблевое в унисон), представляя собой творчество народное (то есть собственно фольклорное) и профессиональное устной традиции монодического склада (см. Монодия ). Музыкальное наследие узбекского народа можно разделить в связи с этнической общностью и социально-экономическими условиями жизни областей У. на 4 группы — хорезмская, бухарская (и самаркандская), фергано-ташкентская, сурхандарьинская (и кашкадарьинская). В зависимости от тематики различают: бытовые (колыбельные, детские, лирические, шуточные, воспевающие природу и др.), семейно-обрядовые, трудовые, исторические песни. Песни и инструментальные пьесы, в соответствии с их функциями и формами бытования, разделяются на исполняемые в определённое время и при определённых обстоятельствах (свадебные — «ёр-ёр», «келин салом» и др.; похоронные — «йиги», «садр» и др.; трудовые — «майда», «ези»; колыбельные — «алла» и др.) и исполняемые в любое время («кошук» — сольные самого разнообразного содержания; «лапар» — игровые, шуточные, сатирические, любовно-лирические, зачастую диалогического исполнения; «ялла» — разного содержания, сольно-унисонно-хоровые, сопровождаемые танцами и играми; «ашула» — лирические, протяжные сольного исполнения; дастаны — эпические сказания, особо широко распространены дастаны из цикла «Гуругли», «Алпомиш», «Кунтугмиш»). Песни и инструментальные пьесы по своему строению, как правило, являются куплетными с короткими мелодиями сравнительно небольшого диапазона. Мелодию более развитую и широкого диапазона имеют песни жанров «ашула», отчасти «ялла», а также отдельные инструментальные мелодии.

  В основе узбекской народной музыки диатонические лады. Встречаются также элементы хроматики, переменные лады. Для народных песен характерны поступенно-мелодическое движение (внутри мелодического построения скачки сравнительно редки и при этом не превышают октавы), обилие мелизмов, украшающих основную мелодический рисунок (кочирим — форшлаги, группетто), и глиссандо (нолиш, молиш, кашиш). Ритмическая основа народных песен отличается большим разнообразием. Протяжно-напевным мелодиям свойственны размеренный метроритм и обилие синкоп. Мелодии импровизационного плана, так называемые ёввои (не прирученные), связаны с песенными жанрами «катта ашула» (или «паныс ашула» — буквально песни, исполняемые с подносом, так называемая большая песня). Эти песни характерны для Ферганской долины и относятся к профессиональной музыке устной традиции.

  Профессиональное музыкальное искусство устной традиции (как в Таджикистане, а также во многих странах зарубежного Востока) сформировалось в первые века н. э. Оно достигло высоких художественных результатов и в области творчества, и в области исполнительства. Теоретические основы профессиональной музыки получили освещение в трактатах учёных Ближнего и Среднего Востока — аль-Фараби (9—10 вв.), Ибн Сины (10—11 вв.), Ибн Зайлы (11 в.), Хорезми (11 в.), Сафи-ад-дина Урмави (13 в.), Абдул Кадира Мараги (14 в.), Абдуррахмана Джами (15 в.), а впоследствии у Дарвеша Али Чанги (17 в.) и др. Народно-профессиональные музыканты учились у прославленных мастеров, объединявшихся в корпорации, в каждой из которых имелись свои правила — рисола. Нотная письменность почти не применялась, хотя были созданы своеобразные системы нотописи — в трактате аш-Ширази; хорезмская нотопись 3-й четверти 19 в., при помощи которой осуществлена запись цикла хорезмских макомов — крупных многочастных вокально-инструментальных произведений, разделяющихся по локальным признакам на бухарские (являющиеся наследием как узбекского, так и таджикского народов) и хорезмские. Отдельные части макомов получили распространение

 в Ферганской долине. Бухарский цикл макомов — Шашмаком содержит 6 макомов — , Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок, исполняемых со стихами классиков восточной поэзии — Хафиза, Бедиля, Навои, Джами и др. Каждый маком состоит из 2 разделов — инструментального (мушкилат) и вокального (наср). Каждый раздел состоит из нескольких частей, которые, в свою очередь, составляют тоже цикл.

  Среди народных инструментов: струнно-смычковые — гиджак, сато, кобуз; струнно-щипковые — домбра, дутар, танбур, рубабы (кашгарские и афганские); струнно-ударный чанг; духовые — сибизик, гаджирнай, най, кошнай, буламан, сурнай, карнай; ударные — дойра, нагора, сафоиль, кошик и др. В результате исполнительной практики сложились ансамбли инструментов, играющих в унисон. Это ансамбли резко и громко звучащих инструментов (карнай, сурнай и нагора), выступающие на открытом воздухе и исполняющие главным образом военную музыку и празднично-церемониальные мелодии. Ансамбли инструментов сравнительно мягкого звучания выступают в разнообразном сочетании (всегда включается дойра). Некоторые изменения в составе инструментальных ансамблей наблюдаются с 70-х гг. 19 в., после присоединения Средней Азии к России. В У. проникают новые явления музыкальные искусства. В городах создаются русские общества любителей музыки (Ташкентское музыкальное общество при содействии капельмейстера А. Ф. Эйхгорна, 1884, с 1895 его возглавлял дирижёр В. И. Михалек; ташкентское хоровое общество «Лира», 1898, под руководством военного капельмейстера В. В. Лейсека; Маргеланское музыкальное общество под руководством Д. И. Михайлова и Самаркандское музыкальное общество, созданные в начале 90-х гг.), организуются концерты силами русских симфонических оркестров, камерных ансамблей, оперных трупп и приезжих гастролёров: русских (Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин и др.) и зарубежных. Огромную роль сыграли военные духовые оркестры. К этим же годам относятся первые опыты обработки узбекских мелодий для европейских инструментов (для духового оркестра — Лейсек, для симфонического — Н. С. Кленовский). В 70—80-е гг. записи узбекских мелодий, а также мелодий др. народов Средней Азии были сделаны Эйхгорном, Ф. Пфеннигом и др.; Эйхгорном была собрана коллекция музыкальных инструментов Средней Азии и Казахстана, показанная в Москве, Петербурге и Вене. Подобные работы проводились по частной инициативе и не поддерживались государством.

  После установления в У. Советской власти открылись огромные возможности для развития музыкальной культуры. Был проведён ряд государственных мероприятий, способствовавших развитию узбекской музыки. В 1918 создаются народные консерватории (Ташкент, Самарканд), в 20-е гг. возникает сеть музыкальных учебных заведений, в 1934 — Высшая музыкальная школа в Ташкенте (с 1936 консерватория). Важную работу вела Музыкально-этнографическая комиссия по записи и изучению музыкального наследия народов Средней Азии (1920—23), возглавляемая композитором В. А. Успенским, внёсшим крупный вклад в развитие музыкальной культуры Узбекской ССР. Самаркандский НИИ музыки и хореографии (ИНМУЗХОРУЗ) под руководством композитора Н. Н. Миронова (1928, с 1931 в Ташкенте, ныне институт искусствознания им. Хамзы Хакимзаде Ниязи) также вёл работу по собиранию и записи народной музыки. Первый Узбекский музыкально-драматический театр (1929) стал основой для создания в Ташкенте в 1939 Узбекского театра оперы и балета и Узбекского театра музыкальной драмы и комедии им. Мукими (ныне Узбекский музыкальный театр им. Мукими); в конце 20—30-х гг. возникли многие областные театры. Созданы филармония (1936), Дом народного творчества (1937). Союз композиторов Узбекской ССР (1938). Всё это способствовало развитию национальной музыки. Она осваивает новые жанры и средства выражения, в первую очередь достижения русской и западноевропейской музыкальной классики. Начиная с 30-х гг. проводится реконструкция музыкальных инструментов (в них был достигнут темперированный строй, большая сила звука и прочее). Оркестры народных реконструированных инструментов (возглавленные в филармонии А. И. Петросяном, а впоследствии С. А. Алиевым; на радио и телевидении Д. Закировым) расширили свои возможности, в том числе за счёт исполнения многоголосных произведений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)"

Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора БСЭ БСЭ

БСЭ БСЭ - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)"

Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.