БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)" читать бесплатно онлайн.
В монументальной архитектуре У. в 9—12 вв. вырабатывалась типология средневекового культового (мечети, минареты, медресе, мавзолеи) и гражданского (караван-сараи, крытые рынки) зодчества. В культовом зодчестве 9—12 вв. варьировались типы многостолпно-купольной мечети простых монументальных форм или центрально-дворовой композиции; нередко богато украшались их фасады (Магокиаттари в Бухаре, 12 в.), главная стена с михрабом (Намазга в Бухаре, 12 в.). Сооружались мавзолеи: центрально-купольные (Исмаила Самана мавзолей в Бухаре), портально-купольные (Араб-ата в селе Тим, 977—978), в виде парных купольных усыпальниц (в ансамбле Султан-Саадат в Термезе, с 11 в.); возводились минареты, имеющие вид круглой в плане башни, увенчанной фонарём и расчленённой орнаментальными поясами (Калян в Бухаре, минарет в Вабкенте) или сомкнутыми полуколоннами-гофрами (минарет в Джар-Кургане, 1108, архитектор Али ибн-Мухаммед из Серахса).
Утверждение ислама предопределило преобладание в изобразительном искусстве орнаментальных мотивов (геометрические, эпиграфические, стилизованно-растительные); редкие изобразительные мотивы (например, фигурки зверей и птиц) превращались в структурные ячейки общей композиции узора. Среди декоративно-прикладных искусств (торевтика, стеклоделие, ткачество) особенно выделялась художественная керамика, расцвет которой был обусловлен появлением росписей, окрасок и цветных глазурей.
Особого размаха достигло строительство на территории У. в период конца 14 — 1-й половины 15 вв. Успехи градостроительной мысли нашли отражение в спрямлении и благоустройстве главных городских магистралей и создании регулярных или живописно-многообразных ансамблей площадей, улиц, некрополей (Регистан , Шахи-Зинда в Самарканде). В монументальном зодчестве преобладал жжёный кирпич. Невиданного великолепия достигли полихромная (с преобладанием голубого и синего тонов) керамическая мозаика в облицовке фасадов и орнаментальные композиции в интерьерах, где применялись росписи с позолотой (во дворцах Тимура встречались и сюжетные композиции).
Для культовой архитектуры 14—15 вв. был характерен тип 4-айванной дворовой мечети (Биби-Ханым в Самарканде, Калян в Бухаре), медресе с выделенным порталом и системой келий-худжр вокруг 2—4-айванного прямоугольного или квадратного в плане двора (медресе Улугбека в Бухаре, 1417, и в Самарканде, 1420). Архитектура мавзолеев эволюционировала от простых кубических объёмов (Шахи-Зинда в Самарканде) к сложным комплексным зданиям с центральным залом и группой примыкающих помещений (Дорус-Сиадат в Шахрисабзе, 14 в.; Ишрат-хана в Самарканде, 1464).
От эпохи Тимура и Улугбека сохранились и отдельные памятники книжной миниатюры. Процветали художественные ремёсла — изготовление тонких тканей и пышноузорных вышивок, чеканных сосудов и богато украшенного оружия, ювелирных изделий. В бытовой керамике под влиянием дальневосточного фарфора выработался новый стиль (свободная манера нанесения синей краской растительных узоров на белоснежный фон).
В зодчестве 16—17 вв., в основном повторяющем объёмно-планировочные решения предыдущих веков, продолжалось совершенствование и усложнение сводчато-купольных конструкций (щитовидные и сетчатые паруса, пересекающиеся подпружные арки, богатейшая сталактитовая лепнина). В этот период были завершены парадные архитектурные ансамбли в Самарканде (Регистан) и Бухаре (Пои-Калян, Чар-Бакр). Строились большие мечети («джума») дворового типа, с главным купольным залом со сводчатым айваном на центральной оси (Кок-Гумбез в Карши, конец 16 в.), малые квартальные мечети с зимним помещением и открытым колонным айваном (Балянд в Бухаре, 16 в.), медресе с 4-айванным двором, окруженным арочными лоджиями, с просторными аудиториями («дарсхана»), объёмно выделенным монументальным пештаком и угловыми минаретами (Кукельташ в Бухаре и Ташкенте, оба — 16 в., Шир-Дор в Самарканде, 1619—36), многокупольные рыночные здания, водохранилища («сардоба») с цилиндрическим резервуаром, перекрытым куполом. Качество наружных изразцовых облицовок несколько снизилось, однако убранство интерьеров по-прежнему отличалось изысканностью и многообразием.
Значительных успехов достигло в 16—17 вв. искусство каллиграфии и переплётное дело. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры. В 16 в. в ней развивались 2 направления. Одно из них, связанное с традициями К. Бехзада, характеризовалось утончённостью письма, насыщенностью пейзажных и архитектурных фонов, предпочтением многофигурных композиций (Махмуд Музахиб, Чагры Мухассин и др.), другое было отмечено сдержанным колоритом, ограниченным числом персонажей. В середине 16 в. работал Мухаммед Мурад из Самарканда, манера которого отличалась яркой эмоциональностью и особой смелостью колористических решений. У др. мастеров (например, у Абдуллы из Бухары) наметился повышенный интерес к жанровым композициям. Миниатюристы 17 в. [Аваз Мухаммед, Мулла Бехзад, Мухаммед (или Ходжа) Муким и др.] либо продолжали те же стилистические тенденции, либо работали в подчёркнуто экспрессивной манере; некоторые миниатюры 17 в. обнаруживают близость к могольской школе живописи. Продолжали развиваться и традиционные виды декоративно-прикладного искусства.
С конца 18 в. застраивались города, разорённые в 1-й половине 18 в. междоусобицами и набегами кочевников. Воздвигались культовые постройки традиционного типа и дворцы правителей [Таш-Хаули (1830— 38), Курныш-хана (1804—06), Нуруллабая (1904—12) в Хиве, Худояр-хана (1871) в Коканде], отличающиеся использованием композиционных приёмов народного жилища (внутренние дворики, колонные айваны и т.д.) и особой пышностью архитектурного декора. С присоединением территорий У. к России (1860—1880-е гг.) в зодчество У. внедрялись принципы русского градостроительства. Новые города (Скобелев, ныне Фергана) и развивающиеся на свободных территориях старые (Андижан, Самарканд, Ташкент) застраивались по регулярным планам; прокладывались прямые, хорошо озеленённые благоустроенные улицы. Однако старые части городов ещё сохранили средневековую хаотическую сеть улиц с домами традиционного типа. В народной жилой архитектуре У. 18 — начала 20 вв. выделяется несколько школ. Для ферганских домов были характерны раздвижные стены и ставни, декоративные стенные ниши, резьба по ганчу, потолочные росписи; для самаркандских — айваны с фигурными колоннами, настенными росписями и резьбой по ганчу. Хивинские дома, украшенные богатой деревянной резьбой, имели замкнутый дворик с обращенными в него полузамкнутыми айванами на стройных резных колоннах. Сельские усадьбы во многих районах У. нередко имитировали формы крепостной архитектуры.
В 18—1-й половине 19 вв. продолжали развиваться традиционные виды декоративно-прикладного искусства У. В орнаменте, отмеченном музыкальной плавностью линий, преобладали изображения вьющегося цветущего побега («ислими»), дополненные различными растительными, эпиграфическими, геометрическими (ромбы, треугольники), космологические (солнце, луна, звёзды), зооморфными (стилизованные звериные и птичьи лапы и следы, рога), предметными (чайник, пиала, музыкальные инструменты и др. символы гостеприимства) мотивами. В различных областях У. были распространены: ткачество (хлопчатобумажные, полушёлковые, шёлковые ткани, одноцветные, полосатые с так называемым абровым радужным узором), набойки, вышивка тюбетеек, пр. предметов одежды, сузани (варьирующая мотивы пышно цветущего сада), золотое шитьё, ковроделие (ворсовые ковры, где преобладали раппортные, с диагональной расцветкой композиции центрального поля, обведённого каймой, и паласы , композиция которых часто оставалась незамкнутой, а узор размещался рядами или полосами), обработка кожи (которая орнаментировалась тиснением, тамбурной вышивкой, аппликациями из цветной кожи, металлическими накладками, поделочными камнями и т.д.), производство художественных изделий из металла (медная утварь с чеканным, прорезным или гравированным узором), ювелирное искусство (изделия которого декорировались ажурной, накладной или инкрустированной филигранью, зернью, басмой, чернью, гравировкой, резьбой, эмалью, золочением), керамика (сосуды с подглазурной росписью преимущественно синими, бирюзовыми и марганцевыми тонами по белому фону). В конце 19 — начале 20 вв. декоративно-прикладное искусство У. переживало некоторый упадок. Зародившаяся в конце 19 — начале 20 вв. станковая живопись (И. С. Казаков, С. П. Юдин и др.) была отмечена чертами этнографизма и пассивно-созерцательного бытописательства.
Искусство Советского Узбекистана. После установления Советской власти в У. строительство было первоначально связано прежде всего с восстановлением народного хозяйства, развитием хлопководства, сооружением первых электростанций и промышленных предприятий. Одни сооружения 1920-х гг. сохранили черты дореволюционного эклектизма, другие создавались в духе конструктивизма, третьи представляли собой попытки сочетания форм современной архитектуры с элементами средневекового среднеазиатского зодчества (Президиум АН Узбекской ССР в Ташкенте, 1928, архитектор Г. Н. Сваричевский).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (УЗ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (УЗ)", комментарии и мнения людей о произведении.