БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)" читать бесплатно онлайн.
В 60—80-е гг. происходит дальнейшее развитие реализма, принципы которого складываются главным образом в литературно-критических статьях Я. Неруды (1834—91). Художественное творчество Неруды утверждало реалистическую поэтику гражданской и интимной лирики («Книга стихов», 1868; «Простые мотивы», 1883; «Баллады и романсы», 1883), ввело в литературу жизнь города. Один из главных мотивов его прозы — осмеяние мещанства («Малостранские повести», 1878, и др.). Социально-нравственные проблемы лежат в основе повестей из жизни деревни В. Галека (1835—74; «На выселках», 1873) и К. Светлой (1830—1899; «Деревенский роман», 1869). К началу 90-х гг. усилилась социально-критическая направленность реализма; всё большее место в литературе стали занимать тема взаимоотношений личности и общества, изображение внутреннего мира человека. Значительны успехи исторического романа: А. Ирасек (1851—1930) запечатлел важнейшие моменты чешской истории, создал панораму гуситского движения как народно-освободительной войны («Между течениями», т. 1—3, 1887—90; «Против всех», 1893). К социальным конфликтам своей эпохи обращались А. Сташек (1843—1931; роман «В мутном водовороте», 1900), Я. Арбес (1840—1914; роман «Современные упыри», 1882). Критика социальных пороков, патриотические мотивы, романтическое предощущение революционных перемен свойственны поэзии С. Чеха (1846—1908; поэма «Песни раба», 1894), Й. В. Сладека (1845—1912; сборник «Сельские песни и чешские сонеты», 1890), Я. Врхлицкого (1853—1912; сборник «Обломки эпопеи», 1886). В реалистических драмах Г. Прейссовой (1862—1946) «Её падчерица» (1890), А. Мрштика (1861—1925) и В. Мрштика (1863—1912) «Мариша» (пост. 1894), Ирасека «Войнарка» (1890), «Отец» (опубл. 1895) изображены трагические судьбы крестьян, показано влияние капиталистических отношений на жизнь деревни.
На рубеже 19—20 вв. литературный процесс отличался пестротой и противоречивостью. На литературу заметное влияние оказывали рабочее движение, социалистические идеи. Вместе с тем неприятие буржуазной действительности сопровождалось зачастую индивидуалистическим бунтом, что нашло отражение в «Манифесте чешской модерны» (1895). Резкое обличение буржуазных отношений при отсутствии ясной перспективы характерно для поэзии И. С. Махара (1864—1942; сборники «Tristium vindobona», 1893; «Голгофа», 1901; поэма «Магдалена», 1894). Дух стихийного классового протеста пролетариата вобрали в себя «Силезские песни» (отд. изд. 1909) П. Безруча (1867—1958). Возникли модернистские и декадентские тенденции, получившие крайнее выражение в журнале «Модерни ревю» («Moderni revue», 1894—1925). В ряде случаев они оказали лишь частичное влияние на творчество писателей, например В. Дыка (1877—1931), основные поэтические произведения которого проникнуты антимилитаристскими и патриотическими настроениями. Мечты о человечности и свободе свойственны поэзии символистов — О. Бржезины (1868—1929; сборник «Руки», 1901) и А. Совы (1864—1928; сборник «Приключения отваги», 1906). Натуралистическая трактовка социального неблагополучия общества характерна для К. М. Чапека-Хода (1860—1927). Широкое отражение в литературе получили настроения анархизма. Духом бунтарства отмечена ранняя символистски окрашенная поэзия С. К. Неймана (1875—1947; сборники «Слава сатаны среди нас», 1897; «Сон о толпе отчаявшихся и другие стихотворения» 1903), поэзия К. Томана (1877—1946), Ф. Шрамека (1877—1952), Ф. Гельнера (1881—1914). Выдающийся чешский сатирик Я. Гашек (1883—1923) в рассказах, памфлетах, фельетонах выразил ненависть народных низов к монархии Габсбургов, к социальным верхам, к буржуазной бюрократической системе, к милитаризму. В это же время начинается деятельность И. Ольбрахта (1882—1952), М. Майеровой (1882—1967).
С. В. Никольский.
Образование Чехословацкой республики (1918) и подъём рабочего движения в стране положили начало новому периоду развития литературы. Большое воздействие на формирование прогрессивной чешской литературы оказала Великая Октябрьская социалистическая революция. В 20-е гг. в чешской литературе зарождается революционное направление (З. Неедлы, 1878—1962; Нейман, Ольбрахт, Майерова, объединение молодых писателей и художников «Деветсил» и др.). В начале 20-х гг. возникло пролетарское течение в поэзии, теоретиками которого были Нейман, Й. Гора (1891—1945), Й. Волькер (1900—24). Революционными мотивами пронизан сборник «Город в слезах» (1921) Я. Сейферта (р. 1901); поэтическим сборником «Красные песни» (1923) Нейман утверждал новые жанры гражданской и агитационной лирики. Творчество Волькера (сборник «Час рождения», 1922) воплотило идеалы революционного гуманизма, а в плане поэтики ознаменовало усиление метафоричности и поиски новых форм свободного стиха. В поэме В. Незвала (1900—58) «Удивительный кудесник» (1922) своеобразно преломились революционно-романтические тенденции. В середине 20-х гг. «Деветсил» отказался от программы пролетарской поэзии и выдвинул авангардистскую концепцию поэтизма, согласно которой единственно революционным искусством является «чистый лиризм» (теоретик К. Тейге, 1900—51; поэты Незвал, Сейферт, К. Библ, 1898—1951). Однако, вопреки декларациям, лучшие произведения поэтистов продолжали пролетарские традиции. Новаторским достижением революционного искусства явилась поэма Незвала «Эдисон» (1928). Проза 20-х гг., связанная с пролетарским направлением, представлена антимилитаристским сатирическим романом Гашека «Похождения бравого солдата Швейка во время второй мировой войны» (1921—1923, не окончен), реалистическими романами Майеровой «Лучший из миров» (1923), Ольбрахта «Анна-пролетарка» (1928), романом-притчей В. Ванчуры (1891—1942) «Пекарь Ян Маргоуль» (1924) и др. Линию критического реализма продолжали А. М. Тильшова (1873—1957), К. Новый (р. 1890), Б. Кличка (1897—1943) и др. Своеобразным явлением, сочетающим элементы антибуржуазной сатиры и социальной утопии, были романы и пьесы К. Чапека.
В 30-е гг. критики-марксисты Ю. Фучик (1903—43), Б. Вацлавек (1897—1943), К. Конрад (1908—41), Л. Штолл (р. 1902) разрабатывали теоретические проблемы социалистического реализма. В рамках Левого фронта (создан в 1930) велась полемика с группой сюрреалистов, образованной Незвалом в 1934. На базе социалистического реализма было создано объединение «Блок» (1935), в которое вошли и словацкие писатели. Прогрессивный лагерь противостоял католическим писателям (Я. Дурих, 1886—1962, и др.), рурализму, отражавшему идеологию реакционной Аграрной партии, и др. Видное место занимала гражданская и философская лирика Неймана, пролетарская поэзия Я. Ноги (1908—66), Й. Тауфера (р. 1911), Ф. Нехватала (р. 1905). Незвал наряду с сюрреалистическими создавал злободневные политические стихи. Социальная направленность отличает поэзию В. Завады (р. 1905); борющейся Испании посвящены стихи Неймана, Ф. Галаса (1901—49). С другой стороны, в поэзии Галаса и В. Голана (р. 1905) проявились экзистенциалистские тенденции; к «чистой лирике» обратились Гора и Сейферт. Перед угрозой гитлеровской агрессии передовые чешские поэты объединились в русле антифашистской патриотической литературы. Проза 30-х гг. ознаменовалась расцветом романа социалистического реализма. Социальная направленность сочетается с глубоким психологизмом в романах «Сирена» (1935) Майеровой; «Люди на перепутье» (1937; 1-я часть трилогии) М. Пуймановой (1893—1958); «Ботострой» (1933) Т. Сватоплука (1900—72); «Истоки» (1924—33, не завершен) Я. Кратохвила (1885—1945); «Три реки» (1936) Ванчуры. Ольбрахт в романе «Никола Шугай — разбойник» (1933) органично включил в художественную ткань реалистического произведения мотивы народных легенд. В жанре очерка и репортажа работали Фучик и Пуйманова, создавшие книги об СССР. Международное признание получил антифашистский сатирико-философский роман «Война с саламандрами» (1936) Чапека. Значительным достижением драматургии стали также его антифашистские пьесы «Белая болезнь» (1937) и «Мать» (1938). От отвлеченно-философской к реалистической драме эволюционировал Ванчура.
Авангардистскую критику представлял в эти годы Тейге; «академическую» — пражские структуралисты (см. Пражский лингвистический кружок ); общедемократической ориентации придерживался Шальда.
В годы 2-й мировой войны 1939—45 в фашистских тюрьмах и концлагерях погибли Ванчура, Фучик, Конрад, Кратохвил, Вацлавек и др. Определяющими в литературе были идеи антифашистского Сопротивления: «Картины из истории чешского народа» (т. 1—3, 1939—40) Ванчуры, «Репортаж с петлёй на шее» (опубл. 1945) Фучика, поэзия Галаса, Неймана и др.
В первые послевоенные годы центральной темой стала народно-освободительная борьба и победа над фашизмом: поэзия Ф. Грубина (1910—1971), Незвала, Голана, Неймана, Галаса, Пуймановой; проза Я. Дрды (1915—1970) и др. Вместе с тем ещё сохраняли позиции представители буржуазной идеологии. После победы над реакцией в феврале 1948 начался новый этап в борьбе за социалистическую литературу.
В 50-е гг. проза тяготела к крупным эпическим полотнам. Исторические судьбы чешского народа, его путь к социализму показаны в романах Пуймановой («Игра с огнем», 1948; «Жизнь против смерти», 1952), А. Запотоцкого (1884—1957) и др. Социалистическому строительству посвящены романы «Наступление» (1951) и «Битва» (1954) В. Ржезача (1901—56), «Без шефа» (1953) Сватоплука, «Крестьянин» (т. 1—2, 1955—58) Б. Ржиги (р. 1907). К сложным конфликтам современности обратились Я. Отченашек (р. 1924; роман «Гражданин Брих», 1955), З. Плугарж (р. 1913) и др. Актуальной оставалась тематика антифашистской борьбы: «Хромой Орфей» (1964) Отченашека, «Картотека живых» (1956) Н. Фрида (1913—76). В жанре исторического романа выступили В. Нефф (р. 1909), Й. Томан (1899—1977) и др. Мировую известность получила поэма «Песнь мира» (1950) и другие произведения Незвала. Духовный мир современника, антимилитаристский пафос воплощены в поэзии Завады, Грубина, Тауфера, И. Скалы (р. 1922). Широко представлена интимная и пейзажная лирика (М. Флориан, р. 1931, и др.). Психологические пьесы из современной жизни создал Грубин («Хрустальная ночь», 1961, и др.), антивоенную философско-фантастическую драму — Незвал («Сегодня еще заходит солнце над Атлантидой», 1956).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.