БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)"
Описание и краткое содержание "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)" читать бесплатно онлайн.
В 50-е гг. проза тяготела к крупным эпическим полотнам. Исторические судьбы чешского народа, его путь к социализму показаны в романах Пуймановой («Игра с огнем», 1948; «Жизнь против смерти», 1952), А. Запотоцкого (1884—1957) и др. Социалистическому строительству посвящены романы «Наступление» (1951) и «Битва» (1954) В. Ржезача (1901—56), «Без шефа» (1953) Сватоплука, «Крестьянин» (т. 1—2, 1955—58) Б. Ржиги (р. 1907). К сложным конфликтам современности обратились Я. Отченашек (р. 1924; роман «Гражданин Брих», 1955), З. Плугарж (р. 1913) и др. Актуальной оставалась тематика антифашистской борьбы: «Хромой Орфей» (1964) Отченашека, «Картотека живых» (1956) Н. Фрида (1913—76). В жанре исторического романа выступили В. Нефф (р. 1909), Й. Томан (1899—1977) и др. Мировую известность получила поэма «Песнь мира» (1950) и другие произведения Незвала. Духовный мир современника, антимилитаристский пафос воплощены в поэзии Завады, Грубина, Тауфера, И. Скалы (р. 1922). Широко представлена интимная и пейзажная лирика (М. Флориан, р. 1931, и др.). Психологические пьесы из современной жизни создал Грубин («Хрустальная ночь», 1961, и др.), антивоенную философско-фантастическую драму — Незвал («Сегодня еще заходит солнце над Атлантидой», 1956).
К середине 60-х гг. в литературе стали нарастать нигилистические тенденции, особенно проявившиеся во время политического кризиса (1968) и нередко переходившие в отрицание социалистической действительности, усилилось влияние западного модернизма — «нового романа», драмы абсурда, «конкретной» поэзии. После Апрельского пленума ЦК КПЧ (1969) развернулась борьба за преодоление последствий кризиса в области идеологии, культуры и литературы. Союз чешских писателей (май 1972) объединил литературной силы Ч. на базе социалистического реализма. В начале 70-х гг. восстановлена преемственность с лучшими традициями предшествующего периода, наступил новый подъём социалистической литературы Ч. Значительные поэтические произведения создали Завада (сборник «На пороге», 1970), Тауфер, Скала, Й. Рыбак (р. 1904), Флориан, В. Гонс (р. 1938; поэма «Февраль», 1973). Проблемы строительства нового общества и социалистической морали поднимают романы «Святой Михал» (1971) и «Гнездо аиста» (1976) Я. Козака (р. 1921), «Доктор Мелузин» (1973) Ржиги, «Мой мальчик и я» (1974) Я. Коларовой (р. 1919) и др. В области литературной критики активно выступили Штолл, Тауфер, Й. Гаек (р. 1919), В. Достал (1930—75), Ш. Влашин (р. 1924), Г. Грзалова (р. 1929), В. Рзоунек (р. 1921) и др.
С. А. Шерлаимова.
Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В Ч. сохранились палеолитическая скульптура, керамика эпохи неолита (каннелированная, с «ленточным», «шнуровым» и другими орнаментами), памятники искусства протославян, гальштатской культуры , и латенской культуры . К 7 в. относится древнеславянская керамика (сосуды т. н. пражского типа), к 8—10 вв. — остатки славянских городищ с бревенчатыми укреплениями (в Праге, Старе-Место близ Угерске-Градиште), ювелирные изделия из серебра, золота и бронзы. После принятия католичества строились каменные церкви, близкие как византийским (остатки храма близ Старе-Место, 9 в.), так и западноевропейским, главным образом каролингским, образцам (храм-ротонда св. Вита в Праге, около 930). В 11—13 вв. сложился романский стиль (строгие по формам базилики св. Вита, 11 в., и св. Йиржи, 12 в. — в Пражском Граде ). С ростом городов, возникавших близ замков феодалов, началось строительство каменных домов и укреплений. В изобразительном искусстве 11—13 вв. скрещивались воздействия Германии и Византии («Вышеградский кодекс», 1085; росписи с изображениями представителей рода Пржемысловичей в ротонде св. Катержины в Зноймо, 1134). Выразительностью упрощённых форм отличаются рельефы, украшавшие базилику св. Йиржи в Пражском Граде (12 в.), и др.
В середине 13 — 1-й половине 15 вв. укрепление феодального государства, подъём городской культуры, мощные общественные движения, вылившиеся в гуситские войны, вызвали расцвет готического искусства. Строгая величественность форм, сдержанность нарядного конструктивно ясного декора характерны для построек 14 в. [восточная часть собора св. Вита в Праге с изящными сетчатыми сводами, с 1344, продолжен в 1356—99 Петром Парлержом (см. Парлер ), ратуша Старе-Место и Карлов университет, 14 в., — в Праге]. Смелостью арочных конструкций отличаются мосты 13—14 вв. в Праге (Карлов мост, 1357—78, П. Парлерж), Писеке, Роуднице. В 14—15 вв. перестраиваются старые и сооружаются новые города (Нове-Место в Праге), приобретающие регулярную планировку и прямоугольную центральную площадь (Ческе-Будеёвице, Тельч, Чески-Крумлов и др.). Замки феодалов в 13—16 вв. состояли из «града» и «предградья» и обычно имели донжон и часовню, внутренние дворы с готическими аркадными галереями, парадные помещения с сетчатыми сводами (замки в Кршивоклате, 13—16 вв., Звикове, 13 в., и др.). Естественной связью с ландшафтом, ритмической стройностью композиции отличается замок Карлштейн . Во 2-й половине 15 — начале 16 вв. в архитектуре усиливается декоративное начало, усложняются узоры сводов (Владиславский зал в Пражском Граде, архитектор Б. Рейт; храм св. Барбары в Кутна-Горе). Базиликальные храмы сменяются зальными (храм Вознесения Марии в г. Мост, 1-я половина 16 в.). Разделённые на нефы зальные помещения приобретают и некоторые из ратуш (ратуша в Таборе, 14—16 вв.).
В изобразительном искусстве 14 в. творчески осваиваются художественные традиции Франции, Германии и Италии. В скульптуре канонически-строгие образы («Мадонна из Страконице», середина 14 в.) сменяются тяготением к лиризму и изяществу изображений (статуи Мастера Михельской Мадонны, 2-я четверть 14 в.). Для живописи характерны сочетание изысканной графичности рисунка с попытками пластической моделировки форм («Роудницкая пределла», около 1340), поиски жизненной убедительности композиции, звучность колорита (Мастер Вышебродского алтаря, середина 14 в.). Реалистические тенденции эпохи готики достигают вершины во 2-й половине 14 в., в эпоху правления короля Карла IV (скульптурные портреты трифория собора св. Вита в Праге, 1374—85, П. Парлерж, отмеченные яркостью характеристик, ясностью пластических формы; живописные изображения святых для часовни замка Карлштейн, около 1357—67, мастер Теодорик, отличающиеся монументальностью, смелой наблюдательностью, мягкостью моделировки форм). В живописи Мастера Тршебоньского алтаря (4-я четверть 14 в.) нарастает драматизм, образы приобретают острую характерность, цветовая гамма — эмоциональную напряжённость. В конце 14 в. распространяется «мягкий стиль» . С начала 15 в. в изобразительном искусстве укрепляется светское начало, а порой и антиклерикальная направленность (миниатюры Йенского кодекса, начало 16 в.). В 14—15 вв. переживают расцвет миниатюра («Житие аббатисы Кунгуты», до 1320, и др.) и декоративно-прикладное искусство Ч. (художественное стекло, шитьё серебром и золотом, ювелирное искусство, витражи, мозаики).
После утверждения в Ч. господства династии Габсбургов (1526) в искусстве усиливается светское начало. В зодчестве распространяется стиль ренессанса, принесённый главным образом итальянскими архитекторами (окруженный изящной арочной галереей дворец Бельведер, около 1535—63, зал для игры в мяч в королевском саду, 1560-е гг., Шварценбергский дворец — все в Праге). В духе ренессанса перестраиваются замки, в которых появляются галереи с ордерными аркадами, лоджии, парадные залы (замки в Пардубице и Йиндржихув-Градце). Своеобразное преломление стиль ренессанса получает в середине 16 — начале 17 вв. в городском строительстве, где он сталкивается с живучими готическими формами. Дома богатых горожан украшаются узорными фронтонами и аттиками, арочными галереями, эркерами, росписями сграффито (ансамбли домов в Таборе, Тельче, Пардубице, Литомержице и др.).
В конце 15—16 вв. веяния ренессанса проникли в алтарную живопись (Мастер Литомержицкого алтаря). Развились светские жанры (декоративное убранство из стукко, росписи сграффито, надгробия с упрощёнными портретными изображениями умерших). На рубеже 16 и 17 вв. Прага становится одним из последних центров европейского маньеризма. При дворе Рудольфа II работают крупные итальянские, нидерландские и немецкие мастера (Б. Спрангер, Дж. Арчимбольдо, А. де Врис).
Новый подъём архитектуры начинается со 2-й половины 17 в. Стиль барокко получает распространение в дворцовом зодчестве. Постройки этого времени в Праге, оригинально преломляющие формы итальянского, австрийского и французского зодчества, отличаются композиционной гибкостью, праздничным великолепием, изяществом декора (Чернинский дворец, 1669—1750; дворцы Кинских, с 1755, архитектор К. И. Динценхофер и др., Клам-Галласов, около 1713, архитектор Й. Б. Фишер фон Эрлах). С дворцами связаны богатые садово-парковые комплексы. В готические силуэты городов внесли новые акценты барочные церкви — однонефные или центрические, с величественными куполами, многоярусными башнями, нарядным пластическим декором (храм св. Микулаша на Мала-Стране в Праге, 1704—55, проект архитектора К. И. Динценхофера).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)"
Книги похожие на "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "БСЭ БСЭ - Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)"
Отзывы читателей о книге "Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ)", комментарии и мнения людей о произведении.