Юрий Шилов - Космические тайны курганов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Космические тайны курганов"
Описание и краткое содержание "Космические тайны курганов" читать бесплатно онлайн.
Космические тайны курганов.
Кандидат исторических наук Юрий Алексеевич Шилов — научный сотрудник Института археологии Академии наук Украинской ССР, исследует курганы Азово-Черноморских степей IV—I тысячелетий до нашей эры, о которых и рассказывает эта книга. В ней особое внимание уделяется причинам распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия».
В книге очерчен путь, пройденный археологией и языкознанием в постижении одной из самых волнующих тайн всемирной истории: формирования ариев и их священной книги «Ригведы». Значительный вклад в разработку этой проблемы внесен Юрием Алексеевичем, который сумел расшифровать мифы, заложенные строителями «степных пирамид» в их конструкции и обряды.
Рассматривая духовные свершения пращуров, Юрий Алексеевич постоянно задается вопросом диалектических связей прошлого — настоящего — будущего. В «Космических тайнах курганов» этой линии отведено немало страниц. Подчеркивая отсутствие достоверных данных о былых посещениях Земли пришельцами из космоса, автор вскрывает глубинное родство современной космонавтики с «пракосмонавтикой» первобытного мира. Это — новое слово в изучении истории культуры, не имеющее аналогов в мировой науке.
IX слою приданы быкоподобные очертания, он перекрыл два позднейших захоронения в катакомбах, которые были характерны для II—V слоев, а затем на время прекратились. Это обстоятельство показывает, что население в окрестностях рассматриваемого кургана вело кочевой образ жизни; племена приходили и уходили, но мифотворческая традиция не прерывалась...
В X, последнем слое повторены основные элементы обрядов VI и VIII слоев. На плоской, промазанной илом, вершине кургана сожгли вскоре покойника, причем снова разбит был сосуд и расчленен козел или баран. Остатки кремации собрали и поместили в бревенчатый сруб, установленный в вырытой неподалеку могиле. Ее стенки промазали илом и окружили кольцом из желтого лесса, придав тем самым символику Солнца.
Лесс для кольца брали из ямы у юго-восточного края кургана, со стороны восхода зимнего (новогоднего?) Солнца. Здесь же совершили обычное захоронение, противопоставленное, по-видимому, центральному трупосожжению. Затем совершили досыпку.
Спустя некоторое время сооружение X слоя было продолжено. Снова вырыли яму, но уже у северо-восточного края кургана, со стороны восхода летнего Солнца. Следующие земляные работы придали кургану крестообразные очертания. Но это была не геометрическая фигура (на манер VI и VIII слоев), а подобие птицы. На спине этой обращенной к северу, к вершине мироздания, птицы был выложен знак Земли: квадрат из камней. Среди них найдены остатки жертвоприношения, с которыми Земля обратилась к Небу: угольки от костра, обломки горшков и костей крупного животного — коровы или коня...
На примере кургана № 2 у Большой Белозерки отчетливо видно, что трупосожжения уподоблялись жертвоприношениям, направлявшимся в потусторонний
(VIII слой) или небесный (X слой) миры. Такое же разделение значений погребального костра отражено и в "Ригведе":
Пожирающего мясо Агни я прогоню далеко.
В царство Ямы пусть уйдет он, увозя нечистоты!
Здесь же этот другой Джатаведас.
Пусть отвезет он жертву богам, знающий путь!
И гимны, и обряды предписывали присоединение покойников к Космосу, наделяли почивших полномочиями посланников в потусторонний или небесный миры и даже уподобляли их божествам.
В этом и предыдущем разделах мы познакомились с представлениями создателей арийской "Ригведы" о происхождении мира и о потусторонних судьбах людей. Эти представления находят очень близкие соответствия в курганном обряде Северного Причерноморья середины IV — середины II тысячелетий до нашей эры.
Соответствуют друг другу мифологические сюжеты, последовательность их развертывания, а главное, место человека в системе миропорядка. Человек и в "Ригведе" и в "пирамидах степей" богоравен: представители общества — вожди, мудрецы, посланники в иные миры — уподобляются божествам.
Эти божества не возвышены над обществом, не сверхъестественны. Их рациональные корни совершенно наглядны. Однако они концентрируют в себе и материальные и духовные стороны бытия, причем на пределе возможностей первобытной культуры, а пожалуй, что и человеческого естества вообще.
Такое сверхнапряжение (подобное творцам Стоунхенджа и Наски, Мецамора и Цнори) было обусловлено рубежным положением между первобытнообщинной и рабовладельческой формациями. Продолжаться бесконечно оно не могло. Рассмотренные и подобные им памятники строились в Причерноморских степях на протяжении примерно двадцати поколений, но во второй половине II тысячелетия до нашей эры строительство практически прекратилось и началось становление киммерийского, а затем скифского раннеклассовых обществ... Тогда же единство арийских племен нарушилось и они расселились по белому свету.
Племена, которые дошли до берегов Инда, курганов уже больше не строили. Но позаботились о собрании древних гимнов, сопровождавших некогда обряды "степ-ных пирамид". В созданную таким образом "Ригведу" были включены и новые гимны. Это священное собрание стало оплотом духовной культуры переселенцев, основой почитания исконных традиций и идейной базой для формирования раннеклассового государства... Подобная судьба была уготована и курганному обряду Северного Причерноморья. Примерно через тысячелетие после начала упадка в скифское время он возрождается в новом качестве. Уже не над захоронениями с простейшими вещами, а над изобилующими оружием и драгоценностями подземными жилищами; не как модель Вселенной, а как воплощение незыблемости загробного царства.
Но и это царство оказалось не вечным..
РИТА — "КРУГ" — ЛАДА
В основу "Ригведы" и мировоззрения ариев положен "закон, которому должны повиноваться все боги, все люди". Он называется рита, что переводится как "путь", "движение", "закон" и происходит от индоевропейского рото, означавшего "повозка", "колесо", "круг". От этого же древнего слова происходит индийское раджасуя, немецкое рат, украинское рада — "совет", круг людей, собравшихся для обсуждения дальнейшего пути и других важных вопросов.
Возможно, что от этого же слова происходит Рато — древнейшее имя греческой Латы (матери Аполлона, воплощавшего солнечный зодиак) и славянской Лады ("лад", "порядок", "согласие"). Сами гимны "Ригведы" и те проникнуты ритой: от него происходят понятия "речь" и "ритм".
Да, коловращение мироздания — всеобщий закон. Творцы "Ригведы" были правы: "Вся Вселенная покоится на рите и движется в нем". Но как они себе его представляли?
Сотворение риты, подобно сотворению мира, произошло само по себе, из ничего, из хаоса самозародившейся материи.
Закон и истина родились
Из воспламенившегося жара.
От них родилась ночь.
От нее — волнующийся океан.
Из волнующегося океана
Родился год,
Распределяющий дни и ночи,
Владыка всего существующего.
Так мыслили древние мудрецы последовательность начала мироздания. И только затем появились Солнце, Луна, день, земля и воздух над ней, а в конце — свет.
Итак, был жар. Он вспыхнул, и в огневом вихре самозародились "закон" и "истина" — рита и сутья "Ригведы". Знаменательно их противопоставленное единство: изреченного, установленного закона и сущностной, изначальной истины.
Такая диалектика вполне понятна современному человеку даже с неполным средним образованием... Но дальше начинается "теория относительности", постижение которой требует специальных познаний. Эту теорию можно сформулировать так: свет явился не от космического жара, не от Луны или Солнца — свет возник после них.
Темное Солнце, порожденное жаром, но лишенное света?! Да, "Ригведа" знает такое. Это Савитар ("побудитель", "родящий"). Он отец Сурьи, который становится Савитаром, опустившись за горизонт и пробираясь в кромешной тьме потустороннего мира с запада па восток, чтобы явиться из-за горизонта обновленным Сурьей.
Не поддаваясь обману, взирая на (все) существа,
Бог Савитар охраняет обеты.
Он протянул руки ко (всем) существам в мире.
Держа твердо обеты, он правит великим путем.
"Великий путь" — это и есть путь риты, круговорота Солнца и Вселенной. Примечательно, что рита теснее связан с Солнцем потусторонним, ночным, — это вполне соответствует родству риты с зодиаком. Потусторонним Солнцу и зодиаку соответствовали, очевидно, рассмотренные в конце I части нашей книги изображения на сводах "Докучаевской пещеры" и "Грота быка" (рис.24).
В курганах к образу Савитара ближе всего погребение "космического странника" под солнцеобразной досыпкой Высокой Могилы (рис.28). Ориентированные по зодиаку колеса на перекрытии ямы вполне сопоставимы с "колесом Солнца" или "вертящимся колесом", как нередко именуется рита. Этому же образу соответствует каменное кольцо вокруг погребения в центре первого кромлеха Велико-Александровского кургана (рис.12).
Сам кромлех с изображением зодиакальной сцены — еще одно из ярчайших воплощений риты. В качестве Савитара — подземного Солнца можно рассматривать желтый круг внутри знака Земли на вершине птицеобразного кургана у Большой Белозерки Савитару же соответствует белый круг на брасмане (настиле из прутьев) в погребении 5 кургана № 8 у Семеновкн. Покойника, сидящего на этом круге — Савитаре, мы соотнесли с образом Матаришвапа.
Мудрый Асура — так был наречен Савитар. У него-то, у подземного Солнца, и похитил огонь Матаришван.
Считалось, что, попадая в потусторонний мир и становясь Савитаром, "Солнце" — Сурья превращается в Асуру и в этом значении воплощается в Варуну — "кипящего". Превращения, как видим, совершенно логичные: соединившееся с подземными водами солнце должно было, конечно, их разогреть. Образовавшиеся при этом клочья тумана и облаков уподоблялись змеевидным асурам — "не-в0дам" или, уже в переносном смысле, "жизненным силам". Под этими силами подразумевалось тепло, отдаваемое подземным Савитаром — Асурой — Варуной. Отдав часть тепла, прогрев в очередной раз подземное царство, обновленное Солнце вновь выходило на небо и, согревая уже не столько воды, сколько воздух, порождало в нем дэвов — "сияющих".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Космические тайны курганов"
Книги похожие на "Космические тайны курганов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Шилов - Космические тайны курганов"
Отзывы читателей о книге "Космические тайны курганов", комментарии и мнения людей о произведении.