» » » » Александр Юдин - Сибирь. Путеводитель


Авторские права

Александр Юдин - Сибирь. Путеводитель

Здесь можно купить и скачать "Александр Юдин - Сибирь. Путеводитель" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство Вокруг света, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Юдин - Сибирь. Путеводитель
Рейтинг:
Название:
Сибирь. Путеводитель
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-98652-082-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сибирь. Путеводитель"

Описание и краткое содержание "Сибирь. Путеводитель" читать бесплатно онлайн.



Сибирь уже стала скорее образом, чем географическим понятием. Все, что простирается за Уральскими горами на восток, всю северную часть азиатского континента многие, особенно иностранцы, считают Сибирью. Для тех, кто там никогда не был, все это огромное пространство – города, тайга, моря, реки, озера и болота сливаются в стереотипы – снег, мороз, огромные расстояния, дикость…

А на самом деле Сибирь разнообразна и многолика. Это и край вечных льдов на Ямале и Таймыре, и степи Хакасии и Тувы, и Алтайские горы и Саяны, и озера Байкал и Телецкое, и таинственные и недоступные плато Путорана и Анабара. Сибирь – это и старинные города Тобольск, Тюмень, Салехард, Томск, Тара, Красноярск, Иркутск, Чита, Нерчинск, Кяхта и совсем новые – Надым, Новый Уренгой, Обь, Ноябрьск. Сибирь – это крупнейшие в мире сооружения – Саяно-Шушенская, Красноярская, Братская и Усть-Илимская ГЭС. Сибирь – это самобытная культура коренных народов – хантов, манси, селькупов, эвенков, ненцев, нганасан, шорцев, тофов…

Невозможно рассказать в одной книге обо всем, что есть интересного в Сибири. Поэтому, рассказывая о 19 субъектах Российской Федерации, мы остановились на главных достопримечательностях, дав возможность нашим читателям открыть «Свой Алтай», «Свою Хакасию», «Свой Таймыр» и т. п. Но мы обязательно расскажем о том, что нельзя пропустить, не увидеть, если уж ты попал в такую интересную страну с названием «Сибирь».






В 1820–1830 гг. в предгорьях Алтая начали строить первые металлургические предприятия мануфактурного типа – Колыванский и Барнаульский заводы, Змеиногорский рудник.

В 1708 г. создана Сибирская губерния с центром в Тобольске, первым ее губернатором стал князь М.П. Гагарин (которого за злоупотребления приговорили к смерти и публично повесили). В 1803 г. образовано генерал-губернаторство.

В 1819–1822 гг. во главе его был М.М. Сперанский, который в 1822 г. провел реформу управления Сибирью. Были предприняты шаги к поощрению частного предпринимательства. В 1822 г. издан «Устав об управлении инородцев», юридически оформивший политику государства в отношении нерусского населения Сибири.

Колонизация, завоевание или «добровольное вхождение»?

Вопрос о том, как следует рассматривать и оценивать присоединение Сибири к России, какие термины использовать – один из основных вопросов современной российской исторической науки. И, судя по накалу и ожесточенности полемики, однозначного ответа на него ждать в скором времени не приходится.

До революции процесс освоения Сибири считался «завоеванием», но никакого негативного оттенка в это слово не вкладывалось. Когда Н.М. Карамзин называл Ермака «русским Писарро», он им гордился, а не намекал на судьбу инков. В первые годы советской власти концепция «завоевания» оставалась в силе, только смысл поменялся – ответственность за негативные последствия процесса возлагали на «проклятый царизм». После войны историки вынуждены были поменять взгляды: восторжествовала теория «мирного и добровольного вхождения» коренных народов Сибири в состав Московского государства. В дальнейшем в ходу была компромиссная теория «присоединения»: у разных сибирских народов отношения с русскими складывались по-разному. С начала 1990-х гг. в связи с распадом СССР и обострением межнациональных отношений в работах сибирских историков все чаще стали употребляться термины «экспансия», «колонизация» и опять-таки «завоевание».

В последнее время появились исследования, авторы которых пытаются подойти к проблеме комплексно, оценить ее как с точки зрения метрополии, так и с точки зрения аборигенов. Так, например, А.С. Зуев справедливо отмечает, что о «добровольности» присоединения сибирских народов к России говорить не приходится. Продвигавшиеся по Сибири казаки широко практиковали систему «аманатства». Придя на землю неясачного (не обложенного данью) племени, они захватывали в плен старейшин и их родственников и превращали их в заложников (аманатов). Тогда племя ради сохранения жизни старейшин вынуждено было платить ясак, а позже «добровольно» попадало под власть московского государя. Для аборигенов уплата ясака отнюдь не всегда означала признание русского подданства. На первых порах сбор ясака сопровождался раздачей подарков, которые привозили русские, поэтому аборигены воспринимали эти отношения как меновую торговлю. Казаки же спешили доложить о новых «инородцах», принявших русское подданство. Подобное обстоятельство зачастую приводило к недоразумениям: когда сборщики пытались взять ясак, ничего не давая взамен, «инородцы» пускали в ход оружие. Поэтому внесение ясака и принятие русского подданства нельзя отождествлять.

Историк С.Г. Скобелев в одной из своих работ утверждал, что «в целом для большинства территорий Сибири была характерна ситуация, когда вооруженные столкновения коренного народа с русскими продолжались от нескольких месяцев до 20–30 лет».

Образ русских в фольклоре народов Сибири

Один из самых убедительных ответов на вопрос об отношениях между русскими и аборигенами дал В.И. Кузьминых, проанализировавший фольклор коренных народов Северо-Восточной Сибири и образ русского казака в нем.

Русские – неотъемлемая часть картины мироздания коренных сибирских народов. Приход русских стал событием, определившим всю последующую историю аборигенов. Поэтому у некоторых сибирских народов историческое время делится на период до русских и период после их прихода.

Русские прибывают в Сибирь в основном по рекам на судах. Это соответствовало действительности, кроме того, у реки в мировом фольклоре символическое значение: она связывает земной и подземный миры, и именно по ней в земной мир приходит все неизвестное и враждебное. Распространен сюжет, когда русских казаков приводит человек из соседнего племени, желая отомстить за обиды. Своим видом пришельцы нагоняют страх. В чукотских преданиях русские выглядят следующим образом: «Одежда вся железная, усы как у моржей, глаза круглые железные, копья длиной по локтю и ведут себя драчливо – вызывают на бой». В других сказаниях отмечается храбрость и удаль казаков, но вместе с тем их немотивированная жестокость, непредсказуемость, хитрость и вероломство. «Отражение такого поведения пришельцев, – замечает В.И. Кузьминых, – встречается в одном частом мотиве: придя в новую землю, русские разбрасывают бисер, железо, сладости и т. п., а когда туземцы подходят и берут их, дают из засады залп… Оставшихся в живых забирают в плен».

Наиболее жестокими выглядят русские в чукотском фольклоре, что обусловлено яростным сопротивлением чукчей против колонизации. В одном из преданий повествуется о том, как казаки расстреляли из пушек огромную толпу туземцев.

В энецких сказках русские («лусэ») фигурируют как народ, движущийся с верховьев Печоры и уничтожающий людей на своем пути: «Найдут народ и… бьют, бьют сразу».

И лишь в якутском фольклоре приход русских ознаменовывается установлением у якутов порядка, прекращением междоусобиц. Русский закон более справедлив, чем обычное право. Русские назначают начальников из «лучших людей», которые разбирают бытовые неурядицы и справедливо взимают ясак. Но и тут вместе с приходом русских начинается насильственная христианизация, умирают старые обычаи, распространяются дотоле неизвестные болезни.

Современные западные исследователи, хорошо знакомые с проблемами Сибири, считают, что судьба местных коренных народов вполне сопоставима с судьбой американских индейцев: ассимиляция и насильственное приобщение к европейской цивилизации поставили их на грань вымирания. Утрачены язык, традиции и обычаи предков, сильно распространен алкоголизм и болезни, ранее не свойственные аборигенам. Такое положение не может считаться нормальным. Поэтому не исключено, что по мере улучшения экономической ситуации в России и роста национального самосознания малочисленные народы Сибири потребуют направить доходы от эксплуатации сибирских недр на решение собственных проблем. Один такой пример уже есть – это республика Якутия.

Край ссылки

Еще при Иване Грозном Сибирь стала основным местом ссылки и каторги. Ссылка в Сибирь была закрепленным в законе наказанием. С 1593 по 1645 г. в Западную Сибирь сослали около 1500 «воров» – так называли и политических, и уголовных преступников. В конце XVII в. сибирская ссылка стала самостоятельной, отдельной формой наказания. В Сибирь вместе с семьей могли выслать за нюхание табака, за попрошайничество (знаменитый томский старец Феодор Кузьмич), за предсказание будущего… В 1735 г. начали строить Сибирский кандальный тракт силами местного крестьянства. В XIX в. в Сибирь прибыло свыше 1 млн ссыльных (вместе с семьями).

Северный морской путь

Северный морской путь (СМП) – важнейшая национальная транспортная магистраль, связывающая дальневосточные и западные районы Российской Федерации и объединяющая в единую систему крупнейшие речные артерии Сибири. Протяженность его от Карских Ворот до бухты Провидения – 5600 км (3025 морских миль).

В 1525 г. русский переводчик, дипломат Дмитрий Герасимов, посланный великим князем Василием III в Рим, впервые высказал мысль о вероятном существовании водного пути, пролегающего вдоль северных берегов Европы и Азии. Карта, нарисованная Д. Герасимовым, считается самой древней картой Северного Ледовитого океана. Англичане и голландцы подхватили идею Герасимова и снарядили несколько экспедиций, но ни одна из них дальше западных районов Карского моря не прошла. Первая английская экспедиция вышла в плавание в 1553 г. из Лондона на трех небольших парусных судах. Во время сильной бури у мыса Нордкап корабли потеряли друг друга. Два из них прошли до Новой Земли, откуда повернули обратно и встали у Мурманского берега. Первая зимовка европейцев в Северном Ледовитом океане окончилась трагически – весь личный состав обоих судов (65 чел.) погиб от холода и голода.

В 1596 г. голландское судно под командованием Я. Гемскерка и В. Баренца успешно достигло северного берега Новой Земли. Мореплаватели искали путь в страны Востока, но их судно было затерто льдами в бухте, названной ими Ледяной Гаванью. Моряки перешли на берег, соорудили дом. Несколько человек вскоре умерло. Баренц и многие другие заболели цингой. С наступлением лета голландцы бросили вмороженное во льды судно и по прибрежной полосе чистой воды вышли на двух шлюпках на юг (в этот момент скончался Баренц). У острова Междушарского их заметили русские поморы, снабдившие моряков продуктами. 2 сентября 1597 г. голландцы благополучно прибыли в Колу, а оттуда на попутном корабле вернулись в Амстердам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сибирь. Путеводитель"

Книги похожие на "Сибирь. Путеводитель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Юдин

Александр Юдин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Юдин - Сибирь. Путеводитель"

Отзывы читателей о книге "Сибирь. Путеводитель", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.