» » » » Александр Юдин - Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)


Авторские права

Александр Юдин - Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Юдин - Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Альтернативная история, издательство Литагент «Вокруг Света»30ee525f-7c83-102c-8f2e-edc40df1930e, год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Юдин - Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)
Рейтинг:
Название:
Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)
Издательство:
Литагент «Вокруг Света»30ee525f-7c83-102c-8f2e-edc40df1930e
Год:
2006
ISBN:
5-98652-082-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)"

Описание и краткое содержание "Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)" читать бесплатно онлайн.








Существует несколько версий относительно места рождения великого полководца. Монголы считают таковым местечко под названием Гурван-Нуур в Монголии. Казахские ученые уверяют, что Чингисхан был казахом. На право считаться родиной Чингисхана претендует и Китай, где он включен в почетный реестр великих китайских императоров и где в его честь воздвигается мавзолей. По наиболее распространенной версии, основанной на монгольской летописи «Алтан тобшо», Чингисхан родился в урочище Делюн Болдок (Оорандушы), напротив с. Кункур на берегу Онона в 3 км от Кочуевского казачьего караула. Умер Чингисхан 25 августа 1227 г. на территории тангутского государства Си-Ся во время начатого им в 1226 г. похода в эту страну. Легенда гласит, что Великий хан повелел сохранить место своего захоронения в тайне, поэтому 200 слуг, которые провожали его в последний путь, были убиты воинами, а последних, в свою очередь, убили, когда они вернулись в столицу империи – Каракорум. Вместе с Чингисханом якобы были закопаны несметные богатства, собранные в результате завоевательных походов в Азии и Европе. Могила Чингисхана до сих пор не найдена. Регулярно средства массовой информации потрясают сенсационные сообщения о находках, но ни одна из них не оказалась правдой.

Цугол

(120 км к востоку от Агинского)

Село расположено на правом берегу Онона, рядом с устьем р. Цугол. До 1933 г. села, как такового, не было. Был только дацан и примыкающие к нему дома лам и мирян, занимающихся в первую очередь снабжением дацана дровами, водой, продовольствием. После того как дацан в 1934 г. закрыли, рядом с ним развернулось интенсивное строительство. Строили военные, и в основном жилье. Образовался, по существу, военный городок. И сейчас Цугол – это хаотическое нагромождение разномастных домов, покинутых теми военными и кое-как приспособленных под жилье местными бурятами.

Безусловно, главная достопримечательность Цугола – великолепный Цугольский дацан – выдающийся памятник бурятского национального культового зодчества 2-й пол. XIX в.


Цугольский дацан

Дацан (тибетское название Даши Чойжилинг) основан в 1801 г. и входит в число наиболее значительных монастырей Забайкалья. Он был не только религиозным центром, но и центром общественной и культурной жизни обширного региона. Дацану принадлежит приоритет в развитии основных направлений буддийской философии (цанит) и тибетской медицины (манба). Главный соборный храм дацана – цокчен-дуган, построенный в 1868 г., – одна из вершин архитектурного мастерства бурятских зодчих. Одно из первых каменных монументальных зданий послужило прообразом ряду других, более поздних построек аналогичных храмов.

Ко времени закрытия дацана в 1934 г. его ансамбль насчитывал около двадцати основных и вспомогательных строений. В их числе цокчен-дуган – главный соборный храм, цанит-дуган Чойра – здание богословской школы, сумэ Майдари (помещение для статуи Майдари), Манба-дуган – здание медицинской школы, родовые сумэ, дом Ганжирва-гэгээна Данзана Норбоева, кладовая ламской парадной одежды и помещение для фигур слона и лошади, здание типографии, большие молитвенные барабаны хурдэ и субурганы.


Из истории дацана

Первоначально это была войлочная юрта. В 1826 г. буряты харганатского, хуасайского и галзудского родов, ввиду удаленности от приходского Агинского дацана, обратились к начальнику Нерчинского округа с просьбой разрешить строительство деревянной кумирни. Спустя 4 года в монастырском комплексе уже были главный храм, четыре малых храма и жилые дома лам. В 1831 г. началось строительство 3-этажного деревянного здания цокчен-дугана, которое завершилось в 1834 г. Цугольский дацан получил название Даши Чойжилинг. Хранителем его был определен Чойжил – одно из гневных божеств буддийского пантеона. После пожара 1887 г. последовали восстановительные работы, и цокчен-дуган пробрел тот замечательный вид, который дошел до наших дней.

До революции дацан был крупным собственником: ему принадлежало 1200 десятин земли, имел свою больницу, типографию, большое собрание буддийских текстов. Здесь насчитывалось более 1500 лам.

С начала 1930-х гг. повсеместно начались преследования буддийского духовенства, в том числе и Цугольского дацана. В декабре 1933 г. оставшиеся ламы Цугольского дацана (около 60 человек) разъехались по другим дацанам. В 1934 г. храм был закрыт, а здания переданы военному гарнизону. В апреле 1935 г. на основании постановления ЦИКа БМ АССР конфискованы предметы религиозного культа, разобраны уникальные скульптурные изображения Майдари, Одсэр-Жанма, Дэважин и Гандан. В распоряжение Бурятского наркомфина отправлены ковровые и парчовые изделия. «Валютные ценности» (золотые и серебряные монеты царской чеканки, серебряные культовые предметы) были перевезены в отделение Агинского госбанка. В дацане разместился военный склад, что в некоторой степени спасло комплекс: помещения содержались в надлежащем состоянии и охранялись. В 1980 г. военные склады начали постепенно освобождаться. В 1988 г. Цугольский дацан возвращен буддийской общине.

Достопримечательности

Цокчен-дуган

Соборный, главный храм дацана. Проект здания выполнен забайкальским областным инженером путей сообщения Э. Соколовским. Строительство велось бурятскими мастерами «модон дархад» (кузнецы по дереву) и завершилось к середине 1868 г. В ремонтных работах 1914–1915 гг. принимали участие приглашенные китайские мастера. Главное украшение цокчен-дугана – великолепные ажурные лестницы по бокам. Таких лестниц нет ни в одном другом дацане. Они отлиты из чугуна на Петровском Заводе в Читинской области. Не менее оригинальны белые мраморные двойные капители на всех шести колоннах главного портика.


Майдари-сумэ

Культ Бодхисатвы Майдари (санскрит. Майтрейи), почитаемого как Грядущий Будда, имеет широкое распространение в Забайкалье, поэтому каждый дацан старался прежде всего приобрести статуи Майдари. (Впрочем, также в первую очередь приобретают и статуи 1000 Будд, т. к. тибетский храм не может быть освящен, если в нем не установлены статуи 1000 Будд.) Изображения, статуи Майдари есть в большинстве храмов буддийского мира. Молебен «Майдари» проводился в каждом дацане. В самых больших и богатых буддийских дацанах проводится один из самых многочисленных хуралов – «Круговращение Майдари», или Майдари-хурал. Согласно преданию, эту службу учредил Цонкопа в 1409 г., и с тех пор она исполняется ежегодно в установленный для каждого большого монастыря день в июне-июле. Суть этого праздника – демонстрация будущего прихода на землю Майдари – Будды Грядущего мирового периода. В течение дня торжественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана. Отсюда и название праздника – «Круговращение Майдари». В центре процессии находится колесница с позолоченным крупным изображением Майдари, священными книгами и проч. В колесницу впрягают чучело слона или лошади зеленого цвета, которое ламы тянут за ремни. В Цугольском дацане сумэ Майдари находится за оградой, сразу за цокчен-дуганом. Великолепную 6-метровую статую сидящего Майдари, сделанную местным мастером в 1897 г., в 1930-х гг. разобрали и перевезли в Ленинград, где она пролежала в Казанском соборе, приспособленном под «Музей истории религии и атеизма». В 1990-х гг. ее вернули в Цугол. Сейчас она в разобранном состоянии находится на 2-м этаже цокчен-дугана, а ее голова стоит на первом этаже. Само сумэ Майдари сейчас перестраивается. После завершения строительства в нем и будет установлена историческая статуя.


Манба-дуган

Зеленое здание с решеткой, расположенное в юго-западном углу от цокчен-дугана. В 1869 г. соржи-лама Тугулдуров, сын известного летописца хоринских бурят, бывшего главного тайши Агинской степной думы Тугулдура Тобоева, признав необходимым изучение тибетской медицины ламами Цугольского дацана, выписал из хошуна Минбэйсэ Халхаского Сэцзя-Хановского аймака, пользовавшегося там славою искусного и ученого врача Чой-Марамбу Пользуясь его указаниями, цугольские ламы начали изучение медицины. Цугольская манба-школа входила в число крупнейших школ Забайкалья. Каменное двухэтажное здание построено на пожертвование Тугулдура Тобоева, который в ноябре 1877 г. принес его в дар дацану «на помин души своего умершего в ту пору сына – ламы Цугольского дацана». Здесь хранилась одна из святынь дацана – редчайший иллюстрированный трактат под названием «Вадурья-онбо», посвященный тибетской медицине и созданный в XVII в. Он тайно скопирован и вывезен из чтимого тибетского монастыря Сэрток Манба в начале XX в. бурятским лекарем Ширабом Сунуевым в Цугольский дацан. Агван Доржиев (1853–1938) – крупнейший деятель буддизма Тибета, Монголии и России, наставник далай-ламы XIII, уроженец Бурятии – увез этот атлас из Цугольского в Ацагатский дацан (откуда он родом и где он с разрешения В.И. Ленина намеревался открыть школу тибетской медицины для всей Бурятии). В 1936 г. трактат попал в музейную коллекцию Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, где и находится по сей день.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)"

Книги похожие на "Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Юдин

Александр Юдин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Юдин - Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)"

Отзывы читателей о книге "Прибайкалье (Иркутская область, включая Усть-Ордынский и Агинский Бурятский автономные округа)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.