» » » » Екатерина Котельникова - Экономика фирмы: конспект лекций


Авторские права

Екатерина Котельникова - Экономика фирмы: конспект лекций

Здесь можно купить и скачать "Екатерина Котельникова - Экономика фирмы: конспект лекций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»b4455b31-6e46-102c-b0cc-edc40df1930e. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Экономика фирмы: конспект лекций
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика фирмы: конспект лекций"

Описание и краткое содержание "Экономика фирмы: конспект лекций" читать бесплатно онлайн.



Объектом изучения данного курса лекций является фирма как единая система, которая функционирует в условиях рыночной экономики. Рассматриваются организационно-правовые формы фирм, основные условия обеспечения экономической стабильности фирмы, принципы ее управления и организационная структура, порядок обеспечения кадрами, модель функционирования фирмы в рыночной среде. Описана комплексная система обеспечения ресурсами (трудовые ресурсы, основные и оборотные средства), система показателей для оценки эффективности их применения.

Этот курс лекций предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов университетов и экономических вузов.






На самом деле, как следует и из сущности процесса общественного разделения труда, в каждой сделке должна присутствовать, как правило, обоюдная выгода, выражающаяся в экономии участниками сделки своего собственного труда. Другими словами, человек производит в гораздо большем, чем нужно ему для собственного потребления, количестве ту продукцию, на которой он специализируется, в производстве которой гораздо больше преуспел, а затем готов обменяться ею с продавцами другой продукции, которую он сам не производит, но которая ему также необходима. Рациональность обмена в данном случае заключается в том, что производитель (продавец) соглашается на обмен лишь тогда, когда полагает, что использует на изготовление отдаваемого товара меньше времени, чем ему пришлось бы затратить на производство того товара, который он хочет выменять. Основной выбор, который при этом делается человеком, заключается в том, чтобы обеспечить себя, однако максимально сохранив при этом имеющиеся ресурсы (собственность, капитал, трудовые способности).

Использование природных производственных ресурсов продается их собственником за деньги для получения дохода; продажа трудовых способностей и навыков приносит работнику заработную плату; накопление капитала и инвестирование его в производство приносят доход в виде участия в прибыли производителя, ренты и т. д.

Однако объем и качество товаров и услуг, которые может купить человек, зависят в значительной мере от дохода, полученного им в качестве собственника, работника, инвестора, т. е. зависят от имеющихся в собственности производственных ресурсов, желания продать право на пользование ими полностью или в определенной их части. Следовательно, именно стремление людей к выгоде и объективная закономерность обмена результатами деятельности лежат в основе формирования рыночного механизма.

Имеется огромное количество определений рынка, его сущности, многие из которых можно свести к следующему.

Рынок – это совокупность форм связей, взаимоотношений между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве продавцов и покупателей позволяет произвести обмен, т. е. продавцам продать, а покупателям – купить необходимые товары.

Рыночное хозяйство, сама современная экономическая система невозможны без установления определенной ценности, стоимости каждого товара. В этой ситуации важнейшая функция цены – решение проблемы обоснованного выбора, с одной стороны, потребителя, который отвечает на вопрос, что лучше приобрести, и, с другой – производителя, отвечающего на вопрос, что выгоднее произвести, какую часть ресурсов направить на то или иное производство. Именно поэтому функция цены, заключающаяся в распределении товаров, услуг, других благ, а также природных и производственных ресурсов между альтернативными вариантами их использования, является центральной проблемой функционирования рынка.

В условиях рынка потребитель, ориентируясь на минимально возможные цены, мотивирует производителя выпускать товары и предлагать услуги с меньшей возможной стоимостью. В этом заключается сила рыночной экономики, в которой производитель и потребитель стремятся достигнуть эффективности всей экономики.

2. Функции и структура рынка

Приведенное в предыдущей главе определение рынка требует подхода к его характеристике как к сложноорганизованному объекту, состоящему из широкого спектра отдельных частей, элементов. Такое многообразие составляющих и специфика функционирования каждого элемента предопределяют основные функции, выполняемые рынком.

Рынок является средством связи, коммуникации продавцов товара и покупателей. К продавцам относятся:

1) товаропроизводители, т. е. предприятия, реализующие свои товары и услуги; работники, продающие свою способность к труду, рабочую силу;

2) собственники всех видов производственных ресурсов, которые продают или уступают пользование этими ресурсами на определенное время.

К покупателям относятся потребители, пользующиеся предлагаемыми товарами и услугами, а также определенные потребители или фирмы, приобретающие те ресурсы (живой труд, сырье, капитал), с помощью которых они и осуществляют производство своих товаров и услуг; чаще всего один и тот же субъект выступает на рынке и продавцом, и покупателем.

В результате взаимодействия продавца и покупателя рынок устанавливает взаимоприемлемые цены на товары (услуги), стимулируя тем самым их производство и сбыт.

Рынок – средство взаимосвязи продавцов и покупателей, распространяющее информацию о том, что именно хотят продать продавцы (и по какой цене), а также и что конкретно приобрели бы или приобретут в ближайшем будущем покупатели. При этом рынок не должен быть обязательно каким-то конкретным географическим местом. Любой источник распространения информации о продаже и покупке товаров и услуг формирует рынок этих товаров.

Обеспечивая обмен новой информацией об изменении ситуации (изменения спроса, предложения и др.), рынок дает возможность его участникам достаточно быстро реагировать на эти изменения, а также вовремя модифицировать цены. В первую очередь цены воздействуют как сигнал продавцам и покупателям, сообщая им информацию о дефиците товаров, услуг, ресурсов либо об их избытке.

Рынок в целом характеризуется сложной и разветвленной структурой. Его можно классифицировать по различным признакам:

1) по элементам рыночной инфраструктуры;

2) по экономическому назначению объектов рыночных отношений;

3) по географическому положению и характеризующим его границам и масштабам;

4) по степени ограничения конкуренции;

5) по отраслям сфер производства и услуг;

6) по характеру и размерам продаж.

Первый признак классификации рынка выделяет еще три основных элемента:

1) рынок товаров и услуг;

2) рынок факторов производства;

3) финансовый (или денежный) рынок.

Рынок товаров и услуг включает в себя большое количество особых рынков купли-продажи соответствующих товаров (их достаточно много), а также предполагает наличие и функционирование таких структур, как товарные биржи (центры купли-продажи, оформления этих сделок) по надлежащим товарам, организации розничной и оптовой торговли, маркетинговые и посреднические организации.

Рынок факторов производства охватывает процессы купли-продажи факторов производства – земли, труда, капитала, предпринимательских способностей. При этом такой особый фактор производства, как земля, включает не только непосредственно определенные участки земли, используемые для того или иного производства, но и природное сырье, добываемое из недр земли или получаемое в результате ее использования (например, продукция растениеводства).

Фактор производства в виде живого труда предполагает использование услуг всех работающих (рабочих, служащих, управленческого персонала, отдельных предпринимателей). Рынок труда предполагает и наличие такого важного инструмента этого рынка, как биржа труда, где непосредственно формируются спрос на трудящуюся силу всевозможного вида и квалификации, и предложение этой рабочей силы. Помимо этого, важными функциями биржи труда являются: формирование резерва рабочей силы, подготовка и переподготовка кадров (в первую очередь безработных), организация общественных работ для обеспечения занятости населения.

Такой фактор производства, как капитал, включает в себя все средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, а также денежные средства, которые могут использоваться на получение этих средств производства.

Иногда в качестве отдельного фактора производства показывают предпринимательскую способность (талант), которой располагает человек, организующий какое-либо производство товаров и услуг, принимающий решения по его функционированию, управлению, определяющий его рыночное поведение.

Финансовый (денежный) рынок охватывает процессы купли-продажи, передачи во временное пользование финансовых средств – денег, облигаций, акций, казначейских и банковских обязательств и др. Единственным товаром на таком рынке являются деньги, представленные либо в непосредственно денежной форме, либо в одном из видов ценных бумаг. Универсальный характер этого товара заключается в том, что при необходимости он превращается в любой из факторов производства. Чаще всего финансовый рынок предполагает функционирование фондовой и валютной бирж.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры органически взаимосвязаны и, соответственно, воздействуют друг на друга. Если они формируют равновесие, то и в экономике наступает общее макроэкономическое равновесие.

Второй признак классификации элементов рынка – по экономическому назначению объектов рыночных отношений – предполагает выделение более мелких сегментов рынка в виде:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика фирмы: конспект лекций"

Книги похожие на "Экономика фирмы: конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Екатерина Котельникова

Екатерина Котельникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Екатерина Котельникова - Экономика фирмы: конспект лекций"

Отзывы читателей о книге "Экономика фирмы: конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.