Екатерина Котельникова - Экономика фирмы: конспект лекций
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Экономика фирмы: конспект лекций"
Описание и краткое содержание "Экономика фирмы: конспект лекций" читать бесплатно онлайн.
Объектом изучения данного курса лекций является фирма как единая система, которая функционирует в условиях рыночной экономики. Рассматриваются организационно-правовые формы фирм, основные условия обеспечения экономической стабильности фирмы, принципы ее управления и организационная структура, порядок обеспечения кадрами, модель функционирования фирмы в рыночной среде. Описана комплексная система обеспечения ресурсами (трудовые ресурсы, основные и оборотные средства), система показателей для оценки эффективности их применения.
Этот курс лекций предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экономических факультетов университетов и экономических вузов.
Как следует из характеристики предпосылок государственного воздействия на экономику, его объектами должны быть сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть перечисленные выше трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически вообще, разрешаемые частично или в отдаленном будущем, в то время как решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе.
Многообразие причин государственного регулирования рождает еще большее разнообразие объектов, которые под него подпадают. Основными среди них являются следующие:
1) экономический цикл и его отдельные фазы;
2) секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка;
3) условия накопления капитала;
4) занятость;
5) денежное обращение;
6) платежный баланс;
7) цены;
8) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;
9) условия конкуренции;
10) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
11) подготовка и переподготовка кадров;
12) окружающая среда;
13) внешнеэкономические связи.
Безусловно, степень участия государства в регулировании перечисленных объектов совершенно различна: одно направление регулирования охватывает макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы; другое – отношения между отдельными экономическими субъектами (например, условия конкуренции), между государственными и регулирующими органами и предприятиями; третье – социальные отношения. Характеристика перечисленных объектов представляется в экономической литературе следующим образом.
Государственная политика по преодолению негативных последствий циклического развития экономики состоит в регулировании хозяйственной конъюнктуры, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на услуги и товары, занятость и капиталовложения. Для этого негосударственному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях долгого и яростного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда – необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государства как регулятора рынка – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов, так какпо о кончании такого подъема это поможет уменьшить продолжительность и глубину возможного спада производства, занятости и инвестиций.
Регулирование отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений. Таким образом, обеспечиваются привилегированные условия развития для отдельных отраслей и регионов. При этом иногда такая поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса. Поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, способных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Также напрямую поддерживаются отрасли, изначально по своей природе нерентабельные, но социально важные. В то же время могут приниматься меры по сдерживанию чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служили главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государство заинтересовано в поощрении накопления. Это в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам госрегулирования. Оно, создавая дополнительные стимулы и потенциал в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, воздействует на экономический цикл и структуру производства.
Регулирование занятости населения понимается как поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребности экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. При этом принципиально важно, чтобы соотношение между спросом и предложением не вело к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, которое ведет к увеличению численности безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и серьезным социальным последствиям.
3. Формы и методы государственного регулирования экономики
По способу воздействия государства на интересы участников экономических отношений все инструменты государственного вмешательства в рыночное хозяйство можно разделить на административные и экономические.
Соотношение этих принципиально различающихся по способу воздействия инструментов регулирования так же, как и сама по себе степень государственного регулирования экономики, существенно различается по отдельным странам и в различные периоды экономического развития.
Там, где уровень экономического развития высок, необходимая степень регулирования рынка может быть достигнута только экономическими средствами и прежде всего – косвенными формами регулирования. И, наоборот: там, где степень развитости экономической системы невысока, где существуют искажения в рыночной системе, без административного вмешательства государства в рыночные отношения не обойтись.
Общий перечень возможных направлений государственного вмешательства в экономику может выглядеть довольно развернутым:
1) разработка «правил игры» для субъектов рыночной экономики;
2) создание государственного сектора и управление им;
3) перераспределение доходов;
4) разработка и реализация программ развития экономики;
5) борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий;
6) контроль над ценами и заработной платой;
7) регулирование учетной ставки;
8) установление сроков, норм и методов амортизации;
9) регулирование налогов;
10) эмиссионная деятельность;
11) стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний;
12) защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, гарантии).
Основные формы государственного регулирования экономики можно рассмотреть в одном из аспектов такого воздействия – в формировании цен на товары.
Таким образом, государство, являясь важнейшим экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а зачастую и более эффективной.
ЛЕКЦИЯ № 3. Цели, задачи, организационная структура фирмы
1. Понятие и общая характеристика фирмы
В странах с развитой рыночной экономикой фирма является основным организационным звеном экономики. Четкая организация внутрифирменного управления позволила развитым капиталистическим странам завоевать сильные позиции на внутренних и внешних рынках.
Однако в экономической литературе, как зарубежной, так и отечественной, нет однозначного определения понятия «фирма». Более того, в основополагающих российских нормативных документах (например, ГК РФ) фигурирует лишь понятие «организация».
Если у К. Р. Маконнелли и С. Л. Брю «фирма – организация, использующая ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли, владеющая и управляющая одним или несколькими предприятиями», то у В. Е. Адамова под фирмой понимается предприятие (организация), осуществляющее в целях получения прибыли коммерческую деятельность, наделенное правами юридического лица, имеющее собственное наименование и прошедшее требуемую законодательством процедуру регистрации в уполномоченных государством органах. Таким образом, в первом случае просматривается достаточно четкое определение понятия «фирма», а во втором – делается попытка дифференцировать понятия «организация», «предприятие», «фирма». Считается, что в условиях экономики России второе определение более приемлемое, особенно в такой отрасли, как промышленность.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика фирмы: конспект лекций"
Книги похожие на "Экономика фирмы: конспект лекций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Екатерина Котельникова - Экономика фирмы: конспект лекций"
Отзывы читателей о книге "Экономика фирмы: конспект лекций", комментарии и мнения людей о произведении.