» » » » Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла


Авторские права

Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла

Здесь можно скачать бесплатно "Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая старинная литература, издательство Государственное издательство художественной литературы, год 1955. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла
Рейтинг:
Название:
О мудрости вымысла
Издательство:
Государственное издательство художественной литературы
Год:
1955
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О мудрости вымысла"

Описание и краткое содержание "О мудрости вымысла" читать бесплатно онлайн.



Сулхан-Саба Орбелиани (1658—1725) — выдающийся грузинский писатель, ученый и политический деятель. Воспитатель царевича Вахтанга Левановича (в последствии Царь Вахтанг VI). "О мудрости вымысла" написана в восмидесятых годах XVII века. Сборник басен и новелл, объединенных общей фабулой.






Десятый сказал злобно:


— Если ты царь, зачем покинул свое царство и без толку скитаешься по свету? Если у тебя есть стыд, не-

ужели не пресытился столькими позорными речами? Пристойно ли царю слушать их? Уходи! пока я жив, не расскажу тебе моей истории, и никто не заставит меня это сделать, Лучше иди управляй своим царством.

Тогда один из них сказал:

— Если ты царь, зачем покинул свое царство?

Царь ответил:

— Я искал человека, который не знает горя. Второй сказал:

— Если ты царь, почему же ты такой невежда? Нет среди рожденных женщиною человека, не знающего горя.


Царь ответил:

— Мой везир много толковал об этом, но я не стал его слушать.

Третий сказал:

— Если у тебя такие разумные слуги, предоставь им управление царством и повинуйся им.

Четвертый сказал:

— Потому-то и пошел ты скитаться ради столь прекрасного царственного дела, что не слушался своих везиров!

Пятый сказал:

— Если ты скитаешься из-за столь недостойных дел, почему твой отец не сделал тебя скороходом?

Шестой сказал:

— Если бы ты не был нищим, ты не позволил бы себе скитаться и бродяжить без дела!

Седьмой сказал:

— Если бы он был царем, он послал бы на поиски слуг, а сам спокойно сидел бы дома.

Восьмой сказал:

— В чем вы его обвиняете и зачем вы досаждаете ему? Нечего ему было делать, вот он и ушел. Есть такая пословица: "Дурная работа лучше дурного безделья".

Девятый сказал:

— Дай вам бог испытать такое же гостеприимство, какое вы оказали ему! Царь пожаловал к вам, а вы его укоряете.

Десятый сказал:

— Он достоин поношения, а вы только укоряете его? Царь покинул те места и возвратился в свое царство.

Он осыпал почестями своего везира и рассказал ему все, что с ним произошло.


Леон сказал царю:

— О царь, нет на свете человека, который не знал бы горя. Если каждый раз, когда тебя одолевает горе, ты не выслушаешь человека, что же с ним будет и что он скажет потом о тебе?

В царях богу угодны три добродетели: кротость, смирение и великодушие. Приемлет господь благосклонно от царей: неподкупное правосудие, великое милосердие и любовь ко всем.

Народы ожидают от царей: справедливой суровости, чистосердечной правды и неистощимой щедрости.

Вельможи ценят в царях: достойное, ласковое обращение, сочувствие в горе и в радости, приятные пиры.

Воины желают от царей: быстрого коня, надежного оружия и признания заслуг.

Нищие жаждут от царей: широко раскрытых дверей, обильной милостыни и доброго напутствия.

Слуги домогаются от царей: уставленного яствами стола, своевременного вознаграждения и пренебрежения к наветам.

Везиры хотели бы от царей: внимания, готовности выслушивать их и согласия следовать их советам.

Просители добиваются от царей: благосклонности к жалобам, неторопливости и нелицеприятия.

Купцы ожидают от царей: уменья судить о драгоценных камнях и тканях, расплаты сообразно стоимости и запрещения брать бесплатно.

Путешественники ищут у царей: защиты от разбойников, взимания пошлины согласно закону и безопасности Б караван-сараях.

Оклеветанные умоляют царей: об очной ставке с клеветниками, о приговорах, выносимых без гнева, и о праве защищать себя.

Узники взывают к царям: о прощении вины, о милосердии вместо гнева и разрешении лицезреть царя.

Это и есть закон для царей, это и есть их дар народам, это и есть надежнейшая опора их войска, это и есть защита их городов. Кто это исполнит, тот вместе со страной своей утвердится на прочном основании.

Рукха, евнух, сказал Леону:

— Если ты знаешь столько хорошего об обязанностях царей, разве не лучше было бы выучить этому Джумбера, вместо того чтобы избивать его и морить голодом?

Рассказал Леон притчу:

24 БЕЗБ0РОДЫЙ И КАДИЙ

Жил в одной деревне безбородый человек, видом своим напоминавший скопца, и был он очень беден. Была у него только одна хорошо откормленная корова. Он сказал своей жене:

— Продам я корову, может быть удастся купить одежду для себя и для тебя.

Погнал он корову в город; и встретился ему по пути другой безбородый. Тот стал с ним торговаться и предложил за корову три марчили, а хозяин коровы требовал четыре. Так им и не удалось столковаться,

Тогда безбородый горожанин ушел, обегал все рынки и сказал мясникам;

— Безбородый человек ведет на продажу хорошо откормленную корову. Говорите ему все в один голос: «Это коза, мы и заплатим за нее столько, сколько стоит коза».

Потом отравился к кадию, рассказал ему о безбородом, пообещал коровью шкуру.

Мясники, как увидели приближающегося к ним человека с коровой, стали предлагать ему полмарчили.

— Продай нам эту козу, — говорили они. Безбородый обиделся и ответил им:

— Корову величиною с верблюда вы норовите купить по цене козы!

Те отвечали:

— Это и есть коза.

Поспорили и пошли к кадию, пусть он рассудит. Но кадий подтвердил, что это коза. Он ведь рассчитывал получить шкуру на обувку, и кто позволил бы рассуждать безбородому?

Дали ему полмарчили, отобрали корову и закололи ее. Безбородый, опечалившись, сказал:

— Пословица гласит: «Хозяину козла и хвоста не досталось», отдайте мне по крайней мере хвост.

Взял он хвост и ушел.

Спустя некоторое время у кадия умерла жена. Безбородый прослышал об этом. Он взял у своей жены шаль и платье, переоделся женщиной, опоясался пол платьем коровьим хвостом и пришел к дверям кадия. Кадий вышел, увидел женщину и принял ее за просительницу. Она сказала ему так:

— Я не просительница, я вдова, осталась без опоры и хочу наняться к тому, кто станет меня кормить.

Кадию это было весьма на руку, потому что он остался без жены. Он ввел ее в дом и сказал слугам;

— Ступайте на эту ночь по домам, отдохните.

Он хотел лечь с нею.

Когда они остались одни, женщина сказала кадию:

— Разденься догола, иначе я с тобою не лягу, — такая уж у меня привычка.

Кадий дался в обман и разделся догола. А безбородый снял коровий хвост и сказал ему:

— Кадий, чей это хвост?

Кадий отвечал:

— Koровий.

Безбородый сказал:

— Зачем же ты заставил меня продать корову по цене козы?

Сказав это, он кинул кадия на землю и избил его хвостом до полусмерти. Слуги были далеко, помочь было некому.

Безбородый покинул дом и удалился.

Поутру слуги долго ждали, но кадий не появлялся. Они вошли в дом и видят: лежит кадий весь опухший, женщины же при нем нет. Они с большим трудом привели его Б сознание и узнали обо всем, что произошло.

Поправившись, кадий собрался в баню, чтобы натереть избитые места целебным бальзамом.

Безбородый узнал об этом, пришел к содержателю бани и сказал:

— Я весьма искусный цирюльник, позволь мне здесь прислуживать.

Содержатель бани с приятностью выслушал его и сказал:

— Экой ты счастливец, ведь сегодня сюда пожалует кадий!

Безбородый опоясался под передником коровьим хвостом и стал ждать.

Пришел кадий. Цирюльник всячески старался угодить ему. Кадий остался доволен и потребовал, чтобы тот умастил его. Цирюльник сказал слугам:

— Сейчас я начну его натирать. Но если он будет стонать и кричать от боли, пусть никто из вас не входит, я сам выйду и скажу, если он чего-нибудь пожелает.

Так он обманом удалил слуг, вытащил коровий хвост и спросил кадия:

— Чей это хвост?

Кадий умолял, клялся щедро одарить, но безбородый все-таки избил его до полусмерти.

Затем цирюльник вышел и сказал слугам:

— Он спит, не входите, не будите его… Л я принесу еще лекарств.

Безбородый оделся и ушел. Когда слуги вошли, то увидели, что кадий вовсе не натерт мазями, а лежит избитый и весь распухший. Его подняли, положили на войлок, отнесли домой и уложили в постель. Придя в сознание, кадий сказал:

— Не будет мне здесь житья от этого безбородого. Он снова заманит меня в какую-нибудь опасную ловушку. Наймите верблюдов, я уеду в Каабу.

Они принялись искать, а безбородый уже нанял у кого-то верблюдов на три дня и сам провел их мимо ворот кадия. Его спросили насчет верблюдов, и он ответил:

— Я ищу кого-нибудь, кто бы их нанял.

Слуги обрадовались, доложили кадию и наняли тех верблюдов. Пристроили к спине одного из них сиденье; кадий уселся и, забрав все свое имущество, пустился с путь. Погонщик верблюдов рассказывал ему в пути сказки, кадий был доволен.

Кадий приказал слугам:

— Идите вперед в деревню и приготовьте ночлег, ячменя, соломы и чего-нибудь поесть. Л мы с погонщиком не спеша поедем вслед.

Когда слуги удалились, безбородый рассказал ему в виде сказки обо всем, что произошло между ним и кадием. Кадий сказал:

— Я уже не раз это слышал, расскажи мне что-нибудь другое.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О мудрости вымысла"

Книги похожие на "О мудрости вымысла" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сулхан Саба Орбелиани

Сулхан Саба Орбелиани - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сулхан Саба Орбелиани - О мудрости вымысла"

Отзывы читателей о книге "О мудрости вымысла", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.