» » » » Герман Матвеев - Семнадцатилетние


Авторские права

Герман Матвеев - Семнадцатилетние

Здесь можно скачать бесплатно "Герман Матвеев - Семнадцатилетние" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская проза, издательство Ставропольское книжное издательство, год 1962. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Герман Матвеев - Семнадцатилетние
Рейтинг:
Название:
Семнадцатилетние
Издательство:
Ставропольское книжное издательство
Год:
1962
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семнадцатилетние"

Описание и краткое содержание "Семнадцатилетние" читать бесплатно онлайн.



Повесть Г. И. Матвеева «Семнадцатилетние» посвящена жизни советской школы, вопросам коммунистического воспитания.

Герои повести — десятиклассницы. По-разному сложилась у них жизнь в семьях; у каждой по-своему проявляется характер в отношениях с педагогами, с коллективом одноклассниц.

В повести поставлен ряд вопросов, волнующих не только учащуюся молодежь, но и педагогов и родителей. В ней широко пропагандируются идеи Ушинского и Макаренко.






Наконец, урок кончился. Заседание бюро назначено в одной из ближайших мужских школ района. До начала оставалось более часа, и было решено навестить Таню Аксенову…

Тринадцать девушек с трудом разместились на трех стульях, на кровати, на подоконнике, и скоро завязалась оживленная беседа. Несколько раз в комнату пытался проникнуть Шурка, но каждый раз Таня его прогоняла. Говорили о вечере, о юбилее, и все было хорошо, но когда Тамара затеяла спор с Кларой на тему о том, что лучше: гуманитарные науки или технические, и к ним присоединились другие, то поднялся такой шум, что со стороны этот спор можно было принять за скандал. Спор продолжался до тех пор, пока Нина Шарина не закричала испуганно:

— Девочки! Вы с ума сошли! Тридцать минут пятого!

— Ой, мы же опоздаем! — всплеснула руками Надя. Девушки заторопились.

Выйдя на улицу, стали шутить над сосредоточенным видом Кати и пытались угадать, кто из знакомых школьников может прийти на совещание.

Вот и школа, где будет проходить заседание бюро с широким активом. Подходя к подъезду, они невольно замедлили шаги. Дверь часто открывалась, пропуская в школу юношей и девушек. В раздевалке толпилось много народу, и все вели себя неуверенно, сдержанно, как обычно держатся посторонние, впервые пришедшие в незнакомое место.

«Неужели это все на совещание?» — со страхом подумала Катя.

Когда вошли в зал, то у Кати от волнения и страха подкосились коленки.

В зале была не только молодежь. Пришли учителя, директора школ, работники роно. Подошел Лева Никитин и, устроившись среди девушек, сообщил, что на совещании присутствуют представители газеты «Смена» и горкома комсомола.

Все десятиклассницы уселись в одном ряду. Минут за пять до начала в зал вошли Константин Семенович и Наталья Захаровна.

— Константин Семенович! Наталья Захаровна! Сюда! — крикнула Аня. Остальные замахали руками.

Лишь только они устроились, на сцену вышел секретарь райкома, а за ним члены бюро. Пока они садились за стол президиума, в зале установилась тишина.

— Товарищи! Заседание бюро райкома совместно с активом школ считаю открытым. Иванова Екатерина здесь?

— Здесь, — сказала Катя, вытаскивая поспешно из портфеля тетрадь с докладом.

— Пожалуйте сюда!

— Не волнуйтесь, Катюша! — шепнул Константин Семенович и пожал ей руку.

Катя в ответ напряженно улыбнулась.

— Товарищи! — снова начал секретарь, когда Иванова подошла к трибуне. — Сегодня мы решили обсудить инициативу десятого класса школы имени Ушинского. Здесь собрались комсомольцы, комсорги, редакторы школьных стенгазет, директора школ, учителя. Нам думалось, что всем интересно будет послушать, а потом поделиться опытом работы комсомола в школе. Мы живем и работаем в счастливую эпоху, когда всякая хорошая инициатива, всякое начинание, направленное на подъем культуры народа и благосостояния страны, должны всячески поощряться и множиться. Сейчас мы дадим слово для доклада комсоргу десятого класса школы имени Ушинского Ивановой Екатерине. — Затем он повернулся докладчику и вполголоса сказал: «Начинай, Катя, смелей!»

Только сейчас, во время вступительного слова секретаря, Катя начала приходить в себя. Коленки перестали рожать, и в голове появились какие-то мысли. Она начала различать лица и даже приветливые улыбки. Кивнув секретарю, она откашлялась, развернула тетрадь докладом и…. ясно почувствовала, как у нее зашевелились волосы на голове, а в ногах опять появилась такая слабость, что пришлось взяться за край трибуны, чтобы не упасть. Это был не доклад, а тетрадь по тригонометрии. Что делать?.. В какую-то долю секунды в голове пронеслось множество мыслей, а губы уже механически сказали первое слово:

— Товарищи!..

«Теперь я пропала! Все спутаю, собьюсь. Позор! Скандал!»

Однако надо было говорить. Катя до боли сжала кулаки, вся собралась и с чувством, похожим на то, когда она первый раз прыгала в воду с вышки, начала:

— Я должна отчитаться в комсомольской работе за истекший период…

«Не то, не то, — остановила она себя, с тоской глядя в зал: — Опять «за истекший период». В душе появилось Отчаяние, но вдруг она увидела Константина Семеновича. Учитель смотрел на нее с улыбкой, и Кате показалось, что он одобрительно кивает головой. «Пускай будет не гак гладко, но зато по-своему», — вспомнила она его слова.

— Какой я оратор, я и сама не знаю, — продолжала Катя, — На таком собрании выступаю первый раз в жизни и, конечно, волнуюсь… Хуже, чем на экзаменах… Вы это учтите, пожалуйста…

С каждым словом голос ее крепчал, исчезал страх. «Что я, дура, волнуюсь! Доклад знаю почти наизусть», — успокаивала она себя, но никак не могла вспомнить начало доклада.

— Когда я пришла в райком и спросила, в чем я должна сегодня отчитываться и с чего начинать, то вот наш секретарь сказал: «Начинай с начала». Как тут быть? Начало — это ведь когда мы маленькими девочками пришли в школу… Правда, тогда мы еще не были комсомолки и даже не были пионерки, но начало все-таки в первом классе… Владимир Ильич Ленин завещал нам уметь взять себе всю сумму человеческих знаний, так взять, чтобы коммунизм не был бы у нас чем-то заученным, а был бы тем, что нами самими продумано. Вот!.. Учились ли мы так, как указывал нам Владимир Ильич? Если говорить честно, то нет. Мы, конечно, учились… Раз пришли в школу, то надо учиться… Но учились мы неважно, не всегда с охотой, часто лениво, по обязанности. Я бы сравнила такое наше учение с плаванием на пузырях. Знаете, когда человек учится плавать, то на помощь берет пузыри… Так вот и мы учились. На пузырях…

Это сравнение пришло ей в голову вчера.

В зале засмеялись, зааплодировали. Одобрение вызвало у Кати новый прилив смелости. Она почувствовала, что с залом ее связали незримые нити, и забыла, что перед ней лежал не доклад, а тетрадь по тригонометрии.

— Что она говорит? — с удивлением спросила Женя, пока зал шумел. — Этого в докладе нет…

— А плавать на пузырях — это не значит уметь плавать, — продолжала Катя. — Это значит, что малейшая случайность — и мы начнем тонуть, захлебываться… Новый, последний учебный год мы начали очень неважно, товарищи, и я не знаю, как бы мы окончили школу, если бы к нам не пришел новый воспитатель. Посмотрел он на нас и говорит: «Что это такое? Взрослые девицы, а все еще на пузырях плаваете? Пора бы уж самостоятельно»… Насчет пузырей он, конечно, не говорил. Это я для примера. Но смысл такой… Что же он сделал? Знаете, как некоторых трусливых людей учат плавать? Поедут на середину озера, выбросят из лодки: «Плыви, а то ко дну пойдешь!». Пловец барахтается, воды наглотается, а потом видит, что не тонет, — и успокоится. Успокоится и поплывет. Так вот и с нами поступил Константин Семенович. Взял и выбросил из лодки. Плывите сами, — не маленькие. И что вы думаете, товарищи! Сначала мы испугались, побарахтались немного, а потом ничего… оправились. Вот уже две недели, как в классе нет ни одной тройки. Иванова Светлана из двадцати последних отметок, если сложить их вместе, получила сто — значит, у нее все пятерки! Алексеева Анна — девяносто семь, — начала перечислять Катя по памяти. — Кравченко Тамара — девяносто один. Косинская Нина — восемьдесят девять. Смирнова Евгения — восемьдесят пять. Шарина Нина — восемьдесят три…

Каждую цифру зал встречал коротким и дружным всплеском аплодисментов.

Отметки Беловой были подсчитаны, и она стояла рядом с Алексеевой, но Катя пропустила ее: не хотела, чтобы Белову приветствовали наравне с другими.

— Эти цифры говорят, что сейчас мы учимся неплохо, — продолжала Катя, — но не думайте, пожалуйста, что так было всегда. Честно скажу, что у нас случались двойки и даже единицы. Были у нас и зубрежка, и подсказка, и «авось да небось»… Все это было, а теперь этого, вот уже сколько времени, — нет. Почему же так получилось? Ведь и раньше мы были комсомолками, знали Устав, знали задачи, читали газеты и книги, и нам постоянно говорили учителя и родители, что нужно учиться хорошо, в полную силу своих способностей. Может быть, и ошибаюсь, но думаю, что многое мы знали, но не понимали. Это ведь совсем разные вещи, товарищи. Знать и понимать! А вот, когда мы оказались без пузырей и нужно было плыть самостоятельно, вот мы тогда все это и поняли… Товарищ Ушинский, то есть нет… великий русский педагог Ушинский сказал, что «работать только для того, чтобы работать, — нельзя, а можно или для того, чтобы удовлетворить потребностям тела, или потребностям души». Так он и сказал. Это я наизусть выучила. Вот… Ну, а если потребности у нас не учиться, а совсем другие? На каток сходить! Интересную книгу почитать! Или что-нибудь еще такое приятное! А такие приятные потребности всегда наготове, когда нет ответственности и чувства долга, когда мы не понимаем, что такое труд для человека, и за нас кто-то делает, кто-то думает, а мы ждем на блюдечке готовенькое…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семнадцатилетние"

Книги похожие на "Семнадцатилетние" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Герман Матвеев

Герман Матвеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Герман Матвеев - Семнадцатилетние"

Отзывы читателей о книге "Семнадцатилетние", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.