Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
Типы классической социальности
Начиная с XVIII столетия политическое берет на себя функцию выражения социального, социальное становится его содержанием.
Марксизм стремится установить полную гегемонию социального и экономического над политическим, "растворить" политическое в социальном: политическое остается отражением социального только в областях законодательства и исполнительной власти.
Материнское лоно или природно-животная теплота коллективизма. Неразвитость и нераскрытость личности. Сервилизм общественной жизни. Тоталитаризм как крайняя форма коллективизма.
Либерализм выражает чувство ностальгии по диалектическому равновесию социального и политического, идеализирует механизмы классической социальности - выборы, институции (профсоюзы, организованные движения), инстанции репрезентации.
Тип неклассической социальности
XX век - эпоха симуляции социального и угасания политического в системе репрезентации. Сегодня социальное уже не производится - его производство имеет место при социализме и даже в рамках капитализма, но не в условиях, когда производство спроса идет впереди производства товаров. Появляются новые механизмы неклассической социальности - референдум, СМИ, опросы, информация.
Плюралистические горизонты новой социальной парадигмы. XX столетие век толпы. Уход масс в область частной жизни - вызов политическому и форма сопротивления ему. Бесплодность усилий по возвращению смысла социальному и восстановлению в правах политического в банальном, инертном, аполитическом, маргинальном. Масса является массой только потому, что ее социальная энергия уже угасла: масса обходится без истины и мотива. Если социальность традиционного типа включает механическую солидарность, инструментализм, рациональность и целенаправленность, то социальность неклассического типа характеризуется "органической солидарностью", символическим измерением (коммуникацией, повышением значения таких ценностей, как территория, экология, регионализм, гедонизм), нелогическим (иррационализацией отношений в виде различных форм насилия и проявления власти).
Политика и мораль
Мораль - человеческое измерение политики.
Мораль и политика взаимосвязаны. Общее между ними заключается в том, что и политика, и мораль относятся к наиболее ранним регуляторам общественной жизни, к сфере социального выбора. Мораль удерживает человека от крайних форм поведения, способствует разрешению противоречий между индивидом и всей политической общностью. Мораль ограничивает политику, свободу бесконтрольного политического действия. Правила нравственности служат основанием истинной политики.
Различия между политикой и моралью. Политика представляет собой деятельность, направленную на урегулирование групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Источником политики являются экономические и другие насущные интересы и потребности людей. Непосредственным источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды.
Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которых в реальной жизни не достичь. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Политика же целесообразна, ориентирована на достижение определенных целей и результатов.
В сфере морали недопустимы компромиссы. Сущностная характеристика политики - согласование интересов, поиск компромиссов, преобладание технологии над идеологией и системой ценностей. Артур Шопенгауэр, говоря о роли морали в обществе, особо выделил причины отказа человека делать зло. Человек, неделающий зла, которое, однако, он способен сделать, побуждается к тому мотивами страха наказания или мести; страха загробного возмездия или позора; сострадания; честолюбия, честности.
Мораль всегда индивидуальна, ее субъект - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика обычно носит групповой, коллективный характер. Политика опирается на силу, использование принудительных санкций. Мораль в принципе осуждает насилие и опирается главным образом на санкции совести.
В истории сложилось три варианта подхода к взаимодействию политики и морали: полное подчинение моралью и религией политики; разрыв между политикой и моралью; сохранение разумного их взаимодействия.
Различают три подхода к взаимоотношению политики и морали: морализаторский (политика имеет не только высоконравственные цели, но и при любых обстоятельствах не нарушает нравственные принципы, использует лишь нравственно допустимые средства), ценностно-нейтральный (политика игнорирует нравственные ценности) и компромиссный (данный подход исходит из признания необходимости учета нравственных норм в политике). Подлинное искусство политики - это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным.
Влияние нравственности на политику осуществляется по ряду направлений: через постановку нравственных целей, выбор адекватных методов и средств, учет в процессе деятельности моральных принципов, обеспечение эффективности политики.
Гражданское общество и права человека
Понятия "гражданское общество" и "права человека" принадлежат культуре техногенного типа цивилизации и не применимы к традиционалистскому обществу. Техногенность - условие гражданского общества.
Гражданское общество представляет собой сферу общественного взаимодействия людей по поводу их общих целей и задач. Оно возникает не в силу законов рынка, на котором каждый сам за себя, и не по воле власти, а в результате общественной инициативы и самодеятельности различных групп и объединений лично свободных людей (граждан). Во всяком случае, представляется очевидным, что человек ощущает свою недостаточность для полного развития собственной личности и ее способностей, а потому испытывает естественную, непреодолимую, постоянную и универсальную потребность объединяться с другими людьми. Природа человека социальна - только в гражданском обществе он может развиваться подобающим образом.
Гражданское общество - сложная система горизонтальных одноуровневых связей людей, в которой нет места порядку субординации. Одновременно оно есть сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов. Его архитектоника строится как комбинация горизонтальных связей, но не как организация со всеми присущими последней атрибутами (например, как государство, где партикулярный интерес выдает себя за всеобщий). Гражданское общество является обществом настолько, насколько оно солидарно: тот, кто не сотрудничает ради общего блага, кто уклоняется от уплаты налогов, эксплуатирует труд другого человека, совершает насилие, тот совершает моральное зло и действует против общего блага.
Гражданское общество и государство
Гражданское общество - система, саморегулирующаяся и одновременно управляемая государством. Саморегулирующееся общество задает параметры и пределы государственного вмешательства, предопределяет функции и задачи государства.
Зарождение представлений о гражданском обществе в античности. Понимание общества как производного от естественных свойств индивида, от его неизменных природных качеств. Тождественность демократии политической самоорганизации общества как целого. Государственная власть как инструменты его демократического самоопределения. Значимость эллинистической модели "частное - общественное". Стабильность общественного и государственного устройства как базовая проблема античных концепций.
Большую роль в формировании концепции гражданского общества сыграли теории естественного права и общественного договора. Гуго Гроций видел в праве естественном основу права внутригосударственного. Томас Гоббс считал индивидуализм стержнем гражданского общества. Джон Мильтон и Джон Локк считали народ источником власти. Право частной собственности и принцип разделения властей - базовые категории теории гражданского общества Дж. Локка.
Характерным моментом всех философских концепций, выработанных в XVII XVIII вв., является то, что гражданское общество не противопоставляется государству. В этот период еще не произошла глубокая дифференциация и функциональная специализация сфер общественной жизни (характерная для более продвинутой современности эпохи Г. Гегеля); политические, правовые и этические отношения непосредственно участвовали в формировании фундамента нового государства; а роли человека как частного лица (обывателя приватной сферы) и как гражданина не были жестко институционально разведены и субординированы на "естественного" и истинного человека, с одной стороны, и "абстрактного и искусственного", с другой. Гражданское общество мыслится как сообщество граждан, равных в своем достоинстве; оно противостоит сословно-разделенному обществу, связано с идеей самодержавности народа, суверенности нации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.