Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
10. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология XX века. - М., 1995.
11. Качанов Г. 3. К поэтике обитаемого пространства // Человек. 1995. - № 4.
12. Левич А. П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993. - № 4.
13. Молчанов Ю. Б. Проблема времени в современной науке. - М., 1990.
14. Молчанов Ю. Б. Четыре концепции времени в философии и физике. - М., 1977.
15. Никулин Д. В. Время и вневременное начало времени // ФСМ. - 1991. № 10.
16. Потемкин В. К., Симанов А. Л. Пространство в структуре мира. - М.; 1990.
17. Пространство и время в архаических и традиционных культурах. - М., 1996.
Семинар 5. 2-е занятие (1 час)
1. Бытие как трансцендентальное условие мира. Единство мира. Картина мира.
2. Мир как система систем. Неустранимая множественность миров. Мир как место существований. Мир и его представленность в языке. Границы моего языка как границы моего мира.
3. Экологическое мировоззрение как базовая парадигма современной философии.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. В чем суть философского понимания движения? Почему нельзя отрывать материю от движения? Действительно ли движение материи несотворимо и неуничтожимо? Правильно ли считать, что покой и движение абсолютно исключают друг друга? Движение и развитие - одно и то же? Трактовки движения в современной науке и философии.
2. Понятие единства мира как методологическое и теоретическое основание философского мировоззрения. Является ли мир идеей? Как бы Вы ответили на этот вопрос?
3. Каковы место и роль Человека в универсальной эволюции в Природе и Обществе? Какова роль образования, воспитания и просвещения в продвижении человечества к ноосфере?
4. Учитывает ли понятие устойчивого развития общества коэволюцию Общества с Природой? В чем отличие антропоцентристского и коэволюционного принципов формирования экологического мировоззрения?
5. Какая из перечисленных концепция взаимоотношений человека и природы Вам ближе: а) человек, будучи пределом в развитии природы, неизбежно отделяет себя от нее и поэтому не может руководствоваться целями приспособления; б) человек как хозяин природы несет на себе ответственность за состояние природного мира; в) человек - часть природы. Изложите основные аргументы в защиту выбранной вами позиции и критики других.
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятий
К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин // О диалектическом и историческом материализме. - М., 1988. - С. 200 - 205, 315 - 325
Необходимость диалектики категорий "форма" и "содержание" для анализа процессов развития в природе и в обществе.
Оказывает ли природа влияние на развитие общества? Каковы природные предпосылки для развития человеческого общества? Что такое господство человека над природой? Прямые и косвенные последствия такого господства. Как социальные отношения в обществе определяют отношения общества к природе?
Возможно ли рациональное природоиспользование? Природа и общество как саморазвивающиеся системы.
В. И. Вернадский // МФ. - Ч. 2. - М., 1991. - С. 497 - 512
Что такое биосфера и ноосфера у Вернадского? Каким образом связаны биосфера и ноосфера? Какими природно-биологическими и социальными процессами объясняет автор возникновение ноосферы? Какое значение для судьбы человечества имеет возникновение ноосферы? Насколько важно осознание человеком его доминирующей роли в судьбе всей планеты?
Платон // Соч.: В 3 т. - Т. 2. - М., 1970. - С. 142 - 143; Т. 3. - Ч. 1. - М., 1971. - С. 317, 311, 422 - 424.;
А. Ф. Лосев. Платоновский объективный идеализм и его трагическая судьба // Платон и его эпоха. - М., 1979. - С. 11 - 12
Какова в общих чертах картина идеального (мира идей) в философии Платона? Что Платон понимал под идеей, каковы ее характеристики и важные свойства? Почему центральной идеей его философии является идея блага (высшего добра)? Каково отношение мира идей и мира чувственных вещей у Платона? Что такое вещь как дитя материи и идеи? В чем сущность идеализма Платона и каковы его слабые моменты? Является ли идеализм Платона ошибкой или это совершенно трезвая констатация объективности идеальной формы?
Вопросы и задания к текстам для самостоятельной
индивидуальной работе
Н. Коперник. О вращении небесных сфер. - М., 1964. - С. 18 - 22
Какими аргументами автор доказывает шарообразную форму Земли? Какой зримый эквивалент вращению небесных тел вокруг Солнца он находит? На каком основании он утверждает, что Земля вращается вокруг Солнца, а не представляет собой неподвижный центр мира? Какие элементы представлений Коперника об устройстве Вселенной подтверждаются данными современной науки, а какие - нет?
Дж. Бруно. О бесконечности, вселенной и мирах // Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. - С. 311 - 312, 361 - 366, 441
Какой главный аргумент использует Бруно, обосновывая бесконечность Вселенной и составляющих их миров? Каково общее устройство Вселенной в целом и каждого из миров в отдельности? В каком соотношении друг с другом, с Землей и Солнечной системой находятся эти бесконечные миры? Почему Бруно считает, что философии нечего делать с богословскими проблемами? Каким путем человек способен познать истинный строй вселенной? Какие устоявшиеся представления подрывала концепция Бруно? Что говорит автор о возможности жизни в других мирах?
Согласуются ли космологические взгляды итальянского мыслителя с данными современной науки?
И. В. Гете // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 254 - 256;
Г. Торо. Дневники. Прогулки // Сделать прекрасным наш день. - М., 1986
В чем и как проявляется единство и изменчивость природных процессов? В чем проявляется самодостаточность природы?
В чем революционность идеи Торо о дикой природе? Почему Торо усматривает ценность дикой природы не в рыночной полезности, а в нравственности и свободе? Какие идеи природоохранного характера выдвигает автор?
Тейяр де Шарден. Наука и Христос - Т. 9. - М., 1965. - С. 62, 174, 211, 246, 274;
Тейяр де Шарден. Феномен человека, - М., 1965. - С. 52, 61 - 62, 119 120, 148 - 149, 206 - 207
Каковы основные идеи религиозно-идеалистической картины мира изложенные в эволюционном космизме П. Тейяра де Шардена? В чем смысл идеи направленности эволюционного развития? Как автор понимает феномен ноосферы? Какое место в религиозной картине мира занимает Христос и какую роль он играет в ней?
К. Э. Циолковский // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 475 - 477
Отражение как свойство материи и предпосылка возникновения сознания. Каковы основные идеи концепции панпсихизма и ее возможные последствия для мировоззрения автора? Возможные пути саморазвития человеческого общества. Предназначение человечества в качестве движущегося элемента космической эволюции?
Р. Декарт // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 262 - 264
Каким образом автор преодолевает теологическую концепцию природы? На каких основаниях базируется его концепция эволюции Вселенной? Как возникает воспринимаемая человеком природа? Какова природа и структура физического мира?
Л. Фейербах // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 264 - 269
Критика автором теологических концепций творения природы Богом? Что такое природа? В чем заключаются основы подлинного понимания природы?
Н. Ф. Федоров // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 269 - 270; Ч. 2. - С. 469 - 471
Почему природа одновременно и друг, и враг человека? Как можно преодолеть враждебность природы по отношению к человеку? Роль человека в космической эволюции?
В. Гейзенберг // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 271 - 280
Какова связь научных представлений о природе с социальными процессами, происходящими в обществе? Как древние греки пытались осмыслить окружающий их природный мир? Достижения и недостатки атомистической концепции природы. Концепция структуры материи по Платону: ее преимущества в сравнении с атомистическим подходом. Каковы радикальные отличия представлений о природе у древних греков и в философии Нового времени? Как научная революция XX века перевернула все представления о природе и строении материи. Почему Платон более прав, чем Демокрит, с точки зрения автора? Каковы задачи научных исследований природных процессов в будущем?
М. Хайдеггер. Вещь // Историко-философский ежегодник. 1989. - М., 1989. - С. 269 - 281
Что такое вещь? Почему наука не способна определить вещественность вещи? Почему только метафизический подход к "вещественности" позволяет раскрыть сущность вещи? В какой мере вещественность ("веществование") есть приближение мира? Как вы понимаете высказывание автора: вещью веществится мир?
Л. Н. Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1989. - С. 263 - 265, 267 - 268
Какова схема этногенеза как дискретного процесса, обладающего антиэнтропийными свойствами? Как автор решает вопрос о соотношении природного и социального? Что такое пассионарность, какие характеристики ее выделяет автор, как они связаны со спонтанным развитием, присущим общественной форме движения материи? В чем состоит принципиально новая гипотеза динамики этносов, выдвинутая автором?
Н. Н. Моисеев. Нравственность и феномен эволюции. Экологический императив и этика XXI в. // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.