Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Философия (Конспект лекций)"
Описание и краткое содержание "Философия (Конспект лекций)" читать бесплатно онлайн.
2. Иванов А. В. Сознание и мышление. - М., 1994.
3. Легостаева О. В. О взаимосвязи мышления и языка // Философские науки. - 1990. - № 2.
4. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Соч. - Т.1. - М., 1985.
5. Лурия А. Р. Язык и сознание. - М., 1998.
6. Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. - Ростов н/Д., 1988.
Проблема идеального
1. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. - М., 1980. - С. 13 52.
2. Дубровский Д. И. Проблема идеального. - М., 1983.
3. Жуков Н. И. Три уровня идеального // Философские науки. - 1990. - № 10.
4. Ильенков Э. В. О роли разума во Вселенной // Ильенков Э. В. философия и культура. - М., 1991.
5. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. - 1979. - № 6 - 7.
6. Лифшиц М. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. - 1984. - № 10.
7, Налимов В. В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. - М., 1995.
Сознание и самопознание
1. Гарнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. - М., 1987.
2. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. - М., 1980
3. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. - М., 1990.
4. Радьяр Д. Планетаризация сознания. - М., 1995.
5. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // С. Л. Рубинштейн. Проблемы общей психологии. - М., 1976.
6. Самосознание и философия. - Л., 1987.
7. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.
8. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. - 1994. - № 10.
Сознание, мозг и искусственный интеллект
1. Мозг и разум. - М., 1994.
2. Серл Д. Сознание, мозг и программы // Аналитическая философия: становление и развитие. - М., 1998. - С. 376 - 399.
3. Симонов П. В. Мозг и творчество // Вопросы философии. - 1992. - № 11.
4. Сознание и мозг. - М., 1990.
5. Ярвилехто Т. Мозг и психика. - М., 1992.
Раздел 5.
Гносеология как теория знаний
и методология как теория познания (3 часа)
Семинар 8. 1-е занятие (1 час)
1. Место гносеологии в архитектонике философии. Специфика познавательного отношения человека к миру.
2. Разновидность современных теорий познания. Многообразие форм, видов познания.
3. Методы философского познания. Понятие философского метода. Классификация методов. Взаимосвязь философского метода с учением о бытии. Формирование критического метода познания. Р. Декарт: принцип методического сомнения. Критический метод И. Канта.
4. Метафизика. Основные особенности метафизического метода мышления. Его исторические разновидности и формы. Софистика и эклектика, догматизм и релятивизм, механицизм и эволюционизм.
5. Диалектика. Сущность диалектического метода и основные этапы его развития. Диалектика как метод и как наука. Идея развития и ее исторические изменения. Основные законы диалектики развития. "Негативная диалектика" антипод диалектики как теории развития. Основные законы диалектики как общей теории связи. Диалектика второй половины XX века.
6. Проблемы методологии в философии XX века. Становление и сущность системного подхода. Синергетика как научная и философская методология. Герменевтический и лингвоаналитические методы. Феноменология как метод. Постмодернизм: методичность деконструкции.
Проблемно-контрольные вопросы и задания
1. Какие взгляды на познание Вам известны? Можно ли познать что-то неведомое? Можно ли согласиться с платоновской концепцией анамнезиса?
2. Понятие философского метода и их классификация Взаимосвязь философского метода с учением о бытии.
3. Что означает термин "диалектика" и каково его происхождение? В каком соотношении находятся понятия "объективная диалектика", "субъективная диалектика", "теория познания"?
4. Какие основные законы диалектики Вам известны?
5. В какой момент действия закона отрицания отрицания происходит "снятие" или диалектический синтез, обеспечивающий преемственность в развитии? Рассмотрите действие закона отрицания отрицания на примере процесса непрерывного образования: "школа - вуз - последипломное образование".
6. Системный метод. Определение системы и проблема возникновения упорядоченных систем.
7. Расскажите об основных идеях синергетики. Методичность деконструкции. Герменевтический метод. Феноменология как метод.
Вопросы и задания к текстам для работы
на семинарских занятиях:
Г. В. Ф. Гегель // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 395 - 397;
Г. В. Ф. Гегель Наука логики. - М., 1970. - Т. 1. - С. 168
Что такое диалектический метод с точки зрения автора? Является ли диалектика субъективным высказыванием о предмете или развитием самого предмета? В какой формуле можно выразить диалектику Гегеля? Почему Гегель считает познание посредством диалектического метода более научным, чем познание, осуществляемое с помощью здравого смысла? С какой целью Гегель стремится показать, что все, что нас окружает, может быть рассматриваемо как образец диалектики? В чем видит автор чисто внешнее различие между диалектикой и софистикой? Какое различие между ними по-существу?
Почему понятие "снятие" является одним из важнейших понятий философии Гегеля? Какой смысл сохраняет это понятие в его философии?
К. Поппер. Что такое диалектика // Вопросы философии. - 1995. - № 1. С. 121 - 122;
В. А. Яковлев, Л. В. Суркова. О востребованности диалектики в эпоху постмодернизма // Вестник МГУ. - Сер. 7. Философия. - 1998. - № 3. - С. 64 67
Какие основные недостатки обнаруживает автор в основополагающей конструкции диалектики Гегеля - развитии любого явления или процесса посредством "снятия" противоположностей, ему присущих? Что, с точки зрения автора, служит источником развития? В чем с подобной точки зрения будет заключаться принципиальное различие между взглядами Поппера и Гегеля на сущность развития? Согласны ли вы с критическими замечаниями в адрес Гегеля или вам ближе позиция классической диалектики Гегеля?
Что происходит с диалектикой в эпоху Постмодерна? Назовите исторические и культурные предпосылки смены классической диалектики современной "нелинейной". Какие существенные диалектические моменты продолжают сохраняться в современном способе философствования, придавая ему диалектический характер? Какое значение для повседневной жизненной практики людей может иметь нелинейная диалектика?
Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Соч. - Т. 21. - С. 301 - 302
Какой смысл вкладывает Энгельс в выражение "гегелевская диалектика была перевернута, а лучше сказать вновь поставлена на ноги, так как прежде она стояла на голове"? На каком основании автор определяет диалектику как науку об общих законах одновременно природы, общества и человеческого мышления? Были ли с точки зрения диалектического материализма присущи природе, обществу и человеческому мышлению какие-либо закономерности до того, как они были изучены философами?
Как вы думаете, действительно ли универсальным является действие трех законов диалектики?
Дж. Беркли // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 198 - 206;
Д. Юм // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 216 - 217
Философской скептицизм. Как авторы решают для себя вопрос о познаваемости мира? В чем суть феноменализма Дж Беркли?
Вопросы и задания к текстам
для индивидуальной самостоятельной работы
Х. -Г. Гадамер // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 126 - 129, 570 - 581
Понятие опыта в современной науке и философии. Основные особенности концепций опыта Аристотеля, Бэкона, Гегеля. В чем заключаются особенности герменевтического метода? Какую роль выполняет язык в научном познании?
Р. Карнап // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 586 - 608
Какие особенности научного познания выделяет автор? Что такое закон и его роль в научном познании? Почему столь важна для автора критика метафизических допущений в научном познании? Отличаются ли научные факты от законов?
Г. Рейхенбах // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 315 - 316
Концепция элеатов о движении и времени. Философские основания этой концепции. Логические основания апорий Зенона Элейского и их критика в современной науке.
Аристотель // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 282 - 283, 303 - 304
Критика Аристотелем концепций, противопоставляющих движение и подлинное бытие. Какие пять целей преследуют софисты? Какие диалектические приемы используются ими для достижения каждой из этих целей?
Ф. Бэкон. Новый Органон // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 615 - 620
В чем заключается принцип индукции по Бэкону? Какие три основных этапа должно пройти индуктивное исследование, согласно Бэкону? Какие индуктивные операции предусматривает автор для каждого из выделяемых им этапов индуктивного исследования? Подумайте, в чем могут состоять трудности на пути реализации индуктивного метода и его ограниченность?
Ф. Ницще // МФ. - Ч. 1. - М., 1991. - С. 386 - 387
Критика Ницше догматизма метафизических концепций. Что происходит с моралью, которую обосновывают в духе Сократа с его диалектикой? Почему Ницше не видит необходимости в диалектике для обоснования морали?
Ф. X. Кессиди. Сократ. - М., 1988. - С. 68 - 69, 92 - 96
Что есть диалектика в понимании Сократа? Почему, на ваш взгляд, она называется субъективной? Какова конечная цель диалектических рассуждений Сократа? В чем суть иронии Сократа и ее основное отличие от обычной иронии? В чем заключается философский смысл сократовский иронии? Попробуйте провести принципиальное отличие между софистикой и субъективной диалектикой Сократа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Философия (Конспект лекций)"
Книги похожие на "Философия (Конспект лекций)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Гайдадымов - Философия (Конспект лекций)"
Отзывы читателей о книге "Философия (Конспект лекций)", комментарии и мнения людей о произведении.