» » » » Бенгт Хеггланд - История теологии


Авторские права

Бенгт Хеггланд - История теологии

Здесь можно скачать бесплатно "Бенгт Хеггланд - История теологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История теологии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История теологии"

Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.








В то время как влияние Цвингли было более локальным и ог-

раниченным, богословие Жана Кальвина постепенно стало опре-

деляющим для всего реформатского направления в христианстве.

Предшественником Кальвина был уже упоминавшийся МАРТИН

БУЦЕР (Bucer), реформатор из Страсбурга, в богословии которого

объединилось влияние библейского гуманизма (Эразм) и Лютера.

В споре о Причастии между Лютером и Цвингли он занял проме-

жуточную позицию. Во многих отношениях он стал предшествен-

ником кальвинистского понимания, например, в вопросе о пред-

определении и представлении о славе Божией как цели бытия мира.

Порядок, введенный им в общине в Страсбурге, также напоминает

тот, что позднее ввел Кальвин. Во время пребывания Кальвина в

Страсбурге в 1538-1541 годах богословие и церковная политика

Буцера произвели на него сильное впечатление. Впоследствии

Буцер пребывал в изгнании в Англии и приобрел там большое

влияние в деле преобразования англиканской церкви в годы цар-

ствования Эдуарда VI.

ЖАН КАЛЬВИН (Calvin) родился в 1509 году во Франции, получил

разностороннее образование в том числе и в области юриспру-

денции. В вопросах евангельского богословия он был в основном

218



самоучкой и познакомился с идеями Лютера главным образом по-

средством чтения его трудов. Из-за своей веры он был вынужден

бежать из Франции в 1534 году и прибыл в Базель, где в 1536 году

издал катехетическое сочинение, «Institutio religionis christianae».182

В том же году он приехал в Женеву, где стал вождем Реформации

и где, часто с помощью жестких мер, ввел строгую церковную

дисциплину и создал новый порядок в общине, построенный на

организации пресвитеров и на тесной связи с мирской властью.

Кальвин умер в Женеве в 1564 году.

Уже в «Institutio» 1536 г. Кальвин излагает в основном сформи-

ровавшиеся реформаторские взгляды. Но в более поздних изданиях

(1543 и 1559 гг.) он превращает это произведение в подробную

догматику, сравнимую с «Loci» Меланхтона, но организованную

более строго и систематично. Третье издание (1559 г.), последнее

под редакцией Кальвина, подразделяет содержание учения

на 4 книги, первая из которых говорит о Боге как Творце, вторая —

о Боге как Спасителе, третья — о том, как мы принимаем благо-

дать Христа, и четвертая — о внешних средствах, через которые

Бог приглашает нас и сохраняет нас в общении со Христом (цер-

ковь и Таинства). Кроме «Institutio religionis christianae» наследие

Кальвина включает множество небольших произведений, пропове-

ди и письма, а также комментарии почти ко всем книгам Библии.

Хотя Кальвин в некоторых отношениях продолжает традицию

Цвингли и Буцера (в первую очередь в сфере церковной политики),

не следует забывать о том, что он прежде всего считает себя

верным учеником Лютера и утверждает, что в основном придер-

живается той же точки зрения, что и Лютер. Однако, как и

в случае Меланхтона, его богословие несет иной отпечаток,

нежели теология Лютера, и в нем также проявилось влияние других

идей. Кратко рассмотрим важнейшие идеи Кальвина.

Центральное место в богословии Кальвина занимает

представление о славе Божией. «La gloire de Dieu» является

целью всего божественного миропорядка, порядка спасения, а

также целью действий человека. «Totum mundum [Deum] hoc fine

condidisse, ut gloriae suae theatrum foret»183 (C. R. 36, 294). Дела

христианина должны слу-

182 «Наставление в христианской вере». — Прим. перев.

183 «(Бог) создал весь мир с целью, чтобы он стал театром во славу Его». —

Прим. перев.

219



жить цели возрастания славы Божией. Абсолютное подчинение

воле Божией и послушание Его Закону является, по мнению

Кальвина, основанием веры. Усердным трудом в своем призвании

и активным участием в деле Царства Божия христианин должен

доказать свою веру и в то же время возвеличить славу Божию.

В тесной связи с идеей о «gloria Dei» как цели бытия мира выс-

тупает учение о Божием провидении, «providentia Dei»: все

происходящее направляется всемогущей волей Божией и

происходит при Его активном содействии. В сферу Божия

содействия включаются поступки человека, а также зло. Возможна

ли при этом какая-либо свобода? Кальвин отвечает на этот вопрос,

говоря о том, что это Божие провидение действует не как внешнее

принуждение («coactio externa»), но означает лишь, что все

происходящее подчиняется высшей необходимости («necessitas»).

Таким образом, психологическая свобода в действиях человека не

исключается.

По мнению Кальвина, участие Бога в происходящем зле не сле-

дует понимать лишь как допущение («permissio»), в этом

проявляется Его действующая, но непостижимая для нас воля.

Следовательно, Бог также желал грехопадения первого человека и

предопределяет некоторых людей к погибели, не давая им Своего

Духа.

Из этого следует доктрина о предопределении, которую часто

называют «центральным учением» кальвинизма. Так же, как все

бытие мира подчиняется Божию провидению, спасение или

погибель каждого человека зависит от всемогущей воли и

предопределения Божия. Или, говоря словами самого Кальвина:

«Мы называем предопределением решение Бога в вечности,

согласно которому Он Сам определил, что Он желает для каждого

человека. Ибо не все созданы одинаково: но некоторые

предопределены к вечной жизни, а другие — к вечному

осуждению. И поскольку кто-то создан для одного или другого

удела, мы говорим, что он предопределен к жизни или к смерти»

(С. R. 29, 864 = Institutio III, 21,5).

Итак, речь идет о предопределении как к спасению, так

и к погибели, о двойном предопределении. Кальвин подчеркивает,

что осуждение также зависит от вечного предопределения Божия, и

считает, что это ни в коем случае не следует замалчивать в про-

поведи. Осуждение и вечное наказание нечестивых также служит

славе Божией. Бог не является источником зла, но зло осуществ-

ляет тайный неисследимый замысел Божий. В осуждении Бог

также остается праведным, поскольку эта праведность превыше

всех че-

220



ловеческих норм. Поэтому она непостижима и относится к скрытой

сущности Божией.

Кальвин считает, что это понимание предопределения должно

не разрушать, но скорее укреплять уверенность человека в своем

спасении. Он утверждает, что благодаря этой идее, становится

ясно, что спасение человека основано на вечном решении, а не на

его собственных делах. Следовательно, идея двойного предоп-

ределения, как и у Августина, является высшей гарантией спасения

только по благодати. Далее, вечное решение теснейшим образом

связывается с осуществляемым во времени порядком

спасения. Призвание к оправданию является определенным знаком

того, что человек избран. Соответствующим образом, отвергнутые

получают знамения своей погибели в том, что они лишены знания о

Христе или освящения.

Идея предопределения у Кальвина предполагает праведность

Бо-жию, которая превосходит все, что называют праведностью

люди. Порядок, существующий в Боге, нельзя мерить той же

мерой, что и порядок сотворенного мира. Его также нельзя

объяснить человеческим разумом. Однако в то же время Кальвин

утверждает, что существует определенная связь между

божественной и человеческой праведностью. В сотворенном мире

человек имеет свидетельство о Боге и с помощью своего разума

может достичь определенного знания о Нем, так называемого

естественного знания о Боге. Таким же образом, закон,

господствующий в творении, является образом вечной праведности,

существующей в Боге. Через знание об этом законе человек

приходит к знанию о вечном Законе Божием и о праведности Бога.

Следовательно, между божественным и сотворенным одновре-

менно существует сходство и противоположность или различие.

Это представление, соответствующее средневековому

томистскому учению о «analogia entis» также наложило отпечаток

на учение Кальвина о предопределении. Праведность, которая

выражается в том, что Бог отвергает человека на основании

вечного решения, непостижима для людей и противоречит тому,

что мы обычно называем праведностью. И все же, это отвержение

является выражением божественной справедливости и

соответствует Божией праведности. Бог не может находиться вне

всякого закона (быть «exlex»), а предопределение не может быть

выражением слепого произвола.

При определении места Кальвина в истории богословия необ-

ходимо соотнести две упомянутые части его учения. Идеи о двой-

221



ном предопределении объединяют его с богословием Лютера, тог-


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История теологии"

Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бенгт Хеггланд

Бенгт Хеггланд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"

Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.