» » » » Бенгт Хеггланд - История теологии


Авторские права

Бенгт Хеггланд - История теологии

Здесь можно скачать бесплатно "Бенгт Хеггланд - История теологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
История теологии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История теологии"

Описание и краткое содержание "История теологии" читать бесплатно онлайн.








да как положение об аналогии во многом напоминает средневеко-

вую, прежде всего томистскую, традицию.

Влияние идеи аналогии приводит к тому, что учение Кальвина о

предопределении обретает иной характер и оформление, нежели у

Лютера. У Кальвина они введены в само учение об обретении

спасения, в то время как Лютер в этом контексте подчеркивает,

что нужно отвернуться от скрытого Бога и придерживаться

явленной воли Божией, действительного для всех примирения во

Христе.

Именно здесь лютеранская традиция отвергает кальвинистскую

идею предопределения: вместо представления о двойном предоп-

ределении приводятся места Писания, говорящие о воле Божией к

всеобщему спасению или о примирении всего мира (1 Тим. 2:4; 1

Ин. 2:2).

В своем учении о предопределении, как и в других представле-

ниях, Кальвин основывается прежде всего на принципе Писания:

теология должна представлять то, что заложено в Библии. Идея

богудухновенности Писания обретает форму учения о диктовке

Святого Духа, о безошибочной передаче Слова посредством

людей, записавших слова Библии. Обычно Кальвина называют

основоположником ортодоксального учения о богодухновенности.

Едва ли это верно, поскольку соответствующие теории

существовали уже в древней церкви. В более поздней

кальвинистской традиции учение о богодухновенности обрело иную,

в большей степени механистическую, форму, нежели в

лютеранской ортодоксии, но вопрос о том, правомерно ли

приписывать это учение о механистическом вдохновении Кальвину,

остается спорным.

Ветхий Завет занимает у Кальвина иное положение,

нежели в лютеранском богословии: обрядовый закон Моисеев

отменен с пришествием Христа. Однако ветхозаветный

нравственный закон остается действительным и для христиан. Они

подчиняются ему и должны вести себя в соответствии с

предписаниями, которые можно прочесть из проповеди Закона в

Библии. Также жизнь общества должна быть организована

согласно руководству библейских законов. Следовательно, для

Кальвина Моисеев Закон в определенной степени остается

действительным.

Несмотря на положение, которое Закон занимает у Кальвина,

Кальвин резко подчеркивает, что наша праведность перед Богом

состоит не в делах Закона и не обновлении, происходящем под

действием Духа. Здесь он выступает против Озиандера, а также

222



критикует Августина. Он определенно подчеркивает юридическое

или вмененное оправдание.

У Кальвина проявляется тенденция представлять освящение как

цель оправдания. Освящение в свою очередь воспринимается как

средство для умножения славы Божией. Человек должен своим

поведением в строгом соответствии с божественным Законом сви-

детельствовать о вере и тем самым укреплять уверенность в том,

что он принадлежит к числу избранных. Таким образом, Закон

становится нормой освященной жизни. Закон Божий — это вечный

порядок и непосредственное выражение воли Божией. Поэтому он

должен также распространяться на рожденных свыше и

представлять правила для их действий. Соответствие воле Божией

является целью освящения.

Для кальвинистского благочестия характерны строгое воздер-

жание и усердный труд. Эту черту называют «мирской аскезой»,

которая в протестантских землях заменила монашескую аскезу.

Однако в кальвинизме практическая верность долгу и открытость

по отношению к миру соединились с подчеркиванием отчужден-

ности от мира и важности потустороннего существования как един-

ственной существенной цели жизни человека.

Кальвин проводит различие между видимой и невидимой

церковью. Последняя представляет собой сообщество избранных.

Признаками видимой церкви являются Слово, Таинства и

церковная дисциплина. Устройство общины должно следовать

определенным предписаниям, заимствованным из Библии (так,

существуют четыре служения: пасторы, учителя, пресвитеры и

диаконы). Задачей церкви также является тщательный надзор за

состоянием нравственности, «spiritualis jurisdictio».184 Этой

церковной дисциплине также содействуют мирские власти, которые

должны поддерживать истинную религию, наряду со своим долгом

заботиться о внешнем порядке. Власть — это Божий слуга. Она

должна повиноваться учителям по всем вопросам, относящимся к

религии и морали.

Церковно-политическая программа, которую Кальвин смог об-

разцово претворить в жизнь в Женеве, отличалась строгой органи-

зацией и тщательным надзором за состоянием нравов. Неумолимая

строгость, с которой власти надзирали за отклонениями от

вероучения, со стороны Кальвина объяснялась не столько деспо-

тической жаждой власти, сколько беззаветным стремлением к ис-

тине Евангелия. Самый известный (но далеко не единственный)

суд над еретиками в Женеве под властью Кальвина был тот, на

184 «Духовное правосудие». — Прим. перев.

223



котором антитринитарий Мигель Сервет был приговорен к сожже-

нию на костре за свои отклонения от вероисповедания церкви.

Вслед за учением о предопределении, важнейшим предметом

разногласий между лютеранством и кальвинизмом является пони-

мание Причастия. Кальвин прежде всего выступает против люте-

ранского понимания Причастия потому, что согласно ему хлеб

воспринимается как тело Христово в смысле субстанции, не до-

пуская образного толкования слов установления, а также потому,

что тело Христово согласно лютеранскому учению бесконечно и

вездесуще, не ограничено местом («extra locum»).

Однако, Кальвин ни в коей мере не придерживается чисто сим-

волического толкования Причастия: для него в Причастии проис-

ходит действительная сопричастность телу и крови Христовой. Но

поскольку тело Христово находится на небесах, ограничено мес-

том, оно не может телесным, «существенным» образом

присутствовать в элементах. Телесное присутствие также и не

нужно в Причастии. Ведь Дух Христов может соединить

верующего с находящимся на небесах Христом. Ибо Дух не

ограничен и Он может соединить то, что отдалено в

пространственном отношении. Следовательно, через посредство

Духа верующие становятся сопричастны плоти и крови Господа и

тем самым им дарована жизнь. Это «communio» происходит в

Причастии под символами хлеба и вина.

Как видно из вышеизложенного, в своем учении о Причастии

Кальвин исходит из иной основной идеи, нежели Лютер. Он пред-

ставляет себе небеса, где находится тело Христово после Вознесе-

ния, как определенное ограниченное пространство за пределами

земной сферы. Тело Христово не может быть сопричастно беско-

нечности, характерной для Божества, но ограничено

пространством. Когда говорится о присутствии тела Христова в

Причастии или о сопричастности ему верующего, речь не может

идти о телесном присутствии или о телесном вкушении тела и

крови Христовой, но лишь о духовном присутствии или о духовном

вкушении. Речь идет об общении веры или Духа с вознесшимся на

небеса Христом.

Исходя из предпосылок Кальвина, следует предположить, что

лишь верующие получают дары Причастия («manducatio

fidelium»).185 И эта сопричастность наступает через духовное

вкушение, то есть через общение веры со Христом, символом чего

является причастная трапеза («manducatio spiritualis»).

И наконец, Кальвин выступает против буквального толкования

слов установления. Конечно же, для него речь идет также о своего

185 «Вкушение верными». — Прим. перев.

224



рода реальном присутствии Христа в Причастии, но сами элементы

рассматриваются лишь как символы духовного общения, отно-

сящегося лишь к вере.

Резкое различие между духовным и телесным также

характерно для кальвинистского понимания, которое позднее было

выражено в формуле «finitum поп сарах infiniti» (конечное не может

вместить бесконечное).

25. РЕФОРМАТСКАЯ ТЕОЛОГИЯ ДО СИНОДА В ДОРДРЕХТЕ

из книги БЕНГТ ХЕГГЛУНД - ИСТОРИЯ ТЕОЛОГИИ


(1618-1619 гг.)

Лишь со временем Кальвин стал самым видным

представителем того направления христианства, которое обычно

называют его именем. Термин «кальвинист» был, кстати, впервые

использован оппонентами-лютеранами в XVI веке, тогда как

церкви, принявшие кальвинистское вероисповедание, обычно

называла себя «реформатскими». Эти церкви сложились под

влиянием целого ряда богословов наряду с Кальвином. Здесь не

существовало единого вероисповедания, как в лютеранстве.

Вместо него появились различные вероисповедные произведения,


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История теологии"

Книги похожие на "История теологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Бенгт Хеггланд

Бенгт Хеггланд - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Бенгт Хеггланд - История теологии"

Отзывы читателей о книге "История теологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.