Н. Химичева - Финансовое право
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Финансовое право"
Описание и краткое содержание "Финансовое право" читать бесплатно онлайн.
5. Определение сроков уплаты, налогов в течение года. Они предусматриваются по каждому из видов налогов особо.
В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.
Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Льготы не могут носить индивидуального характера. Однако в исключительных случаях допускается установление индивидуальной налоговой льготы нормативными правовыми актами законодательства РФ, субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления в отношении налогов и сборов соответствующего уровня в части, поступающей соответственно в федеральный, региональный или местный бюджет.
Большую роль в формировании налогового права призван выполнить его важнейший источник — Налоговый кодекс РФ.*
></emphasis>
* СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824, изм и доп. // Российская газета 1999. 15 и 17 июля.
Введенная в действие часть первая НК РФ предусматривает общие принципы налогообложения и сборов; виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; основные начала установления налогов субъектов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершения налоговых правонарушений; порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление в НК РФ основных начал законодательства о на логах и сборах (ст. 3). Они исходят из конституционных положений о правах человека и гражданина, принципах рыночных экономических отношений, государственной целостности Российской Федерации, разграничении полномочий между органами государственной власти Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. К таким основным началам отнесены следующие:
обязанность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги и сборы. При этом законодательство должно основываться на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
недопустимость дискриминационного характера налогообложения и разного его применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных различий между налогоплательщиками;
— недопустимость произвольных налогов и сборов, не имеющих экономического основания, и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;
— недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ, либо препятствующих не запрещенной законом экономической деятельности налогоплательщика;
— недопустимость возложения обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные платежи, обладающие их признаками, если они не предусмотрены Налоговым кодексом либо установлены в ином порядке, чем это им определено;
— необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен платить;
— толкование в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах.
3.2.4. Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц.
Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.
Установленные в законном порядке налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с организаций и физических лиц.
Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов — обеспечить уплату налогов.
Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству или муниципальному образованию, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких обязанностей.
В налоговых правоотношениях участвуют: налогоплательщики, налоговые органы и кредитные организации — банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в данных отношениях, т.е. субъектами налогового права.
В Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. впервые был дан обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых правоотношений. Причем при характеристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица, закрепляя их статус общими нормами. Конкретизированы же права и обязанности налогоплательщиков в законодательных и иных актах, относящихся к каждому конкретному налоговому платежу.
Налоговый кодекс РФ уточнил состав участников налоговых правоотношений, а также содержание их прав и обязанностей.
Так, помимо налогоплательщиков, названы налоговые агенты и сборщики налогов (ст. 24 и 25). Налоговые агенты — это лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Сборщики налогов, в качестве которых могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет (например, органы связи).* Права и обязанности сборщиков налогов подлежат дальнейшему правовому урегулированию. Кроме того. Кодекс ввел в круг возможных участников налоговых правоотношений представителя налогоплательщика (гл. 4).
></emphasis>
* См.: Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Ч. 1. Ст. 1—79 / Руководитель авторского коллектива А. В. Брызгалин. Екатеринбург, 1998.С.105.
Кодекс в перечне обязанностей налогоплательщиков выделил две группы: а) общие для организаций и физических лиц обязанности; б) дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей.
В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;
4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Финансовое право"
Книги похожие на "Финансовое право" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Н. Химичева - Финансовое право"
Отзывы читателей о книге "Финансовое право", комментарии и мнения людей о произведении.