» » » » Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс


Авторские права

Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «ЭНАС»010217eb-b049-102b-b8f2-843476b21e7b, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс
Рейтинг:
Название:
Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-93196-512-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс"

Описание и краткое содержание "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс" читать бесплатно онлайн.



Пособие позволяет в доступной форме рассказать о трудностях русского языка. В нем представлены 32 занятия кружка «Занимательная грамматика», содержащие текст сообщения (беседы) по теме, различные упражнения и игры. Материал может быть использован также на уроках.

Для учителей общеобразовательных школ.






Не тот хорош, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож.

Дружно – не грузно,

А врозь – хоть брось.

Вспомните еще несколько пословиц с подобной рифмовкой.

2. Укажите авторов этих строк и названия произведений. Объясните, почему рифмуются выделенные слова.

«Бабушка, постой немножко», —
Ей кричит она в окошко

… Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь

А потом позвонили мартышки:
«Пришлите, пожалуйста, книжки
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.

3. Какими звуками передает А. С. Пушкин грохот и топот копыт в поэме «Медный всадник»?

Как будто грома грохотанье —
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой.

4. Какой звуковой образ создан в данной пословице?

Терпение и труд все перетрут.

Задание на дом. Научитесь произносить скороговорки (по выбору).

Занятие 4

Письмо

Нас всюду окружают буквы. Мы видим их на рекламных щитах, они светятся на неоновых вывесках. В газетах, журналах, книгах мы читаем о международном положении, о событиях в нашей стране, об успехах в науке, о спорте, кино и о многом-многом другом. Мы не можем представить нашу жизнь без письменной речи. Но ведь когда-то люди не умели писать. Вначале появилась звуковая речь. Это было примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменно сть. У разных народов письмо появилось в разное время. Нам не известен ни один народ, который не имел бы звуковой речи, но известны многие народы, которые не имели и не имеют своей письменности. Многие народы, населяющие нашу страну, получили письменность только после Октябрьской революции (чукчи, ненцы, табасаранцы и др.).

Письмо относится к величайшему изобретению человека. Благодаря письменной речи идеи, знания, великие открытия, произведения искусства не умирают, а живут в веках: читая написанное и напечатанное, люди как бы становятся на плечи предшествующих поколений и поэтому поднимаются в своем развитии все выше и выше. Закрепляя мысль на письме, мы делаем ее не только достоянием современников, но и последующих поколений. Без письменной речи многие духовые ценности исчезали бы бесследно, так как человек был бы не в состоянии удержать в своей памяти все те знания, которыми владеет человечество.

Долгими, извилистыми путями шло развитие письма: от рисунков (изображений предметов) к буквам, не имеющим ничего общего с предметами и обозначающим лишь звуки речи. Много интересного хранит история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно изменялись. Их начертание нам кажется привычным. Мы и не предполагаем того, что когда-то буквы выглядели иначе.

Только в детстве нам приходится потрудиться над тем, чтобы хорошо запомнить и букву А, похожую на домик с перекладиной посередине, и букву О, напоминающую что-то круглое, может быть, колесо или бублик, и все другие буквы, в которых мы отыскивали сходство с окружающими нас предметами. Но когда мы уже выучили все буквы и научились читать, какой чудесный, сказочный мир нам открылся! Мы можем везде «побывать», можем «заглянуть» на тысячи лет вперед или узнать то, что произошло много-много лет назад. Буквы стали нашими спутниками, нашими лучшими друзьями на всю жизнь.

М. Горький в повести «Мои университеты» великолепно показал, как неграмотный взрослый человек Изот, обучаясь грамоте, восхищался чудодейственной силой письменности. 

Учился он усердно, довольно успешно и – очень хорошо удивлялся; бывало, во время урока вдруг встанет, возьмет с полки книгу, высоко подняв брови, с натугой прочитает две-три строки и, покраснев, смотрит на меня, изумленно говоря:

– Читаю ведь…

Несколько раз он вполголоса, осторожно спрашивал:

– Объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки? Глядит человек на эти черточки, а они складываются в слова, и я знаю их – слова живые, наши! Как я это знаю? Никто мне их не шепчет. Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно. А здесь как будто сами мысли напечатаны – как это?.

– Колдовство! – говорил он, вздыхая, и рассматривал страницы книги на свет.

Это «колдовство» мудро подметил С. Я. Маршак.


Словарь

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руках свой потайной фонарь!
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой.»
В словах звучат укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

Понятная абракадабра

Исследования английских ученых повергли в шок российских лингвистов. Оказывается, совершенно неважно, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя были на своих местах. Что касается всех остальных букв, то они могут быть поставлены в полном беспорядке – все равно мы прочитаем текст без проблем.


Пичрина сгео феонемна, как вяысилнось, котерся в том, что мы не чтиаем кдажую бкуву по оетльндости, а фкиисреум все слвоо цлекиом. Сомае ундитвельное, что фкат эотт рпасорстрна-ятеся не тьлоко на английксий яызк, но и на рсусикй, и на нмеце-икй, и на ипнсаский, и на все якызи, афалвит ктрооых сижодерт бквуы, а не ироелгифы. А чботы ощестбвнесноть не умнсоилась в эотм, рзелульатты илссеовадний блыи нпеатачаны по выизе-шежлоенному пцинрипу, то етсь всемто солв – слпонашя абракадабра.


Чтобы выяснить природу этого потрясающего явления, обратились к специалистам и получили такое разъяснение:

– При обычном (быстром) чтении мы воспринимаем все слово целиком, не концентрируясь на каждой букве. Некоторые люди вообще читают по диагонали, воспринимая сразу всю страницу.


Как вяслныиось, мы вспироинамем лгикоу фарзы, а не кадоже слвоо в олдеьтнотси. Мзог повджтердает пральтвисноь «дгодаки» по мозакие бкув в свлое, шалбон кооротго и сымсл залж-неоы в слорваном зпаасе чкелвоеа.


(По материалу из газеты «Московская правда», октябрь 2003 г. Текст с «абракадаброй» лучше размножить и дать копию каждому участнику кружка.)


Раскинем умом

Ответьте на следующие вопросы.

1. Научится ли быстро читать человек с небольшим запасом слов?

2. Поможет ли множество прочитанных книг грамотному письму?

3. Что надо делать, чтобы грамотно писать и быстро читать?


Кто больше?

На каждую букву предложенного слова напишите как можно больше существительных (время на работу с одним словом – 10 минут). Например:


П парник, перемена, пирог, пистолет, пятак, портфель.

О озеро, облако, очки, оса, омлет, обруч.

Ж жар, жара, жаба, жюри, жребий, жила…

А арбуз, азбука, аист, алиби, ангина, анкета.

Р рост, рука, рама, рота, ртуть, ребус, радио, ракета, ремень.


Задание на дом. Напишите небольшой текст с «абракадаброй» и предложите родным или знакомым прочитать его. Принесите этот текст на следующее занятие кружка.

Занятие 5

Алфавит

Обратите внимание!

• Русское слово азбука – синоним слова алфавит. (Как оно образовано?)

• В словарях слова располагают в алфавитном порядке. (Почему? Что еще записывают по алфавиту? Почему по такому – алфавитному – принципу заносят в классный журнал фамилии учеников?)


...Венеды, или славяне языческие, обитавшие в странах балтийских, знали употребление букв. Дитмар говорит о надписях идолов славянских: ретрские кумиры, найденные близ Толлензского озера, доказали справедливость его известия; надписи их состоят в рунах, заимствованных венедами от готфских народов. Сии руны, числом 16, подобно древним финикийским, весьма недостаточны для языка славянского, не выражают самых обыкновенных звуков его, и были известны едва ли не одним жрецам, которые посредством их означали имена обожаемых идолов. Славяне же богемские, илли-рические и российские не имели никакой азбуки до 863 года, когда философ Константин, названный в монашестве Кириллом, и Мефодий, брат его, жители Фессалоники, будучи отправлены греческим императором Михаилом в Моравию к тамошним христианским князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу для перевода церковных книг с греческого языка, изобрели славянский особенный алфавит, образованный по греческому, с прибавлением новых букв: Б, Ж, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Б, Ю, Я, Ю с большой.

Сия азбука, называемая кирилловскою, доныне употребляется с некоторыми переменами в России, Валахии, Молдавии, Болгарии, Сервии и проч. Славяне далматские имеют другую, известную под именем глаголъской, или буквицы, которая считается изобретением св. Иеронима, но ложно, ибо в IV и в V веке, когда жил Иероним, еще не было славян в римских владениях. Самый древнейший ее памятник, нам известный, есть харатейная Псалтирь XIII века, но мы имеем церковные Кирилловские рукописи 1056 года; надпись Десятинной церкви в Киеве принадлежит еще ко временам св. Владимира. Сия глагольская азбука явно составлена по нашей, отличается кудрявостию знаков и весьма неудобна для употребления… […]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс"

Книги похожие на "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Пасхалов

Анатолий Пасхалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс"

Отзывы читателей о книге "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.