» » » » Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс


Авторские права

Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «ЭНАС»010217eb-b049-102b-b8f2-843476b21e7b, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс
Рейтинг:
Название:
Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-93196-512-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс"

Описание и краткое содержание "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс" читать бесплатно онлайн.



Пособие позволяет в доступной форме рассказать о трудностях русского языка. В нем представлены 32 занятия кружка «Занимательная грамматика», содержащие текст сообщения (беседы) по теме, различные упражнения и игры. Материал может быть использован также на уроках.

Для учителей общеобразовательных школ.






В словах счастье, песчаный пишется сч.

В словах, произведенных от основ на к, ч, ц, перед суффиксами, начинающимися с к, пишется ч (в некоторых из этих слов произносится [ш]), например: скучно (скука), конечно (конец).

Так же пишутся женские отчества, произведенные от мужских отчеств на – ич, например: Ильинична, Саввична.

В словах, произведенных от основ на х, перед суффиксом – н – пишется ш, например: наушник (ухо).

Шипучий диктант

Запишите слова и прочитайте их, правильно произнося выделенные согласные. Объясните написание этих слов.

извозчик

считать

подписчик

без чувства

мужчина

рассказчик

песчаный

бесчисленный

с чувством

веснушчатый

Задание на дом. Составьте словарный диктант (15–20 слов) на три фонетических явления: озвончение, оглушение, слияние согласных.

Занятие 8

«Пульс» в слове

Ударение подобно биению сердца. Пока говорящий произносит все слова с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с непривычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. И неприятно. Искаженное ударение напоминает неправильный пульс.

Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, соседей. Вы заметите, что некоторые из них неправильно ставят ударение в словах. Следует говорить:

арбýз (не áрбуз)

призыв (не прúзыв)

вéрба (не вербá)

прирóст (не прúрост)

докумéнт (не докýмент)

простыня (не прóстыня)

инструмéнт (не инстрýмент)

ремéнь (не рéмень)

кýхонный (не кухóнный)

срéдства (не средствá)

красúвее (не красивéе)

свобóднее (не свободнéе)

молодёжь (не мóлодежь)

слýчай (не случáй)

намéрение (не намерéние)

столяр (не стóляр)

обеспéчение (не обеспечéние)

упрóчение (не упрочéние)

портфéль (не пóртфель)

щавéль (не щáвель)

Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово. Например: вóлны (имен. падеж мн. ч.) – волны (родит. падеж ед. ч.). Сравните так же: горы и гóры, рукú и рýки, стáда и стадá; срезáть (глагол несовершенного вида) и срéзать (глагол совершенного вида), ссыпáть и ссыпать. Только ударением различаются слова аáтлас и атлáс, замóк и зáмок, мýка и мукá, выкупать и выкупáть.

Кстати, такие слова называются омóграфы – одинаково пишу; это разновидность омонимов.

Раскинем умом

Каково смысловое различие в выделенных словах?

Густые хлебá в поле – будет и на столе хлéба вволю.

На путях я вижу сóрок
Резво скачущих сорóк.
Этот вид мне очень дóрог
Средь неведомых дорóг.

(И. Соколов-Микитов.)

Три особенности русского ударения

Ударение – это тот музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая особенность: ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как в других языках: в большинстве тюркских языков, во французском языке оно падает на последний слог слова, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском – на первый). Такое ударение называют с в о б о д н ы м, оно может быть на любом слоге слова: на первом (вóля, гóрод, вскúнутъ, гóрдый, óстрый), втором (свобóда, прирóда, привéт, писáтъ, красúвый, удóбный), третьем (молодóй, молокó, часовщúк, понялá) и т. д.; на приставке (зáсуха, прúгород, вылететъ, вынести), корне (стóлик, кнúжка, желéзный, июлъский, раскрáситъ, запéть), суффиксе (леснúк, обучéние, золотúстый, полотняный, заземлúть, оформлятъ); окончании (звездá, тишинá, болъшóй, леснóй, везтú, местú).

Вторая особенность: подвижность русского словесного ударения, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол понятъ в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог (пóнял) а в женском роде – на последний (понялá). Таких слов с перемещающимся ударением в русском языке очень много. Существительные женского рода, имеющие ударение на конечном слоге в единственном числе (сестрá, водá, земля, стенá, головá и др.), во множественном числе получают ударение на корне (сёстрыг, вóды, зéмли, стéны, гóловы), а у существительных среднего рода, имеющих ударение в единственном числе на корне (стáдо, дéло, мéсто, мóре, пóле), во множественном числе ударным оказывается окончание (стадá, делá, местá, моря, поля). Некоторые существительные среднего рода перемещают свое ударение, как существительные женского рода (окнó, стеклó, письмó, звенó, но во множественном числе – óкна, стёкла, пúсьма, звéнья).

Большие трудности в усвоении ударения связаны с краткими прилагательными. Так, прилагательные скрóмен, скýчен, грýстен, крéпок, крýпен, стрóен в единственном числе в мужском роде имеют ударение на основе, в женском роде – на окончании (скромнá, скучнá, грустнá, крепкá, крупнá, стройнá, а во множественном числе равноправны оба ударения – и на основе и на окончании (скрóмны – скромны, скýчны – скучны, грýстны – грустны, крéпки – крепкú, крýпны – крупны, стрóйны – стройны).

Также многие глаголы в зависимости от формы меняют ударение. Например: жить, быть, лить, вить, дать, пить и образованные от них прожить, пережить, нажить, дожить, долить, перелить, пролить, завить, задать, передать, допить и др. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прошедшего времени с ударением на окончании (жилá, былá, лилá, далá, пилá, прожилá, пережилá, нажилá, дожилá, долилá, перелилá, завилá, задалá, передалá, допилá).

Из-за подвижности русского словесного ударения мы вынуждены при изучении слов и их форм всякий раз запоминать, где какой слог является ударным. Это трудно, но так уж устроен наш язык. И то, что слова в разных формах звучат по-новому, делает русскую речь выразительной, интересной.

Третья особенность: изменчивость русского ударения с течением времени. Откройте произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, и вы найдете в них немало слов с другим, чем сейчас, ударением. Например:

Зубастой Щуке в мысль пришло
За кóшачье приняться ремесло.

(И. А. Крылов.)

Погасло днéвное светило;
На море синее вечерний пал туман.

(А. С. Пушкин.)

Мы, старики, уж нынче не танцуем,
Музыки гром не призывает нас.

(А. С. Пушкин.)

Слова прúзрак, сúмвол, автóграф, автóбус, агéнт, агóния, агронóмия, эпúграф, пáхота, разоружúть, магазúн, слýчай, апáтия, аристокрáтия прежде имели другое ударение. Процесс изменения ударения идет и сейчас. Так, еще в 80-х годах прошлого века из двух вариантов бáржа и баржá, комбáйнер и комбайнёр, металлýргия и металлургúя, пéтля и петля, симметрúя и симмéтрия предпочтительным считался первый, а сегодня и второй признаётся верным. Теперь являются допустимыми камбалá, кожáнка, кулинарúя, феномéн, августóвский, холёный, нормúровать и др.

Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык, служа людям, изменяется, развивается, улучшается, как всё в мире. Из этого следует вывод: нужно быть чутким, внимательным к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, и почаще заглядывать в новые словари, отражающие эти изменения.

2. Сумеете ли вы правильно проспрягать глагол позвонить?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс"

Книги похожие на "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Пасхалов

Анатолий Пасхалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Пасхалов - Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс"

Отзывы читателей о книге "Русский язык: Занятия школьного кружка: 5 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.