» » » » Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942


Авторские права

Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942

Здесь можно купить и скачать "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Рейтинг:
Название:
Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20863-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Описание и краткое содержание "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать бесплатно онлайн.



Севастополь не зря величают городом русской воинской славы. Севастополь — не просто город-герой, но герой дважды. Город, вынесший две героические Обороны, две Севастопольские Страды — и в XIX веке, и в XX.

В 1941 году немцы рассчитывали овладеть главной базой Черномор­ского флота с ходу, однако осажденный Севастополь продержался более восьми месяцев, связав крупные силы противника и не позволив Вер­махту развить наступление на Кавказ.

Но если подвиги красноармейцев и краснофлотцев при обороне Севастополя общеизвестны, то о действиях авиации писали куда мень­ше. А ведь в 1941 и 1942 годах в севастопольском небе разгорелись сра­жения, по масштабам и накалу боев вполне сопоставимые с воздушными битвами над Москвой и Сталинградом.

Данная книга, основанная на огромном массиве впервые публикуемых архивных документов, аналитических материалов и фундаментальных ис­следований, отечественных и зарубежных, — самое полное и подробное на сегодняшний день описание действий авиации в ходе многомесячной борь­бы за главную базу Черноморского флота.


Автор выражает глубокую признательность Д. Володи­ну, В. Т. Елисееву, В. В. Костриченко, Т. В. Кузнецовой, С. А. Липатову, А. А. Лучко, Н. В. Рыбину, В. Н. Савило­ву, Г. О. Слуцкому, К. Б. Стрельбицкому, Л. А. Токаре­вой, Д. Б. Хазанову, И. В. Щетину, оказавшим весьма ценную помощь при подготовке рукописи.

lenok555: Приведенные таблицы продублированы в виде картинок. Есть неточности в табл. 1.5, связанные с ошибками распознавания.






Первым днем боевой работы Фрайдорфской авиагруппы стало 16 сентября. Накануне вечером внезапным ударом час­ти 22-й немецкой дивизии захватили железнодорожную стан­цию Сальково в северной части Чонгарского полуострова, чем породили у командования 51-й армии опасения, что глав­ный удар будет наноситься именно здесь. Вот как вспоминал первый день боев командир 3-й эскадрильи 8-го иап К. Д. Де­нисов: «В 9.20 даю команду на вылет. Поднялись в воздух 4 И-16 и 12 И– 15бис. Над аэродромом Аткачи-Бузав к нам пристрои­лась группа прикрытия. Держу курс на Новотроицкое, думаю, что если там подходящую цель не обнаружим, то в районе Ас­кания-Нова она будет наверняка. Но что такое: пройдя Сиваш и оставив справа Новомихайловку, увидел у горизонта стелю­щуюся по земле полосу пыли. «Да это же движется колонна!» Немедленно даю сигнал приготовиться к атаке.

Группа Войтенко быстро перестроилась в цепочку, и как только мы с Ручкиным прошлись по колонне пулеметно-пу­шечным огнем, ее последовательно атаковали самолеты ударной группы. Положив машину в мелкий вираж, я увидел, что удар был точным: вспыхнуло несколько автомашин, замерли на месте зажатые между ними танки, в панике стали разбегаться по сторонам гитлеровцы. Ну, теперь второй за­ход! Пригвоздить фашистов к земле пулеметными очередя­ми. Еще несколько минут — и уходим от цели, оглядываясь на чадящие внизу многочисленные костры.

Отошли организованно, не встретив противодействия воздушного противника, явно не ожидавшего дерзкого днев­ного налета. А уже в районе аэродрома я увидел, как ведущий группы прикрытия Д. Е. Нихамин (командир 101-й оиаэ. — М. М.), перед тем как увести ее на свою точку, показал мне большой палец — знак, не требующий разъяснения. Ясно: отработали отлично, первый групповой вылет на штурмовку принес успех.

После короткого отдыха и подготовки самолетов к вылету мы нанесли удар по войскам противника, теперь уже в районе железнодорожной станции Сальково, что севернее Чонгар­ского моста. На этот раз экипажи действовали более уверен­но и слаженно, атаки оказались даже при беглом взгляде с борта самолета еще эффективнее, что подтвердила и посту­пившая в тот же вечер телеграмма в адрес командира Фрай­дорфской авиагруппы от командира 276-й стрелковой диви­зии: «Молодцы летчики, после их успешных штурмовых дей­ствий наши войска перешли в контрнаступление и овладели станцией Сальково».

Всего же в первый день без какого-либо противодействия (немецкие источники утверждают, что в этот день было сбито два И-16, которые могли относиться только к ВВС ЧФ, но это неверно) черноморские летчики совершили 56 самолето-вы­летов ( в том числе 30 на штурмовку).

Во второй день Фрайдорфская группа нанесла уже четыре штурмовых удара (всего 96 самолето-вылетов) — два по рай­ону Сальково, один севернее Перекопа у Второ-Константи­новки и один у Чаплинки. 77 вылетов (59 истребителей и 18 ДБ-3ф) совершили ВВС 51-й армии. По докладам летчиков, на земле остались догорать восемь автомашин, одна бензо­цистерна, было уничтожено семь орудий. Главную роль по­-прежнему играла 3-я эскадрилья 8-го иап, укомплектованная большей частью самолетами И-15бис. Каждый из них брал на задание по две фугасные бомбы ФАБ-50 и осколочные АО-25 или четыре АО-25. Остальные самолеты боевой нагрузки не имели, штурмуя колонны только пулеметным или пушечным огнем. Лишь в районе Чаплинки летчики штурмовой группы вступили в бой с несколькими «мессершмиттами» III/JG 77, которые после того, как младший лейтенант А. В. Андрианов подбил один Bf-109, вышли из боя. С советской стороны был подбит И-16 младшего лейтенанта С. Г. Петрова, который, не­смотря на ранения в голову и руку, сумел осуществить ава­рийную посадку на небольшом островке в Сивашском заливе. Впоследствии машина была восстановлена. Один ДБ-Зф раз­бился в результате небоевых причин, а ЛаГГ-3 сел из-за непо­ладок на своей территории. Успехи дневных ударов развива­ли летчики 119-го мрап, которые на своих МБР-2 в ночь на 18 сентября совершили 13 вылетов в район Геническа. Против­ник не знал покоя ни днем, ни ночью.

Здесь следует кратко прервать хронологическое описание событий, чтобы дать краткую характеристику тактике и бое­вым возможностям советской авиации при ее действиях по войскам противника.

Как мы отмечали раньше, никакой подготовки до войны к штурмовым действиям истребительная авиация, тем более ВМФ, не осуществляла. Во главу угла был поставлен воздуш­ный бой и число воздушных побед. Из-за этого страдало и со­провождение ударных самолетов — в первые месяцы войны истребители неоднократно бросали опекаемых, увидев пер­вую же группу «мессершмиттов». В этом случае продолжав­шие полет бомбардировщики нередко становились жертвой второй группы самолетов противника. Сейчас же и ударными самолетами, и сопровождающими предстояло стать самим истребителям. В первые дни налеты осуществлялись, как правило, по данным предварительной воздушной разведки. Чтобы обеспечить внезапность удара, штурмовая группа дви­галась к цели на бреющем полете, сопровождающая — чуть сзади и выше. Сразу же выяснилось, что такая тактика не яв­ляется оптимальной. Из-за малой дальности обзора против­ника удавалось обнаружить не сразу, а для того, чтобы занять правильное исходное положение для атаки, самолетам при­ходилось маневрировать под зенитным огнем. К тому же по­лет на малой высоте над степью в сухую погоду приводил к поднятию туч пыли, что демаскировало атакующих. После этого движение к цели стали производить на высоте 600 м. Обнаружив цель, самолеты перестраивались в боевой порядок. Первыми атаковали И-16 — пушечно-пулеметным огнем по го­ловным машинам или зенитным средствам, затем И-15бис — бомбами вдоль колонны, на втором заходе — пулеметным ог­нем по разбегающейся пехоте. По свидетельствам немцев, потери при таких налетах оказывались достаточно чувстви­тельными. Дело в том, что на лишенной естественных укры­тий, гладкой, как стол, степи маскироваться или прятаться бы­ло негде. Вот и горели немецкие автомашины по паре десят­ков в день.

Лучшим самолетом для штурмовых действий считался И-153, но их в группе было очень мало. «Чайка» могла нести до 150 кг бомб (как правило, две ФАБ-50 и две АО-25), а после их сброса вести маневренный воздушный бой с «мессер­шмиттами». И-15бис нес такую же боевую нагрузку, но с ис­требителями на равных бороться не мог. Это понимали сидев­шие в них пилоты, в результате чего, в тех случаях когда ря­дом находились истребители противника, они атаковали цели только с одного захода бомбами, совершенно отказываясь от штурмовки. Их требовалось прикрывать самолетами других типов, точно также как и весьма немногочисленные штурмо­вики Ил-2. Из И-16 для штурмовых действий годились само­леты только поздних серий, оснащенные бомбодержателями, пушками ШВАК и узлами подвески реактивных снарядов PC. В то же время наиболее массовые в ВВС ЧФ «ишаки» 5-й се­рии не имели внешних узлов подвески, а их огневую мощь представляло всего два пулемета ШКАС.

Реакция германских войск на участившиеся налеты дейст­вительно была крайне нервной. По данным историка Christer Bergstrom, только за 21 сентября одна из дивизий 11-й не­мецкой армии зафиксировала в течение суток 22 воздушных налета. Генерал фон Манштейн в своих мемуарах писал, что «советские бомбардировщики и истребители непрерывно атаковали всякую обнаруженную цель. Не только пехота на переднем крае и батареи должны были окапываться, нужно было отрывать окопы и для каждой повозки и лошади в тыло­вой зоне, чтобы укрыть их от авиации противника. Дело дохо­дило до того, что зенитные батареи не решались уже откры­вать огонь, чтобы не быть сразу же подавленными воздушным налетом».

И все-таки не следует переоценивать результаты этих уда­ров. Ежедневные оперативные сводки ВВС ЧФ показывают, что за сутки самолеты Фрайдорфской группы сбрасывали на врага от 2 до 4 тонн легких фугасных и осколочных бомб. Ис­требители ВВС 51-й армии к подвеске бомб были вообще не приспособлены, хотя некоторые могли нести PC. Бомбарди­ровщики ВВС ЧФ делали на Перекопском направлении не бо­лее 10 вылетов в день, поскольку главным местом приложе­ния их усилий являлся фронт под Одессой. Сравнительно много бомб сбрасывалось в ночное время, поскольку тогда могли безбоязненно летать ДБ-3 и многочисленные МБР-2. Однако даже в советских отчетах эти налеты оценивались ис­ключительно как «изматывающие», поскольку о точности на­несения ударов в ночное время говорить не приходилось. Да­же если принять общий вес бомб, сбрасываемых на немецкие войска в светлое время суток ежедневно за 10 тонн, то полу­чится, что все усилия советских ВВС на Перекопском направ­лении уступали одному вылету группы пикирующих бомбар­дировщиков Ju-87. А таких групп в StG 77 было три. Летчики Фрайдорфской группы докладывали об уничтожении в сутки 8, 10, 24 автомашин, но в армии Манштейна их были сотни! И все-таки тот факт, что краснозвездные самолеты крупными группами атакуют немецкие соединения, заставил генерала поверить, что господство в воздухе на этом направлении при­надлежит советской авиации. Это было далеко не так. На са­мом деле до конца октября ни одна из сторон не имела решающего превосходства, что сильно отразилось на ходе на­земных операций.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Книги похожие на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирослав Морозов

Мирослав Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Отзывы читателей о книге "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Гость Виктор13.12.2020, 20:10
    Я Зайцев Виктор Иванович 1942г рождения. Читая Вашу книгу "Воздушная битва за Севастополь 1941-4942г. может быть что-нибудь узнаю о 40 АБП ВВС ЧФ об отце Зайцев Иван Степанович 03.06.1942 при лидировании истребителей на Херсонесский маяк. ПЕ-2 потерпел авиакатастрофу напротив г. Анапа. у меня много не понятного. Мать служила в госпитале при 40 АБП ВВС ЧФ и ей ничего не сообщили о гибели отца. Её даже не известили о том, что отец награждён орденом "Красная звезда", я только вот в 2020году получил удостоверение к его ордену. А вообще я занялся его розыском только в 2014 г и то случайно. я по телевизору узнал. Что рассекретили дело о гибели героя СССР в 1973г.а это оказался мой сосед. А вообще вкратце я с 1944г жил в Крыму и был связан со всеми аэродромами Крыма- Саки, Евпатория, Кача, Севастополь, Гвардейское (Сарабуз), Октябрьское (Биюк-Онлар). По специальности я авиационный механик вооружения ТУ-16 40 АБП ВВС ЧФ. Но по каким то причинам работая в полку механиком, командование полка не соизволило сообщить где погиб отец. Согласно поисков экипаж ПЕ-2 в составе лётчик ст лейтенант ЖВИКОВ ПЁТР ДАВЫДОВИЧ награждён орденом "Красного Знамени", штурман мл. лейтенант ЗАЙЦЕВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда", стрелок-радист сержант ЗАЙЦЕВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда" С 03.06.1942 года -они ориентировочно экипажем лежат в самолёте на траверзе г. АНАПА в 1500 м от берега ждут помощи по подъёму самолёта.
    С уважением Зайцев Виктор.
    Email: [email protected]
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.