» » » » Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942


Авторские права

Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942

Здесь можно купить и скачать "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Эксмо, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Рейтинг:
Название:
Воздушная битва за Севастополь 1941—1942
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2007
ISBN:
978-5-699-20863-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Описание и краткое содержание "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать бесплатно онлайн.



Севастополь не зря величают городом русской воинской славы. Севастополь — не просто город-герой, но герой дважды. Город, вынесший две героические Обороны, две Севастопольские Страды — и в XIX веке, и в XX.

В 1941 году немцы рассчитывали овладеть главной базой Черномор­ского флота с ходу, однако осажденный Севастополь продержался более восьми месяцев, связав крупные силы противника и не позволив Вер­махту развить наступление на Кавказ.

Но если подвиги красноармейцев и краснофлотцев при обороне Севастополя общеизвестны, то о действиях авиации писали куда мень­ше. А ведь в 1941 и 1942 годах в севастопольском небе разгорелись сра­жения, по масштабам и накалу боев вполне сопоставимые с воздушными битвами над Москвой и Сталинградом.

Данная книга, основанная на огромном массиве впервые публикуемых архивных документов, аналитических материалов и фундаментальных ис­следований, отечественных и зарубежных, — самое полное и подробное на сегодняшний день описание действий авиации в ходе многомесячной борь­бы за главную базу Черноморского флота.


Автор выражает глубокую признательность Д. Володи­ну, В. Т. Елисееву, В. В. Костриченко, Т. В. Кузнецовой, С. А. Липатову, А. А. Лучко, Н. В. Рыбину, В. Н. Савило­ву, Г. О. Слуцкому, К. Б. Стрельбицкому, Л. А. Токаре­вой, Д. Б. Хазанову, И. В. Щетину, оказавшим весьма ценную помощь при подготовке рукописи.

lenok555: Приведенные таблицы продублированы в виде картинок. Есть неточности в табл. 1.5, связанные с ошибками распознавания.






И все-таки не следует переоценивать результаты этих уда­ров. Ежедневные оперативные сводки ВВС ЧФ показывают, что за сутки самолеты Фрайдорфской группы сбрасывали на врага от 2 до 4 тонн легких фугасных и осколочных бомб. Ис­требители ВВС 51-й армии к подвеске бомб были вообще не приспособлены, хотя некоторые могли нести PC. Бомбарди­ровщики ВВС ЧФ делали на Перекопском направлении не бо­лее 10 вылетов в день, поскольку главным местом приложе­ния их усилий являлся фронт под Одессой. Сравнительно много бомб сбрасывалось в ночное время, поскольку тогда могли безбоязненно летать ДБ-3 и многочисленные МБР-2. Однако даже в советских отчетах эти налеты оценивались ис­ключительно как «изматывающие», поскольку о точности на­несения ударов в ночное время говорить не приходилось. Да­же если принять общий вес бомб, сбрасываемых на немецкие войска в светлое время суток ежедневно за 10 тонн, то полу­чится, что все усилия советских ВВС на Перекопском направ­лении уступали одному вылету группы пикирующих бомбар­дировщиков Ju-87. А таких групп в StG 77 было три. Летчики Фрайдорфской группы докладывали об уничтожении в сутки 8, 10, 24 автомашин, но в армии Манштейна их были сотни! И все-таки тот факт, что краснозвездные самолеты крупными группами атакуют немецкие соединения, заставил генерала поверить, что господство в воздухе на этом направлении при­надлежит советской авиации. Это было далеко не так. На са­мом деле до конца октября ни одна из сторон не имела решающего превосходства, что сильно отразилось на ходе на­земных операций.

Первые признаки того, что люфтваффе не намерено тер­петь активность русских в своем воздушном пространстве, проявились на четвертый день — 19 сентября. В течение этих суток летчики Фрайдорфской авиагруппы произвели 143 вы­лета, к которым следует добавить 39 вылетов самолетов 51-й армии, большей частью осуществлявших прикрытие назем­ных войск. Почти каждый вылет сопровождался воздушным боем, кроме того, истребителям удалось перехватить группу немецких бомбардировщиков, пытавшихся разбомбить стан­цию Джанкой. По докладам советской стороны, немцы лиши­лись одного «хейнкеля», двух «мессершмиттов» (не подтвер­ждается немцами), на земле — 10 орудий и 24 автомашин. Советские потери на этот раз оказались довольно чувстви­тельными — в воздушном бою с самолетами II/JG 77, пытаясь прикрыть своего командира И. С. Любимова, погиб штурман 5-й эскадрильи 32-го иап Евгений Ларионов. Пропал без вес­ти пилот 96-й эскадрильи Шалов, совершил вынужденную по­садку на поврежденном самолете пилот 3-й эскадрильи 8-го иап Урядников. В дальнейшем летчики обеих сторон неодно­кратно пользовались таким способом для спасения себя и машин, благо выжженная солнцем степь представляла собой идеальную посадочную площадку. Таковы были результаты перебазирования обеих групп JG 77 на аэродром Чаплинка, поближе к линии фронта.

Борьба за господство в воздухе продолжилась и на сле­дующий день. Фрайдорфская группа совершила 144 самоле­то-вылета, штурмуя батареи близ Перекопа, вторые эшелоны войск на перекопском и чонгарском направлениях, а также аэродром в Аскания-Нова. Его штурмовали девять И-15бис, три И-16 и три Ил-2. По докладу, на земле было уничтожено четыре и повреждено три «мессершмитта», хотя, по немецким данным, их истребительная авиация этот аэродром не ис­пользовала. Шедшая для атаки войск на Перекопе группа в составе двух СБ, трех И-153 под прикрытием шести И-16 и одного Як-1 вступила в бой с эскадрильей Bf-109. В результа­те боя один из СБ был тяжело поврежден и сел на нашей тер­ритории, но немцы потеряли один истребитель. Другая эскад­рилья JG 77 атаковала дежуривший над линией фронта воз­душный патруль в составе пяти Як-1. Противники потеряли по истребителю. Куда большие потери понесли в этот день авиа­торы 51-й армии. На 42 самолето-вылета пришлось пять са­молетов, сбитых в воздушных боях (один ДБ-Зф, три МиГ-3 и один ЛаГГ-3), а шестой подбитым сел на своей территории. Единственным успехом армейцев в этот день стал «мессер­шмитт», сбитый командиром 247-го иап майором Михаилом Федосеевым. Пилоты JG 77 доложили об одиннадцати побе­дах, что в очередной раз подтверждает теорию, что немецкие доклады о победах в 1941 г. следует делить не менее чем на два. Примечательно, что большинство побед пришлось на асов. Обер-лейтенант Ваег сбил свой 14-й самолет, но и его «мессершмитт» рухнул на землю, чуть было не похоронив под собой раненого пилота. Обер-фельдфебель Seckel увеличил в этот день свой счет с 8 до 10, обер-лейтенант Lasse сбил 31–й самолет противника, обер-лейтенант von Wehren — 8-й, обер­фельдфебель Blaurock — 9-й (ДБ-Зф 21–го дбап), фельдфе­бель Isken — 6-й (по донесению, Ил-2, которые в этот день по­терь не имели). По немецким материалам, других потерь, кроме самолета Ваег JG 77 не понесла, хотя это входит в про­тиворечие с советскими документами, в достоверности кото­рых трудно сомневаться.

Вечером пара «мессершмиттов» попыталась произвести разведку аэродромов, с которых действовала советская авиация. Вскоре она показалась над аэродромом Тагайлы, где базировалась 5-я эскадрилья 32-го иап. Командир эскад­рильи Иван Любимов спокойно дал немецким пилотам обле­теть замаскированную площадку, а когда они стали удаляться, вылетел на перехват вместе со своим заместителем Михаи­лом Авдеевым. Пара «яков» догнала разведчиков и сбила за­мыкающего. Вскоре его пилот — унтер-офицер Ю. Дите (Julius Dite) — уже находился под конвоем в штабе авиагруп­пы, где его допрашивал заместитель командующего ВВС ЧФ генерал-майор В. В. Ермаченков. Летчик дал ценные указания о том, что немецкие истребители действуют с аэродрома Ча­плинка и что их снабжение горючим и боеприпасами осущест­вляется при помощи транспортных Ju-52, которые прилетают туда в определенные часы. В советском штабе сразу же воз­ник замысел массированного авиаудара по немецкой авиаба­зе. Документы JG 77 не отрицают потери «мессершмитта», пилотируемого Ю. Дите, но почему-то относят это событие к 30 сентября, когда эскадрилья 4/JG 77 осуществляла эскор­тирование «штук» в районе Ишуни.

Таблица 1.2.

ЧАСТИ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СОВЕТСКИХ ВВС, БАЗИРОВАВШИЕСЯ В КРЫМУ НА 20.9.1941

Соединение Часть (подразделение) Аэродром Тип самолетов Количество ВВС 51-й отдельной армии 21-й дбап ? ДБ-3, ДБ-3ф ок.20 182-й иап Ишунь МиГ-3 22 247-й иап Каджамбак ЛаГГ-3 17 Фрайдорфская авиагруппа ВВС ЧФ 3-я аэ/8-й иап Кучук-Кабано И-16 5/3 И-15бис 10/10 5-я аэ/32-й иап Тагайлы Як-1 8/4 часть 46-й ошаэ Бий-Бузав Ил-2 4/3 70-я обаэ Фрайдорф СБ 2/1 Р-10 1/1 Р-5 2/2 95-я нбаэ Бурнак У-26 7/5 96-я оиаэ Бурнак И-16 7/6 И-153 3/2 101-я оиаэ Атакчи-Бузав И-16 15/13 16-я мраэ озеро Донузлав МБР-2 5/4 83-я мраэ озеро Донузлав МБР-2 5/5 ВВС ЧФ 63-я бабр 2-й мтап Карагоз ДБ-3, ДБ-3ф 5/4 Грамматиково ДБ-3, ДБ-3ф 1/0 Ислам-Терек ДБ-3, ДБ-3ф 4/4 Владиславовка ДБ-3, ДБ-3ф 7/5 Старый Крым ДБ-3, ДБ-3ф 7/2 40-й бап Кохтейн Пе-2 7/7 Сейтлер СБ 8/2 Карачакмак СБ 4/1 Сая Пе-2 7/7 62-я иабр 8-й иап (без 1 и 3аэ) Кача Як-1 7/3 ЛаГГ-3 15/9 И-16 2/0 И-153 3/2 Чоргунь И-16 3/3 Сая И-16 3/3 Карагоз И-153 9/9 Кунань И-153 9/9 32-й иап (без баэ) Бельбек Як-1 2/0 ЛаГГ-3 1/0 И-16 13/10 Кача МиГ-3 6/6 Евпатория И-16 8/6 Кунань ЛаГГ-3 4/2 И-153 10/9 Херсонесский маяк И-153 11/8 Отд. части 119-й мрап озеро Донузлав МБР-2 15/13 Керчь МБР-2 5/5 78-я обаэ Сая СБ 5/3 93-я оиаэ Керчь И-16 1/1 И-15бис 5/5 45-я мраэ Керчь МБР-2 8/8 озеро Донузлав МБР-2 4/3 60-я мраэ Севастополь МБР-2 16/14 64-я мраэ Керчь МБР-2 19/19 80-я мраэ Севастополь гст 9/6 МТБ-2 1/1 82-я мраэ Севастополь МБР-2 11/8 озеро Донузлав МБР-2 3/3 ОКА Севастополь МБР-2 4/4 КОР-2 5/4 98 ОАО Севастополь МБР-2 4/4 Итого бомбардировщиков 77 ночн. бомбардировщиков 10 штурмовиков 4 истребителей 193 морских разведчиков 115 Всего 399

О событиях этого переломного дня К. Д. Денисов вспоми­нает так: «К 21 сентября обстановка на фронте еще больше обострилась… Вместо штурмовки аэродрома Чаплинка гене­ралу В. В. Ермаченкову пришлось до 13.00 дважды поднимать по 20—25 самолетов для действий по мотопехоте и артилле­рии противника в районах Второ-Константиновки, Чурюма и отметки Памятник… Мне почему-то казалось, что после этих двух напряженнейших вылетов руководство авиагруппы вряд ли пойдет на то, чтобы нанести еще и удар по аэродрому Чап­линка в соответствии с разработанным накануне планом, ведь летный состав устал, а это задание представлялось осо­бенно важным, требующим от исполнителей мобилизации всех сил. Однако перед самым обедом майор А. З. Душин со­общил как ни в чем не бывало:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Книги похожие на "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мирослав Морозов

Мирослав Морозов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мирослав Морозов - Воздушная битва за Севастополь 1941—1942"

Отзывы читателей о книге "Воздушная битва за Севастополь 1941—1942", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Гость Виктор13.12.2020, 20:10
    Я Зайцев Виктор Иванович 1942г рождения. Читая Вашу книгу "Воздушная битва за Севастополь 1941-4942г. может быть что-нибудь узнаю о 40 АБП ВВС ЧФ об отце Зайцев Иван Степанович 03.06.1942 при лидировании истребителей на Херсонесский маяк. ПЕ-2 потерпел авиакатастрофу напротив г. Анапа. у меня много не понятного. Мать служила в госпитале при 40 АБП ВВС ЧФ и ей ничего не сообщили о гибели отца. Её даже не известили о том, что отец награждён орденом "Красная звезда", я только вот в 2020году получил удостоверение к его ордену. А вообще я занялся его розыском только в 2014 г и то случайно. я по телевизору узнал. Что рассекретили дело о гибели героя СССР в 1973г.а это оказался мой сосед. А вообще вкратце я с 1944г жил в Крыму и был связан со всеми аэродромами Крыма- Саки, Евпатория, Кача, Севастополь, Гвардейское (Сарабуз), Октябрьское (Биюк-Онлар). По специальности я авиационный механик вооружения ТУ-16 40 АБП ВВС ЧФ. Но по каким то причинам работая в полку механиком, командование полка не соизволило сообщить где погиб отец. Согласно поисков экипаж ПЕ-2 в составе лётчик ст лейтенант ЖВИКОВ ПЁТР ДАВЫДОВИЧ награждён орденом "Красного Знамени", штурман мл. лейтенант ЗАЙЦЕВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда", стрелок-радист сержант ЗАЙЦЕВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ награждён орденом "Красная Звезда" С 03.06.1942 года -они ориентировочно экипажем лежат в самолёте на траверзе г. АНАПА в 1500 м от берега ждут помощи по подъёму самолёта.
    С уважением Зайцев Виктор.
    Email: [email protected]
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.