Эвальд Ильенков - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"
Описание и краткое содержание "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении" читать бесплатно онлайн.
Главный философский труд Эвальда Васильевича Ильенкова (1924-1979), принесший автору международную известность. В книге исследуются закономерности теоретического мышления в контексте логики развития политической экономии как науки. Предмет исследования - конкретный историзм категориальных характеристик мышления. В монографии показано, что критика политэкономии у К.Маркса содержательным образом связана с выявлением историко-философских предпосылок формирования научной теории вообще. Важнейшие особенности научного метода исследования непосредственно обнаруживаются в анализе понятий абстрактного, конкретного, противоречия, исторического и логического.
Книга Э.В.Ильенкова в полном виде издается впервые. Прижизненное (1960) издание (неполное, подвергшееся жесткой цензуре) переведено на основные европейские языки. До настоящего времени работа сохраняет свою актуальность. Основные идеи, реализованные в монографии Ильенкова, и сегодня вызывают интерес в различных областях научного знания.
* * *
Ильенков Эвальд Васильевич
Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении
Художественное оформление А. Сорокин
Компьютерная верстка Н. Мерзляков
Подписано в печать 27.05.97
Усл. печ. л. 24,36
Уч.-изд. л. 29,6
Тираж 2000 экз.
Издательство «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)
1997
Мышление для логики -- это прежде всего "естественный процесс", субъектом которого является не отдельный индивид, а человечество в его развитии, во всем богатстве и сложности его отношений к окружающему миру. Законы и формы логики -- это всеобщие формы исторического процесса развития объективных знаний человека об окружающем его мире.
Отдельный индивид с его духовной деятельностью лишь постольку и в той мере становится объектом мышления, поскольку он индивидуально усваивает эти разработанные всеобщим развитием формы и превращает их в активные формы познания -- поскольку он уже вполне сознательно пользуется категориями в процессе переработки эмпирических фактов в понятия.
Этим и определяется различие между точкой зрения логики и точкой зрения психологии на мышление.
Психологов интересует процесс, в ходе которого индивид усваивает путем образования общественно развитые способы духовной деятельности и превращается тем самым в общественно определенного индивида. Процесс индивидуального развития и составляет поэтому непосредственный материал ее изучения.
Логика же исследует процесс всеобщего развития, имеет своим предметом общественно-исторический процесс познания, раскрывая его всеобщие законы, выявляя те всеобщие формы, в которых он реально протекает.
Логика есть "итог, сумма, вывод истории познания" мира общественным человеком, то есть человечеством в его развитии. В длительном и трудном процессе познания, длящемся тысячелетия, постепенно образуется способность мыслить, постепенно откристаллизовываются всеобщие формы этой способности, прорисовываются законы, которым подчинена духовная деятельность общественного человека. Эти законы и формы и составляют действительный предмет Логики.
Психологическая сторона процесса Логику интересовать непосредственно не может. Психологический оттенок всех категорий, выражающих процесс мышления, должен быть в ней строго отставлен в сторону.
Категории и законы Логики выражают лишь всеобщие формы познания, объективного знания о мире. По своему реальному содержанию это -- формы и законы знания о мире, о природе и обществе, всеобщие объективные законы и формы самого содержания знания.
"Форму" и "содержание" знания можно вообще отделить друг от друга только в абстракции. Реально же "формы знания" -- это формы самого предметного материала, всеобщие контуры познанной объективной реальности, превращенные затем в активные формы теоретической деятельности.
Именно поэтому "логика" и совпадает с диалектикой как с наукой о всеобщих формах и законах существования объективной, предметной реальности.
Поэтому все без исключения категории логики -- это вовсе не определения "субъективной деятельности", не пустые формы, принадлежащие субъекту априори, а прежде всего объективные всеобщие определения вещей, постигаемые человечеством в процессе долгого и трудного исследования окружающего мира.
Будучи познаны и подытожены философией, это всеобщие формы бытия вещей превращаются, однако, в активные формы мысли, в активные орудия обработки нового чувственно-данного материала, в формы переработки созерцания и представления в понятия, в активные формы теоретического освоения окружающего мира.
В этой двоякой природе категорий мышления и заключены все трудности, стоящие перед Логикой. Одностороннее подчеркивание активной роли категорий в процессе мыслящего рассмотрения эмпирических фактов неизбежно ведет к идеалистической трактовке Логики. Но и одностороннее подчеркивание их объективного происхождения и содержания, при котором забывается как нечто "несущественное" их активная роль в процессе познания -- их методологическая функция, -- столь же неизбежно превращает Логику в "сумму примеров". Логика при этом перестает быть активным орудием познания фактов, а ее изучение превращается в самоцель и в конце концов в чисто схоластическое занятие.
Действительная диалектико-материалистическая Логика, совпадающая с диалектикой, должна в определении каждой из своих категорий иметь в виду как объективное, предметное содержание категории, так и ее активную методологическую роль в процессе движения познания, в процессе постижения объективной конкретной истины.
Природу категорий прекрасно определил Ленин в своих заметках по поводу гегелевской логики:
"Категории логики суть сокращения..."бесконечной массы" "частностей внешнего существования и деятельности". В свою очередь эти категории служат людям на практике. ("В духовном обороте живого содержания, в создании и обмене".)
Касается все это, разумеется, и категорий "абстрактного" и "конкретного". Эти категории -- так же как "сущность" и "явление", "необходимость", "причинность" -- одновременно и формы объективной реальности, активные формы теоретической деятельности человека, формы мышления в понятиях.
В связи с этим мы должны будем выяснить вопрос о том, что такое понятие с точки зрения диалектики, как должно определяться понятие в свете диалектического отношения "формы" и "содержания" мышления.
Старая гносеология и логика, как правило, определяли "понятие" или "абстракцию" по преимуществу -- как "смысл" всякого абстрактного имени, термина, названия. Абстракция, "абстрактное" с этой точки зрения противополагалось непосредственно чувственному образу вещи, данной в созерцании.
Нетрудно заметить, что с этой точки зрения вообще невозможно провести объективно констатируемую грань между процессом выработки слова и процессом образования понятия, между мышлением в строгом смысле слова и простым пересказыванием чувственно воспринимаемых фактов.
Отождествление научных характеристик "понятия", как клеточки мышления, с характеристиками слова, термина, характерное в своей отчетливой форме для крайних представителей эмпиризма, оказалось в истории философии весьма живучей традицией. Реальным основанием для такого абстрактного отождествления является тот факт, что мышление всегда протекает в форме речи (внешней или внутренней), а понятие всегда осуществляется через слово, термин, наименование.
Поэтому для научного определения понятия и недостаточно сказать, что понятие -- это зафиксированное в слове отражение "общего", неоднократно повторяющегося в ряде явлений "признака". Такое понимание ровно ничем не отличалось бы от чисто номиналистического взгляда на понятие. Теоретические определения "понятия" при этом целиком совпали бы с определением "смысла слова". Ведь слово тоже выражает только "общее". Ничего специфического для понятия в таком определении указано бы не было.
Поэтому не случайно во всех книгах по логике, написанных с позиций материализма, в определение "понятия" вводится одна важная дополнительная характеристика.
Понятие, согласно определению, ставшему почти традиционным, отличается от представления тем, что оно отражает не всякое, не любое "общее", а только "существенно общее", только такое "общее", которое отражает предмет с его существенной стороны, в его существенной характеристике.
Легко заметить, что "существенность" (или "несущественность") признака -- это уже вовсе не "чисто формальная" характеристика, а характеристика знания по его реальному предметному содержанию. Существенное или несущественное общее отражено в данном понятии -- это может показать лишь его анализ по содержанию.
Но в таком случае (если к тому же оставаться на почве логики) следует сказать, что термин, выражающий "несущественное общее", не есть и понятие, как предмет изучения логики. Иными словами, только анализ абстракции по ее реальному объективному содержанию может показать -- с понятием ли вообще мы имеем дело?
Но этот анализ по содержанию должен, естественно исходить из четко продуманного и философски выверенного понимания проблемы "существенного".
А "существенное" -- имеющее отношение к "сущности" вещи -- это уже категория диалектики, содержательная характеристика знания.
Это показывает, что точка зрения материализма в логике необходимо приводит к отказу от чисто формального подхода к исследованию мышления и к переходу в область категорий, как подлинных активных форм мысли.
Именно категории оказываются формами, в которых реально осуществляется действительное понятие. Поскольку же логика избегает разговора о категориях, -- постольку она закрывает себе всякий путь к исследованию проблемы и соскальзывает опять на рельсы чисто номиналистического взгляда.
В этом случае исчезает всякий критерий для различения понятия -- и термина. Любой термин начинает казаться "понятием", а любое понятие определяется просто как общий термин. И такая позиция абсолютно неизбежна, если остаться на позиции понимания "Логики" как науки, исследующей только внешние формы мысли, безразличные ко всякому "конкретному" содержанию. Ведь только в конкретном содержании знания и в его анализе можно различить понятие от общего термина и получить определение понятия, отличающее его от общего термина.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"
Книги похожие на "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эвальд Ильенков - Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении"
Отзывы читателей о книге "Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении", комментарии и мнения людей о произведении.