Мартин Бубер - Хасидские предания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хасидские предания"
Описание и краткое содержание "Хасидские предания" читать бесплатно онлайн.
именно в тех модификациях, которые характерны для него и для
начинающегося при нем нового образа жизни. В последующих
поколениях ученики и ученики учеников подчас отступают от
этой модификации, когда начинает главенствовать доктрина,
ставшая эпигонской, но уже в ближайшем поколении она может
обрести возобновленную жизненность и силу.
Можно проследить в деталях, что именно так обстоит дело
с хасидизмом и его отношением к каббале* (главным образом,
к более поздней, "лурианской"*). Тот, кто верен своей особой
задаче действовать "избирательно", определенно знает, что ему
нужно включать в свою работу, а что, бесспорно, предоставить
исследователю, следующему закону исторической точности.
Были высказаны возражения по поводу того, что мое изобра-
жение и истолкование хасидизма в значительной мере основывает-
ся на собрании его легенд и что оно пренебрегает теоретической
литературой, возникшей задолго до них, а именно в период
"действительной продуктивности хасидизма"; выражением его
продуктивности якобы как раз и была теоретическая литература,
тогда как сборники легенд возникли по большей части почти
пятьдесят лет спустя после периода "творческой продуктивности".
Чтобы проверить утверждения о позднем появлении легенд
в хасидизме, необходимо, как мы вскоре поймем, более подробно
рассмотреть религиозно-историческую и литературно-историчес-
кую форму, в которой нашло свое выражение данное проявление
хасидизма. Я характеризую эту форму как легендарный анекдот.
Речь идет о коротких и совсем кратких историях, которые почти
всегда основываются на высказываниях учителя - основателя
"мистического" учения; в них рассказывается о событии, давшем
повод для какого-нибудь высказывания.
В истории религий, насколько я знаю, есть только три приме-
ра полного проявления указанной формы: это собрания легенд
суфизма, дзэн-буддизма и хасидизма'.
Как суфизм, так и дзэн (хотя оба направления имеют значи-
тельные теоретические произведения) ставят легендарные рас-
сказы в центр религиозно-исторического процесса.
Необходимо решительно подчеркнуть, что я никоим образом
не веду речь об истории мистики как таковой, а лишь об особого
'Собрание францисканских легенд не упоминается здесь из-за особенностей
своего возникновения. Скорее можно было бы привлечь к рассмотрению оп-
ределенные даосские тексты. Однако они представляют собой, в сущности, при-
тчи, а не анекдоты.
рода явлениях в ней. С общими высказываниями этого рода,
к которым хотят присоединить мои собственные, я не могу
согласиться. Если, например, Тор Андре' заявляет об опасности
непонимания теологией религий, что представляется ему наи-
более убедительным, когда речь идет о мистике, то я усматриваю
здесь непонимание специфики. Кто отважится дать оценку клас-
сическим даосским рассказам, сравнивая их с текстами, которые
приписываются Лао-цзы, или столь смелым произведениям не-
мецкой монастырской мистики, как история сестры Катри*, срав-
нивая их с проповедью Майстера Экхарта? Эти примеры ясно
показывают, что надо проводить различие между двумя родами
мистики. Тот, который я имею ввиду, принадлежит к историчес-
ким явлениям, своеобразие которых обнаруживается самым не-
посредственным образом в их реализации, а вместе с тем и в собы-
тийной сфере.
Сравним между собой две представительные фигуры ислам-
ской мистики: богослова аль-Джунайда, сыгравшего определяю-
щую роль в эволюции доктрины, и аль-Халладжа, объявленного
еретиком из-за его учения об идентичности и на этом основании
казненного. Они были современниками. Что касается первого, то
сохранилось многое из созданного им учения. Второй помимо
своих стихов известен только в устной передаче. Эти устные
высказывания известны по сохранившимся рассказам о его жиз-
ни, которые полны его изречений. Не может быть никаких сомне-
ний в вопросе о том, кому из этих двоих суфизм обязан подлин-
ным вкладом в его развитие. И это касается как его раннего, так
и его позднего периода. На языке современной философии это
можно выразить так: почему у суфиев свойственное им отноше-
ние к Богу, в сущности, столь экзистенциально и связано с кон-
кретным существованием, что применительно к нему не уместны
никакие теоретические рассуждения. А ведь мы располагаем сви-
детельствами суфиев, которые намекали или же открыто предо-
стерегали о таящейся здесь опасности. Один из них сообщал:
когда Бог благожелателен к своему слуге, он распахивает перед
ним врата для деяний и закрывает перед ним врата рассуждений.
В совершенно другой, значительно более трудной для пони-
мания форме существует аналогичное основополагающее отно-
шение в дзэн-буддизме. Здесь возник, без всякой связи с заимст-
вованными основополагающими теоретическими трактатами, со-
вершенно своеобразный тип дзэнской литературы - коан*. Это
передаваемое обычно посредством "примера" высказывание, ко-
торое, впрочем, можно более точно характеризовать как "про-
возглашение". По существу, это немногословные сообщения
о встречах, обрамленные вступительными "указаниями", сопут-
ствующими "прояснениями", утонченными поэтическими "пес-
нями" и т. д. Их общая особенность заключается в том, что
в рамках "провозглашения" обнаруживается, что прямо или кос-
' Andrae Т. lslamischeMystiker: Uberzetzung des Н. С. Crede. Stuttgart, 1960. S. 9.
300
венно поставленная фундаментальная проблема оказывается не-
разрешимой в речевой и даже в мыслительной форме, представ-
ляется парадоксом, с которым нельзя справиться с помощью
научных положений. А ведь это, пожалуй, проявление сущност-
ной структуры человеческой личности, целиком лишенной поня-
тийной сферы. Особенно характерны сообщения о встречах учи-
теля с учеником, во время которых последний на свой вопрос
получает либо, по всей видимости, абсурдный ответ, либо слы-
шит в качестве единственного возражения особый выкрик* тра-
диционного свойства, либо его бьют, выталкивают и прогоняют.
Мы постоянно читаем, что в тот самый момент, когда ученика
решительно отвергают, он получает "просветление", вызванное
тайной именно этой неописуемой ситуации, о которой и сообща-
ется, отмечая все здесь происходящее, как бы рассказывая о том.
В суфизме, как и в дзэн-буддизме, раскрывается самая глубо-
кая суть: все, с чем мы хотя бы однажды сталкиваемся в истории
мистики, в рассказанных событиях - будь то в легендах об
общении наставника с Богом, которое приводит к их "единению",
будь то в коане, - все это каждый раз указывает нам на истинно
происходящее*. Предпосылкой имеемой в виду сущностной
структуры {человеческой личности] является отказ от всякого
"прихотливого выбора", а также от предпочтений теоретического
утверждения теоретическому отрицанию либо, наоборот, второ-
го - первому.
Третья форма легендарных анекдотов, встречающихся в ис-
тории мистики, является хасидской. Во всех трех центральное
место в описываемой ситуации занимают высказывания действу-
ющих лиц. В суфизме - это высказывания наставника при его
общении с Богом или высказывания, являющиеся следствием
этого общения. В дзэн-буддизме - это высказывания наставника
при общении с учеником, вызывающие в последнем глубокие
изменения, раскрывающие ему истинный смысл жизни. В хасиди-
зме - это высказывания наставника, различающиеся по своему
характеру, адресатам и обстоятельствам: высказывания, обра-
щенные к ученикам, к членам общины, к посторонним, но переда-
ющие также и сентенции, обращенные к Богу. Несравнимо силь-
нее, чем в суфизме и в дзэн-буддизме, выражена здесь воспита-
тельная направленность анекдота. Часто повествование пред-
ставляет собой многоступенчатый процесс, однако почти всегда
он увенчивается либо поясняется одним высказыванием. Исклю-
чения составляют "чудесные истории"; однако рассказ о чуде
также часто представляет собой лишь высказывание, наставле-
ние, выраженное в этой особой форме.
'Теперь существует немецкий перевод Вильгельма Гувдерта первой трети
древнего собрания коанов "Изумрудной скрижали" Юань-ву* (Meister Yuan-wu's
Niederschrift von der Smaragdenen Felswand. Munchen; Carl Hanser Verlag, 1960).
Оно было названо спустя приблизительно двести лет после завершения "самым
знаменитым произведением нашего вероучения". Изучение этого произведения
дает возможность непосредственного ознакомления с природой коана.
Этим трем мистическим движениям, которые я типологически
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хасидские предания"
Книги похожие на "Хасидские предания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мартин Бубер - Хасидские предания"
Отзывы читателей о книге "Хасидские предания", комментарии и мнения людей о произведении.





