Мартин Бубер - Хасидские предания
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хасидские предания"
Описание и краткое содержание "Хасидские предания" читать бесплатно онлайн.
Этим трем мистическим движениям, которые я типологически
сопоставляю здесь между собой, присуща общая особенность,
заключающаяся в том, что легенды создаются и разрабатывают-
ся устно и лишь позднее записываются", - в отличие от теорий,
которые излагаются на бумаге их создателями либо передаются
ученикам для записи. Характерным исключением является ос-
нователь хасидизма, который, по-видимому, устную речь катего-
рически предпочитал письменной.
Из суфийской литературы можно привести в качестве особо
примечательного примера жизненную историю вышеупомянуто-
го аль-Халладжа. Человек, записавший ее на основании устного
рассказа своего сына, жил более ста лет спустя после смерти
этого мученика. Подобные биографии вращаются вокруг выска-
зываний суфийских наставников и относятся к тому "подтверж-
даемому жизнью" жанру, в котором изображается фигура "со-
вершенного человека". Насколько позволяют судить наши зна-
ния, ничего принципиально иного не было достигнуто со стороны
литературной формы в дошедших до нас легендарных биографи-
ях других суфийских наставников.
В дзэн-буддизме рассматриваемый мною процесс протекает
совершенно иным образом, но в конечном счете в том же самом
русле. Первоначальное, устойчивое ядро литературы коана пред-
ставляет собой уже в раннюю эпоху "передаваемое из уст в уста"
сообщение о ситуации, складывающейся во взаимоотношениях
между приверженцами дзэн-буддизма, разговаривающими друг
с другом. Это та "туча участников", о которой мы слышим. На
протяжении многих поколений кто-нибудь из монастырской бра-
тии постоянно записывал особенно важные с его точки зрения
"провозглашения", и постепенно складывались сборники - сна-
чала маленькие, а потом побольше. Вместе с обретением ими
"литературной" формы к ним добавлялись написанные состави-
телями пояснения, песни, а столетия спустя после начала тради-
ции подобных рассказов мог появиться и трактат. Характерно,
что позднее этот путь попытались дискредитировать в качестве
"дзэнского размышления над анекдотами".
Похожую структурную двойственность мы снова обнаружи-
ваем в хасидизме, причем здесь она становится особенно замет-
ной. Целостные доктрины записываются в подавляющем боль-
шинстве самими основателями этих учений либо передаются ими
для записи своим ученикам. Сообщения о происшествиях, цент-
ральное место в которых занимают высказывания наставников,
напротив, передавались в устной форме в основном, конечно, еще
при их жизни и лишь спустя некоторое время записывались. Здесь
' И с этой точки зрения путь францисканства иной (но не в "мистическом"
смысле), а как сказано, оно типологически не принадлежит к рассматриваемым
религиозным явлениям: его легенды сочиняет и редактирует орден.
перед нами поздний, но убедительный пример стремления устной
традиции этого рода сохранить жизненный дух наставления бла-
годаря обнаружению его взаимосвязи с ситуациями, в которых
он возникает, подобно искре, высекаемой из стали. Как бы мы ни
стремились в истории человеческих верований передать факти-
ческий характер произнесенного слова будущим поколениям в не-
искаженном виде, как бы мы ни старались спасти от опасности
воплощения в "непредвзятой" понятийной форме, все же мы
оставляем его в рамках породившего его события, мы передаем
его из поколения в поколение как составную часть личностного
процесса, от него неотделимую. Это, конечно, несравнимо с уст-
ной речью, воздействие которой порой усиливается с помощью
тона и жеста. Правда, всевозможное побочное содержание уг-
рожает вторгнуться в рассказ в ходе его передачи, и как только
это осознается, вскоре появляется желание записать услышанное,
чтобы не допустить дальнейших искажений. Затем рано или
поздно следует сбор и объединение сходных между собой матери-
алов. В хасидизме имена первых рассказчиков стараются по
возможности предпослать отдельным легендам.
Поздняя запись, позднее обнаружение, даже поздняя публика-
ция циклов мистических легенд не имеют поэтому никакой до-
казательной силы в пользу утверждения их сомнительности в ка-
честве источника. Основной сборник легенд о Баал Шеме вышел
из печати, например, спустя 55 лет после его смерти. Что это
может означать для решения вопроса о их "возникновении"?
Специфическая достоверность устной традиции в истории ре-
лигий еще недостаточно осмыслена (несмотря на важные факты,
имеющиеся в моем распоряжении).
КОММЕНТАРИИ
ХАСИДСКИЕ ПРЕДАНИЯ.
ПЕРВЫЕ НАСТАВНИКИ
(Tales of the Hasidim. The Eriy Masters)
В настоящем издании впервые публикуется на русском языке. Пере-
вод выполнен М. Л. Хорьковым по изданию: Buber М. Tales of the
Hasidim. The Early Masters. N. Y., 1947.
С. 18. "Цадиким" (цадик - праведник, мн. ч.: цадиким) - лидер
хасидской общины. При переводе была сохранена авторская форма
употребления множественного числа на иврите.
Равви (учитель, наставник) - понятие равви означает в этих текстах
преимущественно главу местных хасидов. Иногда равви был также
и равом (см. примеч. к с. 47).
Рыманов - названия городов даются в легендарной традиции, так
как зачастую затруднительно указать их современную локализацию.
С. 19. Маггид (проповедник, мн. ч.: маггидим) - некоторые маггиды
были странствующими проповедниками, другие назначались общиной;
последние время от времени тоже становились странствующими пропо-
ведниками. Понятие "маггидим" указывает также на тот дух, которым
отмечены избранные и благодаря которому им открываются и тайны
учения, и завеса будущего.
Диаспора (гола) - рассеяние Израиля среди других народов.
С. 23. Per se (лат.) - самого по себе, как такового.
С. 26. Представлено по три поколения - в издании дан перевод на
русский язык первого тома двухтомного собрания хасидских преданий
М. Бубера, охватывающего времена трех первых поколений хасидов
и названного Бубером "Первые наставники".
Каббалистическое учение (каббала - предание) - средневековое
религиозно-мистическое учение в иудаизме (см. также примеч. к с. 299).
С. 27. Саббатианское движение - израильское мессианское движение
последней трети XVII в., охватившее ряд стран и получившее широкое
распространение после того, как в 1665 г. Саббатай Цви (см. примеч.
к с. 88) объявил себя мессией.
Тора (учение, закон) - иудейские священные свитки из кожи, на
которых написано "Пятикнижие"; учение и закон как писаный (библей-
ский), так и устный (традиционный).
Искра Божия - во время изначального творения, предшествовавше-
го сотворению нашего мира, божественная световая сущность взор-
валась и ее "искры" ниспали в низшие миры, облачившись в "раковины"
вещей и всех творений нашего мира.
Доктрина Шехины - божественная ипостась, Шехина, присутствую-
щая в мире и разделяющая с Израилем изгнание (Божественное Присут-
ствие среди людей).
Каввана (мн. ч.: кавванот) - устремленность к Богу при совершении
религиозного или любого другого действия. В Каббале кавванот означа-
ют перестановки при произнесении Божественного Имени, целью кото-
рых является преодоление разделенности с силами Высшего Мира.
С. 28. Злое Начало - уклонение ко злу, противоположное стремле-
нию к добру. Оно не считается злом, как таковым, но возникает при
неправильном использовании человеком своих сил и способностей. Все
действия человека связаны с его чувствами и страстями. Человек призван
служить Богу всеми своими устремлениями - к добру и ко злу, - на-
правляя свои страсти ко благу и святости.
С. 31. Йом-Kwiyp (День Искупления) - последний из Дней Благогове-
ния (см. примеч. к с. 81), которые начинаются Новым годом. Это день
поста и непрерывной молитвы об искуплении.
Благословение новой луны - церемония под открытым небом, кото-
рая проводится по случаю появления на небе новой луны, что означает
начало нового месяца по иудейскому календарю.
Небесный Иерусалим - связан с земным Иерусалимом. Святилище
Небесного Иерусалима связано с Храмом на горе Сион.
Праздник Радования в Законе (Симхат Тора) - праздник в день,
следующий за Суккотом (см. примеч. к с. 121). В этот праздник вынима-
ют свитки Торы и в торжественной процессии носят по Дому Молитвы.
С. 32. Третья трапеза - главная субботняя трапеза. Ей предшеству-
ет послеполуденная молитва (см. примеч. к с. 79). Третья трапеза сопро-
вождается пением и беседой с цадиком.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хасидские предания"
Книги похожие на "Хасидские предания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Мартин Бубер - Хасидские предания"
Отзывы читателей о книге "Хасидские предания", комментарии и мнения людей о произведении.