» » » » Иван Фирсов - Морская сила(Гангутское сражение)


Авторские права

Иван Фирсов - Морская сила(Гангутское сражение)

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Фирсов - Морская сила(Гангутское сражение)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Историческая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Морская сила(Гангутское сражение)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Морская сила(Гангутское сражение)"

Описание и краткое содержание "Морская сила(Гангутское сражение)" читать бесплатно онлайн.



Новый роман современного писателя-историка И. Фирсова посвящен становлению русского флота на Балтике и собы­тиям Северной войны 1700-1721 гг. Центральное место зани­мает описание знаменитого Гангутского сражения, результат которого вынудил Швецию признать свое поражение в войне и подписать мирный договор с Россией.






Процесс этот непростой и называется «кренгова­ние» или, проще, «откренивание» судна. Обычно па­русное судно частично освобождают от балласта, оно подвсплывает и его подводят к мелководью, чаще в устье какой-нибудь речки. Приткнув судно к мели, начинают заваливать его на бок, кладут бортом на во­ду. Производят такое действо двумя способами. На­гружают на верхнюю палубу каменный балласт и ук­ладывают его вдоль одного борта. Под тяжестью кам­ней корпус судна заваливается на бок, обнажается подводная часть — днище, — и ее очищают железны­ми скребками от ракушек. Потом перетаскивают кам­ни на другой борт и чистят другую половину.

Иногда применяют иной способ. На берегу уста­навливают большие деревянные вороты. На них заво­дят толстые канаты и закрепляют на борту судна. Вращая вороты, наматывают на них канаты, и судно накренивается.

Крюйсу все это дело было знакомо до тонкости. Только не совсем понимал он, почему генерал-адми­рал втравил его в эту канитель. «Сие дело капитана «Полтавы» и флагмана эскадры», — слегка возму­щался про себя Крюйс. Но приказ есть приказ.

Первым делом он пригласил капитан-командора Сиверса и капитана «Полтавы» Фан Геята:

— Генерал-адмирал распорядился произвести не откладывая кренгование «Полтавы».

«Не разумею, почему Крюйсу поручили такое де­ло, — не отводя глаз от пронзительного взгляда Крюйг са, подумал капитан-командор Сиверо, — сия обязан­ность моя и Фан Гента. Не успели по осени, рано моро­зы ударили. Но мы и без Крюйса об этом заботу имеем».

В свою очередь, Крюйс напыщенно переводил взгляд с командира «Полтавы» на Сиверса.

Двенадцать лет, как делает карьеру Сивере в рус­ском флоте. Недолюбливал его Крюйс, когда был флагманом эскадры. Уж больно самоуверен и занос­чив. Хотя дело знает превосходно.

После Гангута государь произвел его в капитан-ко­мандоры, назначил командовать эскадрой. Но надо показать, кто здесь старший.

— Полагаю, — сухо начал вице-адмирал, — для успешного выполнения указа господина генерал-ад­мирала кренгование начать завтра. Для того весь эки­паж привлечь — матросы за зиму отъелись, пусть по­бегают.

Несколько расположенный к общению с капита­нами и флагманами, Крюйс был чрезмерно требовате­лен к «подлому» званию людей, простым матросам. Привычка эта зародилась у него со времен службы в голландском флоте, где довольно сурово обращались с экипажами.

На другой день берег возле устья речки Пириты кишел матросами. Сталкивали на воду шлюпки, гру­зили на них камни, везли к борту «Полтавы», в сет­ках поднимали на верхнюю палубу. Поодаль стояли кружком офицеры во главе с капитаном. Крюйс и Си­вере расположились чуть в стороне, особняком.

Матросы без устали таскали камни, балагурили, подначивали друг друга:

— Кузька, а Кузька!

— Чаво?

— Рыбку съесть—надо в воду лезть!

Хохочут матросы, улыбаются офицеры; Крюйс на­супился, помалкивает.

Петруха, тебя как звать-то?

-Летомзовут Филаретом, азимой — Кузьмой. — Брюхо болит, на краюху глядит.

Хватаются за животы матросы, проворнее бегают за камнями — развеселились офицеры, а Крюйс так и не улыбнется, не любит эти шутки матросни, не по нраву они ему.

Да и многие матросы нет-нет да и кидали в сторону своего бывшего флагмана откровенно неприязненные взгляды. Помнили его «заботу» о корабельных поряд­ках. И до появления Крюйса на кораблях не жалова­ли офицеры матросов. Прикладывали руку к физйо-

номии за малейшую провинность и просто нерасто­ропность.

Флагман эскадры Крюйс считал это недостаточ­ным. Для особых случаев провинности объявил для наказания матросов принятый в голландском флоте так называемый способ «килевания».

Посреди судна, поперек палубы, в небольшом рас­стоянии располагали два каната, которые спускали за борт в воду, протягивали под килем и вытаскивали на другой борт. К этим канатам крепили решетчатый де­ревянный люк.

Провинившегося матроса привязывали к люку, перебирая канаты, опускали в воду, протягивали под килем и вытаскивали полуживого матроса из воды с другого борта. Иногда, для пущей острастки, матро­са протаскивали «с выдержкой» под килем. Частень­ко такой «выдержки» не переносили, и на палубу под­нимали бездыханное тело.

О «порядках» Крюйса знал царь, но не возражал. Надо было держать всех в узде. А Крюйс потом узако­нил свой метод и разослал на корабли приказ, кото­рый прозвали «Крюйсовыми статьями»…

Видимо, и сам Крюйс почувствовал на себе злоб­ные взгляды матросов и, убедившись, что все идет ладно, отправился в гавань. Там его ждала ластовая эскадра — единственные суда, которыми сейчас ко­мандовал вице-адмирал.

Название это прочно закрепилось в русском флоте.

Каждый флот, как и любой военный организм, тре­бует для своего существования самых разных припасов. Экипажи — провианта; оснастка корабля — запасных парусов; рангоут — деревянных частей мачт, стеньги, рей и прочего; такелаж — веревочных и других по­движных частей для управления парусами и оснастки рангоута. Пушки не игрушки, гавкают, когда их снаря­жают порохом, стреляют, когда в достатке ядра.


Все эти припасы пополняются по мере расхода. Хорошо, если родные гавани неподалеку. Зашел, стал на якорь, наполнился припасами и гуляй себе в море.

Для перевозки припасов с пристани на рейд, на ко­рабли, стоящие на якорях, требуются особые транс­портные суда. Они, эти суда, не имеют, как правило, вооружения, пушек, но вмещают в свои емкие трюмы различные припасы.

Когда же эскадры уходят в дальнее плавание, то берут с собой припасы, вплоть до того, что грузят на верхнюю палубу живую скотину.

Так или иначе, частенько случается, что припасы грузовые суда везут и на дальнее расстояние…

Так уж повелось в русском флоте, что на этих су­дах — катах, флейтах, талях, шмаках, — перевозивших провизию для экипажей, мерой для ржи — основного продукта питания — служили ласты. Каждый ласт соот­ветствовал примерно по весу сотне с лишком пудов. По наименованию этой меры все грузовые суда называ­ли «ластовыми». Служба на них, в отличие от военных судов, не считалась престижной. Командовали ими боц­мана или старослужащие матросы, выбившиеся в унтер-офицеры за особые заслуги. Ластовые офицеры, в отли­чие от строевых, имели сухопутные звания и считались второсортными моряками. Такую-то «армаду» и имел в своем подчинении вице-адмирал Крюйс.

В первый весенний день Апраксин получил указ от царя: эскадре иметь провианту на четыре месяца. В Ревеле таких запасов не оказалось.

— Поезжай ты сам сей же час в Петербург, — при­казал он Крюйсу, — как хошь, а чтоб через неделю сюда тыщу ржи да сотни две ластов гороху доставить. Так государь повелел.

Засопел недовольно Крюйс, ему ли пристало на са­нях по распутице ехать, но виду не подал, отправился в путь.

Спустя две недели и царь прислал письмо: напра­вить с эскадрой для практики два десятка гардемарин «породных, небедных» из Морской академии. При­шлось опять отряжать нарочного в Петербург к ди­ректору Морской академии графу Матвееву…

С каждым днем все сильнее припекало мартовское солнце. Ночью дороги подмерзали, а в полдень сан­ные полозья хлюпали по воде. У кромок льда по всему берегу в гавани зачернела каймой подтаявшая вода. Из Петербурга то и дело подвозили провиант. Царь повелел привезти эскадрой провиант на 2000 человек, для кораблей, которых ожидали в Копенгагене из Лондона и Архангельска.

Часть провизии пришлось распределять на суда эскадры, все ластовые суда были загружены до отка­за. Приближалась Пасха.

В последнюю неделю марта Апраксин распорядил­ся Сиверсу прорубить во льду проходы для кораблей эскадры:

— Покуда лед в гавани не проламывается, потому каждый экипаж пускай для своего судна пешнями прдкалывает канаву на выход. Как только лед у входа в залив сойдет, потянемся на якорях завозом на чис­тую воду. Государь указ прислал, поспешать надобно.

С утра на льду появились сотни матросов, бухта ог­ласилась звонким перестуком пешней, вокруг кораб­лей появились первые разводья с битым льдом.

Первый день Пасхи совпал с началом второго ме­сяца весны. В гавани, освещенной ярким солнцем, водворилось спокойствие. В экипажах служили мо­лебны. Матросы, переодетые в парадные мундиры, чинно слушали заутреню, втягивали ноздрями пря­ные запахи наваристых мясных щей. Наконец-то кончился Великий Пост, а с ним и надоевшие пост­ные щи и каша. Наступил мясоед, можно было раз­говеться.

Заветная предобеденная чарка подняла настрое­ние, все кругом христосовались, не разбирая чинов и званий.

Проснувшись, матросы продолжали разговляться. Кое-кого отпустили прогуляться по городу, побало­ваться с девками. К вечеру над укрытой льдом гава­нью и окружающими ее берегами воцарилось какое-то загадочное затишье. В лучах заходящего солнца с запада вдруг наплыла какая-то мрачная, до небес, туча. С каждой минутой она вырастала в гигантскую горную вершину и с заходом солнца закрыла полови­ну небосвода. У основания этой тучи внезапно появи­лись светлые проблески. В то же время и северная сто­рона небосвода покрылась такой же угрюмой тьмой, и обе тучи двинулись навстречу друг другу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Морская сила(Гангутское сражение)"

Книги похожие на "Морская сила(Гангутское сражение)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Фирсов

Иван Фирсов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Фирсов - Морская сила(Гангутское сражение)"

Отзывы читателей о книге "Морская сила(Гангутское сражение)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.