» » » » Александр Аникст - Мильтон — Потерянный рай


Авторские права

Александр Аникст - Мильтон — Потерянный рай

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Аникст - Мильтон — Потерянный рай" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Мильтон — Потерянный рай
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мильтон — Потерянный рай"

Описание и краткое содержание "Мильтон — Потерянный рай" читать бесплатно онлайн.



В 1667 году увидело свет творение, которому суждено было определить на несколько веков развитие английской поэзии: "задуманный давно и поздно начатый" рассказ о потерянном рае" Образцы были выбраны давно: Гомер, Вергилий, Тассо и Книгах Иова — для поэмы, трагедии Софокла и Еврипида, Песнь Песней и Апокалипсис — для драмы.






...во всем вооруженье, // Возникла я богиней. — Греховность рождается из головы Сатаны подобно греческой Афине, богине мудрости, возникшей из головы Зевса. Рождение греха и смерти (см. ниже, с.70-71) суть иллюстрация к словам апостопа: "Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. I, 15). Выше указывается, что Грех выходит с левой стороны из головы Сатаны; понятие "левого" издревле в человеческом сознании синоним дурного, злого. Ева у Мильтона возникает из левого бока Адама (Кн. VIII, с.233), ад расположен влево от Эмпирея (Кн. X, с.290).

...грызут // Мое нутро... — Аллегория восходит к апокалипсическому символу греха в образе блудницы вавилонской. О ней сказано, что "десять рогов... возненавидят блудницу... и плоть ее съедят..." (Откр., XVII, 16).

...справа от тебя... — как Бог-Сын, сидящий одесную Отца.

Эреб — подземное царство мрака в древнегреческой мифологии здесь: синоним Ада.

Ныне широко // Врата отворены... — Цитата восходит к словам евангелиста: "Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Матф., VII, 13).

...оттуда, словно из жерла // Плавильни, бил клубами черный дым... -Греховность, отпирающая двери ада, также является иллюстрацией к тексту Апокалипсиса: "...и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны: и она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи" (Откр., IX, 1-2)

Вечный спор // Здесь... // Сухость, Влажность, Холод, Жар... // ...ведут и гонят в бой // Зачатки-атомы... — Здесь Мильтон подражает описанию примитивного хаоса у Овидия ("Метаморфозы", 1, 19 и сл.). Борьба атомов напоминает изображение у Лукреция непрерывно сражающихся маленьких тел, видимых в солнечных лучах ("О природе вещей", II, 114-137). В Хаосе четыре стихии, элементы античной физики — земля, вода, воздух, огонь, — находятся в смешанном, беспорядочном состоянии. Преодолев пустоту, Сатана сначала пробирается через соединение первых трех ("трясину вязкую"), затем, по мере приближения к Эмпирею, подымается в "среду, почти воздушную". Огонь среди элементов, наполняющих Хаос, у Мильтона не указан. Возможно, он представлен Сатаной, пролетающим сквозь другие стихии, "как пирамида пламени".

...как пески // Бесплодных почв Кирены или Варки... — Здесь имеется в виду, очевидно, плато Ливийской пустыни. Кирена и Варка — древнегреческие поселения в Ливии.

...если малое сравнить // с большим возможно... — формула, встречающаяся у Овидия и Вергилия.

Беллона — италийская богиня войны.

Гриф — мифическое чудовище с львиным туловищем, орлиной головой и крыльями. Грифы воевали с племенем одноглазых великанов Аримаспов, которые расхищали их золото (Геродот. История, III, 116).

Орк — римское божество смерти, тождествен греческому владыке подземного царства Аиду.

Демогоргон — божество, вмени которого приписывались самые страшные действия: от звука его бежит Стикс и трещит Коцит, произносить его можно только в заклинаниях. Его призывали на помощь средневековые чернокнижники и алхимики.

...Нижней Бездной // ...правящие... — то есть Хаосом. Верхняя бездна это Эмпирей.

Анарх — так назван Хаос, олицетворяющий безвластие и отсутствие порядка.

...Земля и небо — новый мир, — // Подвешены на золотой цепи...Реализован гомеровский образ: золотая цепь Зевса, на которой он может подвесить землю к небу ("Илиада", VIII, 18 и сл.).

Арго — корабль, на котором плыли за золотым руном греческие герои.

Симплегады — сдвигающиеся скалы, едва не расплющили корабль аргонавтов.

Улисе — Одиссей. Стремясь избежать страшного водоворота Харибды, он решил проплыть мимо чудовищной Сциллы, которая похитила с корабля шестерых воинов (Гомер. Одиссея, XII).

Книга третья

...мир глубоких, черных вод. — До третьего дня творения суша не была отделена от воды (Бытие, 1, 9-10).

...Не на Орфеев лад... — Орфей, легендарный фракийский певец, спускавшийся в ад, был сыном Каллиопы, музы пения и эпической поэзии.

...темная вода... — глаукома. Мильтон не знал причин своей слепоты.

...к тебе, Сион, // К источникам... — Имеются в виду источники Кедрон и Силоам; из них последний особенно дорог Мильтону, потому что, омывшись в нем, прозрел слепой (Иоанн, IX, 7).

Тамирис — фракийский поэт, ослепленный музами; античные авторы указывали, что он писал о войне богов с титанами и о возникновении мира.

Меонид — Гомер.

Финей и Тиресий (греч. миф.) были наделены даром прорицания, оба слепцы.

Тем ярче воссияй, Небесный Свет, // Во мне... — Мильтон считал свою слепоту проявлением божественной воли, изъявшей его из внешнего мира ради высшей цели.

...сходного с материком... // ...но небосвода // Лишенным... — Несмотря на знакомство с астрономическими открытиями Нового времени (безграничность вселенной, гипотеза о существовании других миров), Мильтон предпочитает сохранять глубоко традиционную картину мира, заключавшую всю систему в оболочку. Средние века приняли и несколько модифицировали космологическое учение Птолемея, по которому вселенная представлялась в виде ряда заключенных одна в другую сфер. Наука позднего средневековья окружает Землю десятью подвижными сферами (небесами): сферы семи планет — Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна; за ними следует сфера неподвижных звезд (твердь). Девятое, хрустальное (или кристаллическое) небо, добавленное арабскими комментаторами Птолемея, должно было объяснить нерегулярности и отклонения в движении планет. Десятое небо, перводвигатель (Primum Mobile), сообщало движение нижним сферам.

Как бы могли, // Не будучи свободными, любовь // Свою ко Мне бесспорно доказать... // Не следуя хотенью своему, // А лишь необходимости одной... (и ниже). — Важное место для понимания философии свободы у Мильтона. Опровергается концепция безусловного предопределения, в наиболее жесткой форме разработанная у Кальвина; идея абсолютного господства воли божией, избирающей людей лишь своими орудиями, исключает мысль о человеческих заслугах и самую возможность свободного выбора в решениях человека.

...Ведь разум — зто тот же вольный выбор... — В этих строках выражена высокая концепция нравственной свободы человека, сформулированная уже однажды Мильтоном, когда он выступал в защиту свободы печати: "Многие сетуют на Провидение, попустившее Адаму преступить запрет. Глупцы! Ведь если Бог дал человеку разум, то дал ему и свободу выбирать, ибо разум и есть выбор; без этого Адам был бы всего-навсего искусственным Адамом!" ("Ареопагитика", 1644).

Я милости особой удостою // Избранников немногих... — Доктрина безусловного предопределения была Мильтону чужда. Вместе с умеренными кальвинистами он разделял убеждение, что, помимо избранников, взысканных особой милостью и предназначенных к вечному спасению, остальные люди не безусловно обречены, но могут спастись, строго соблюдая евангельские заповеди.

...среди полей // Элизия. —Элизий, или Елисейские поля, — поля блаженных у древних греков; в поэзии — синоним царства красоты, счастья.

...гриф Имауса... — Имаусом называли древние географы Гималаи и расположенные к северу от них горные цепи вплоть до Урала; здесь — скорее всего Памир (Скифский Имаус).

Гидасп — название самой западной из пяти рек Пенджаба у древних греков.

Серикана (или Серинда) — страна серов (от лат. "sericus" — "шелковый"); этим названием в древности обозначали различные районы Востока, от Бухары до Индокитая; здесь — район северо-западного Китая.

...Где...свой возок // Китаец, парусами оснастив, // По ветру мчится. Представление о таком способе передвижения у кочевников Востока было весьма популярным в Европе. Рассказывали, что один англичанин соорудил себе такую повозку и безуспешно пытался прокатиться в ней по Англии.

...не на Луне, // Как некоторым грезилось порой... — полемика с Ариосто ("Неистовый Роланд", XXXIV). Гиганты древности — библейские допотопные исполины, появившиеся на земле "с того времени, как сыны Божий стали входить к дочерям человеческим, и они стали рожать им; это сильные и издревле славные люди" (Бытие, VI, 4).

...те, что... // В долине Сеннаарской возвели // Близ Вавилона башню... — строители Вавилонской башни (Бытие, XI, 1-9).

Эмпедокл — древнегреческий философ (ок. 490-430гг. дон. э.), о смерти которого ходили легенды.

Клеомброт — ученик Сократа; по преданию, он так увлекся учением о бессмертии души, изложенным в диалоге Платона "Федон", что бросился в море, дабы поскорее насладиться этим бессмертием.

...монахов-белых, черных // И серых... — Монашеские ордена различаются здесь по цвету одежды, соответственно: доминиканцы, бенедиктинцы, францисканцы.

...Что мертвого искали на Голгофе // Христа, живущего на Небесах...Намек на евангельскую фразу: "Что вы ищете живого между мертвыми?" (Лука, XXIV, 5). Голгофа — гора, на которой, по преданию, был распят Христос; имеется в виду паломничество ко гробу Господню.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мильтон — Потерянный рай"

Книги похожие на "Мильтон — Потерянный рай" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Аникст

Александр Аникст - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Аникст - Мильтон — Потерянный рай"

Отзывы читателей о книге "Мильтон — Потерянный рай", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.