» » » » Николай Алексеев - Русский народ и государство


Авторские права

Николай Алексеев - Русский народ и государство

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Алексеев - Русский народ и государство" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Аграф, год 1998. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Алексеев - Русский народ и государство
Рейтинг:
Название:
Русский народ и государство
Издательство:
Аграф
Жанр:
Год:
1998
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский народ и государство"

Описание и краткое содержание "Русский народ и государство" читать бесплатно онлайн.



Сборник работ одного из основоположников евразийства впервые издан в России. Николай Николаевич Алексеев был историком, философом и правоведом. Он единственный разработал законченную теорию будущего евразийского государства. В книгу «Русский народ и государство» вошел и главный труд Алексеева «Современное положение науки о государстве». Ученый исходил из предположения, что Россия — это ни Восток, ни Запад, а находящаяся между ними Евразия. Гарантийное государство, обеспечивающее основные права своих граждан, должно строиться на духовно-нравственном самоограничении верховных органов, «которые никто не может принудить и которые могут принуждать только сами себя». Мысль о построении в России демократического государства, где народ имеет реальный механизм для воздействия на верховную власть и ее смены, Алексеев отвергал. Он полемизировал с западниками, наиболее ранний из которых — русский морской агент в Англии во времена Петра I Федор Салтыков утверждал, что в России «должно быть все, как в Англии сделано». Алексеев же «как в Англии» не хотел, считая Россию «совершенно особым географическим, экономическим и культурным целым». В предлагаемой Алексеевым модели государственного устройства главное заключается в правде взаимного служения народа — государству, а государства — народу. Концепцию «естественного права», «правового государства» и «прав человека» он считал отражающей лишь одну из линий развития, когда права, первоначально присущие лишь верхушке общества, постепенно распространяются на всех его членов. Альтернативный путь Алексеев видел в постановке на первое место не прав, а обязанностей. Такое государство называется «тягловым государством».

Вряд ли теория «тяглового государства» найдет сегодня много сторонников в России, где народу на протяжении нескольких столетий довелось изведать все прелести государственного тягла. Однако работы Алексеева не стоит отвергать как ретроградные и давно потерявшие свою актуальность. Очень многое в них сохраняет свое значение и сегодня. Например, критическое изложение основ западной демократии. Алексеев подчеркивал, что «ясно выраженное меньшинство было представителем культурных тенденций государства в мировой истории, а среди этого меньшинства еще более узкий слой фактически руководил государством (управляющая группа)». Здесь мы имеем дело с одной из наиболее ранних (вторая половина 20-х годов) теорий политической элиты. А вот интересное суждение о том, что «ведущим слоем в демократии сначала была буржуазия, потом с ней стал конкурировать пролетариат. Современная демократия и есть временный компромисс этих борющихся классов. Неофициально управляющей группой в демократии оказались партийные вожаки и партийные комитеты… Официальными выразителями этой олигархии являются государственные органы…» Алексеев признавал классовую теорию государства, но сводил ее не к экономическим, а к психологическим причинам: «Дело здесь не в простом физическом преобладании, а в способности имущих властвовать над душами неимущих… Психическая мощь есть господство над душами людей, и к этой мощи сводится в конце концов властвование правящих классов над большинством». Одним из первых Алексеев указал и на роль пропаганды и манипулирования общественным мнением в функционировании государственного механизма, отметив, что эта роль коренится в человеческой психике: «Властные отношения по природе своей иррациональны, в них присутствует элемент гипнотический, им не чужды состояния магической очарованности, особого поклонения и восторга. История культуры показывает, что властителями первобытных народов являются жрецы, шаманы, колдуны и маги. В современности бывают случаи обращения к приемам, использующим технику массового внушения и пропаганды. Несомненным преимуществом властных отношений является то, что они основаны на очень первичных и элементарных сторонах человеческой психики, потому обладают значительной социально-организационной силой. Недостаток их в опасности чисто личного режима и связанного с ним произвола». Фактически мыслитель предостерегал человечество против подчинения харизматическим вождям. Избавиться от личной диктатуры в будущем гарантийном государстве Алексеев надеялся за счет привлечения к управлению специалистов, обладающих техническими знаниями в административной сфере. Как и все евразийцы, Алексеев ставил явно утопическую цель. Однако в точности анализа политических структур и связанных с этим прогнозов ему не откажешь. И его книга вполне может служить дополнительным пособием для учителей при преподавании основ государства и права и граждановедения (хотя последнее название мне очень не нравится).

Борис СОКОЛОВ






19

Кельсиев, Сборник правит, свед. о раскольниках, т. IV, Лондон 1860, стр. 268–269. "Выписка из дневника Евфимия".

20

Ibid., стр. 274 "Выписка из соч. Никанора Семенова.

21

Кельсиев, С. с., т. II, Собрание от св. Писания о Антихристе.

22

Кельсиев, С. с., т. I, стр. 217.

23

Ibid

24

Дружинин и Дьяконов, Беседы Валаамских Чудотворцев. "Летописи Археографической комиссии", т. X, СПб. 1889.

25

Мысли эти особо подчеркнуты в Беседе Валаамских Чудотворцев.

26

Пр. Макария, История русской церкви, т. II, 1871, стр. 68.

27

Жмакин, L. c.стp.21.

28

Нила Сорского, Предание и устав. Памятники древней письменности, т. CLXXIX, 1912.

29

Выражения, взятые из Беседы Валаамских Чудотворцев, L с.

30

Жмакин. L.с.,100

31

Слова Жмакина.

32

Характеристики взяты из "Ключа веры" Гершензона.

33

Выражение митроп. Даниила, Жмакин, I. с., стр. 409.

34

Ответное послание заволжских старцев Иосифу, цитируется по Панову, Журн. Мин. нар. пр., 1877, февраль.

35

Из Беседы Валаамск. Чудотворцев, I. с. стр. 2–3.

36

Жмакин, I. с. стр. 98.

37

Максим Грек.

38

Жданов, Материалы по ист. Стоглавого собора.

Ж. М. Н. Пр. 1876, июль.

39

Чтения Им. общ. ист., 1874, стр. 69–70.

40

Беседа Валаамских Чудотворцев I. с. стр. 21–22.

41

Ibid.crp 29.

42

Славянский перевод издан М. Н. Сперанским в "Памятниках древней письменности", т. 171. Перевод этот сделан с арабского и представляется более полным, чем многочисленные тексты названной книги, ходившие на Западе. С западными текстами можно познакомиться по англ. изданию: "Thue Prose Versions of the Secreta Secretorum" ed. Early English Text Society, v. 71, London, 1898.

43

M. Я. Сперанский, Из истории отреченных книг.

"Памятники др. письма", т. 171, стр. 136.

44

Ibid, 136–137.

45

Ibid.crp. 143.

46

He имея возможности достать сочинения Максима Грека, цитирую это место по историям русской литературы, где оно обычно приводится. Например, у Пыпина, т. II, 1911, изд. 4, стр. 313, 337.

47

Из Беседы Валаамских Чудотворцев.

48

Слова Максима Грека цит. по Архангельскому.

Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. Памятники древней письменности, СПб.

49

Из Беседы Валаамских Чудотворцев, passim.

50

Ср. Архангельский, Нил Сорский и Вассиан Патрикеев, Памятники древней письменности, СПб. 1882, стр. 276.

51

Ibid., стр. 215. Ср. Костомаров, Севернорусское народоправство, II, 427–428.

52

Из Аристотелевых Врат.

53

Челобитные Пересветова изд. Ржигой, И. С.

Пересветов, Чтения Имп. общ. истории, 1908,1. Цит. место на стр. 63.

54

Ibid., стр. 67.

55

L. с. стр. 66.

56

L. с. стр. 77.

57

L с. стр. 66.

58

L. с. стр. 59, 72–73.

59

L. с. стр. 73.

60

L с. стр. 75.

61

L с. стр. 62–63.

62

L с. стр. 74–75.

63

Характеристика Ржиги, L с., стр. 53.

64

L с., стр. 85.

65

В. Антонович, Исследование о казачестве, стр. XXV и LXXIV.

66

Ibid.

67

Ibid.

68

Ср., например, Фирсов, I. с., т. II, стр. 279.

69

Русская история, т. XIII, стр. 173.

70

Например, разные варианты известной былины "Илья Муромец и Соловей разбойник". Ср. Онежские былины зап. А. Ф. Гильфердингом, СПб. 1873.?3,56,74 и др.

71

Варианты былины "Илья Муромец и идолище".

L. с.,? 4, 22,48 и др., и варианты былины о "Добрыне Никитиче", L с., стр. 38, 480 и др.

72

Гильфердинг, стр. 298–299.

73

Ibid., стр. 304.

74

L с., стр. 21.

75

L с., стр. 32.

76

L с., стр. 98. Вариант в былине? 46.

77

L с., стр. 9.

78

L. с.,?75.

79

L. с.,?4.

80

80L с., стр. 229.

81

Киреевский, Песни, т. I, стр. 30.

82

Песни, собранные Рыбниковым, И. 1909–1910, т. I, стр. 115; т. III. стр.207.

83

Гильфердинг, стр. 451.

84

Рыбников, т. III, стр. 210.

85

Ср. Рыбников, т. I, стр. 18; Гильфердинг,? 47,76.

86

Справедливые замечания по этому поводу можно найти у Иконникова, Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории, 1869.

87

Ср. Мельников, Записка о русском расколе, перепеч. у Кельсиева, Сборник правит, свед. о раскольниках, т. I, Лондон, 1860, стр. 196.

88

Приведена у Я. С. Смирнова, Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в., 1909.

89

Ср. мою статью в № 5 «Пути».

90

Смирнов, I. с., стр. 334.

91

Ibid. стр. ЗЗ9

92

В. Бонч-Бруевич, Материалы по истории и изучению русского сектантства, вып. 1,1909, стр. 231, "Стиги бегунов".

93

Ibid., стр. 233.

94

Смирнов, I. с., стр. 359.

95

Ibid., Приложение, стр. 81.

96

Надеждин, Исследование о скопческой ереси, переп. у Кельсиева, 1. с, т. III.

97

Ср. Скопческие стихи у Кельсиева, т. III,? 26.

98

Ibid..?27.

99

Мнение Надеждина, I. с., стр. 228.

100

Бонч-Бруевич, L. с., т. II, стр. XXXIV и след.

101

"Животная книга духоборов", Бонч-Бруевич, L. с., т. II, стр. 83 и след.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский народ и государство"

Книги похожие на "Русский народ и государство" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Алексеев

Николай Алексеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Алексеев - Русский народ и государство"

Отзывы читателей о книге "Русский народ и государство", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.