Алексей Матиясевич - В глубинах Балтики
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "В глубинах Балтики"
Описание и краткое содержание "В глубинах Балтики" читать бесплатно онлайн.
В 1940 году, после присоединения Эстонии к СССР, в состав советского ВМФ вошла подводная лодка «Лембит», построенная в Англии. Этой лодке, которой командовал капитан Алексей Михайлович Матиясевич, было суждено пройти трудный боевой путь. Она прорывалась к вражеским фарватерам через минные поля, кралась по морскому дну под градом немецких глубинных бомб, которые взрывались почти у самого ее борта. Не раз «Лембит» была на грани гибели, и только хладнокровные и умелые действия героического экипажа и командира всегда спасали ее в самых безнадежных ситуациях. За годы войны «Лембит» потопила торпедами и минами 21 вражеский корабль, причем два из них в одной атаке, и уничтожила тараном немецкую подводную лодку. А каждый пущенный на дно корабль означал спасение тысяч жизней советских солдат и мирных жителей! В годы великой Отечественной войны Алексею Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза. После выхода в отставку Матиясевич занялся океанографией. Он составлял лоции полярных морей и написал уникальную и интереснейшую книгу, которую сейчас вы держите в руках.
И еще одну выдержку из выступления другого англичанина я записал для памяти. На митинге в городе Глазго выступил член английского правительства Дафф Купер.
«Имеются люди, — заявил он, — которые хотели бы заставить нас поверить, что поскольку система правления и политическая философия русских коренным образом отличаются от наших, то мы никогда не сможем быть искренними друзьями с русским народом и успешно сотрудничать с русскими как с товарищами. Никогда в жизни мне не приходилось слышать большей глупости. Если Англия — монархия, а США — республика, то разве мы не можем быть союзниками?.. Через окровавленные поля Европы мы передаем благодарность нашим героическим[208] товарищам — солдатам Красной Армии и приветствуем их».
В одной из своих парламентских речей Дафф Купер заявил:
«Если кто желает заранее узнать, каков будет конец гитлеровской авантюры, пусть прочтет книгу «Нашествие Наполеона на Россию». Он имел в виду книгу Е.В. Тарле, которая была переведена на английский язык в 1942 году.
В довоенный период, во время плавания на торговых судах, мне довелось побывать во многих портовых городах Англии и встречаться с простыми англичанами — портовыми рабочими и служащими, с представителями торговых фирм. Все проявляли большой интерес к Советской России и настроены были дружелюбно. Как относились к нам банковские тузы, фабриканты, парламентарии и крупные чиновники — я мог знать только из прессы. Приведенные высказывания свидетельствовали, что и в Англии есть здравомыслящие люди.
Людям тоже нужен «ремонт»
Немного времени прошло после прорыва блокады Ленинграда, но жизнь в городе заметно изменилась. Движение на улицах стало оживленнее, прибавились трамвайные маршруты. Расширилась сеть стационаров для ослабевших ленинградцев и увеличили нормы выдачи продовольствия.
Мы уже давно обсуждали вопрос, как лучше организовать отдых всего личного состава лодки. Людям как и механизмам, тоже требовался некоторый «ремонт». Первая блокадная зима и тяжелый боевой поход осенью 1942 года не прошли бесследно для подводников. Нынешние работы по ремонту лодки также были нелегкими. Многие нуждались не столько в лечении, сколько в спокойном отдыхе и в улучшенном питании. Теперь такая возможность появилась. Снова взялись за дело наш флагврач Т.А. Кузьмин и фельдшер лодки Д.Г. Куличкин. Весь экипаж лодки [209] подвергли медосмотру. Составили список очередности и, по мере получения путевок, стали направлять каждого подводника на две недели в дома отдыха КБФ.
Медицинская комиссия не допустила Галиенко для продолжения службы на подводной лодке. После четырех месяцев лечения в Кронштадтском госпитале, а затем в Ленинграде врачи нашли, что наш старшина радистов подлежит демобилизации и отправке в тыл. Галиенко очень переживал такое заключение и, несмотря на постоянные сильные боли в ногах и частичную потерю зрения, добивался, чтобы ему разрешили, пока идет война, продолжить службу на одной из береговых радиостанций. Сначала его направили в службу наблюдения и связи, а вскоре он сел за радиоключ в морской железнодорожной артиллерийской бригаде. Коммунист Ф.Н. Галиенко остался служить на передовой до конца войны. В.М. Юсима по заключению медкомиссии перевели на тральщик.
На лодку прибыл новый помощник командира капитан-лейтенант Александр Георгиевич Михайлов. Он окончил Одесский морской техникум и плавал на судах торгового флота штурманом. Незадолго до войны был призван в Военно-Морской Флот, окончил специальные подводные классы и плавал на подводных лодках отечественной постройки. Техника «Лембита» ему была незнакома. Полный сил, он принялся за ее изучение.
В течение января — апреля каждый член экипажа лодки побывал в доме отдыха и подлечился.
Казус с минными шахтами
Ремонт и реконструкция выгородок для аккумуляторных батарей подходили к концу. С минными шахтами работы шли медленнее. Подчас электросварщику В.И. Шидловскому приходилось работать, повиснув на металлической конструкции вниз головой. Он задыхался от едких газов, кровь приливала к голове, [210] но Шидловский не отступал. Уже две шахты были закончены. Гидравлическое стопорное устройство было перебрано нашими трюмными Посвалюком и Гриценко. Минно-торпедная группа Ченского опробовала загрузку мин в шахты. Мины свободно скользили по направляющим желобам и надежно удерживались гидравлическими стопорами.
На лодку вместе с дивизионными специалистами прибыли проверяющие из Главного управления кораблестроения и Минно-торпедного управления. Они крайне удивились, узнав о реконструкции минных шахт. «Зачем? Кто разрешил?» — посыпались вопросы. Я объяснил, что еще осенью сорок первого года, когда были израсходованы все мины английского образца, мы запланировали переделку шахт под отечественные мины и командование одобрило наше предложение. Но в первую блокадную зиму выполнить эту работу было невозможно. Несколько позже, на совещании в штабе бригады подводных лодок, проводимом начальником Главного политуправления ВМФ И.В. Роговым, я доложил о техническом состоянии лодки, об отсутствии мин нужного образца и предстоящей в связи с этим переделке минных шахт. Рогов записал этот вопрос и сказал, что мины, возможно, удастся получить из-за границы. Мины заказали в Англии, но мы об этом не знали. Никто не мог гарантировать, что они благополучно будут доставлены в Советский Союз. Видимо, поэтому и не решились отменить намеченные работы по реконструкции минных шахт.
Представитель Минно-торпедного управления сообщил, что мины доставлены в один из наших северных портов, и как только восстановится железнодорожное сообщение, их привезут в Ленинград. Поэтому необходимость в реконструкции шахт отпала.
Работа конструкторов, мастеров завода и наших умельцев оказалась напрасной. Но ведь мы все стремились к тому, чтобы лодка имела свое полное вооружение. Хорошо, что успели переделать только две шахты. Вернуть им прежний вид было еще труднее, чем [211] переделывать. Пришлось дважды становиться в док, чтобы добиться герметичности балластных цистерн.
Заводская бригада работала с полной отдачей. Взятые обязательства по ремонту и реконструкции аккумуляторных ям и восстановлению переделанных минных шахт она закончила 11 апреля. Бригаде, возглавляемой строителем В.К. Кузьменко, присвоили почетное звание «фронтовой», а командующий КБФ наградил всех членов бригады медалями «За боевые заслуги».
12 апреля «Лембит» вывели из дока и поставили у Калашниковской набережной для продолжения ремонтных работ на плаву.
В это время наши «щуки», закончившие ремонт, уже вовсю ныряли, всплывали и снова погружались на невском полигоне. Им первыми предстояло выйти в море, как только Финский залив очистится ото льда.
Опасная паутина
Потери, понесенные противником на море от действий наших подводных лодок в 1942 году, оказались столь ощутимыми, что гитлеровское командование решило принять все меры к тому, чтобы запереть наши лодки в Финском заливе.
В самой узкой части залива — от острова Нарген до скалистой отмели у маяка Порккала — 15 миль. В этом месте противник оборудовал противолодочное заграждение из двух рядов стальных сетей, перекрывавших всю толщу воды от поверхности до грунта. На изготовление сети с четырехметровыми квадратными ячейками пошло Около 1500 километров стального троса диаметром 18 миллиметров. Сеть составлялась из отдельных полотнищ, длина некоторых достигала 250 метров, а высота, в зависимости от глубины места, — до 70 метров. В одном месте глубина моря достигала 82 метров и, чтобы исключить проход лодки под сетью, здесь поставили свыше 500 донных магнитных мин. Сеть подвешивалась к поплавкам — металлическим [212] бочкам — и удерживалась на месте тяжелыми якорями. Установку сетевого заграждения и постановку, мин гитлеровцы начали в конце марта 1943 года и закончили в середине мая. К этой операции было привлечено более 140 боевых кораблей, плавучих средств и вспомогательных судов. Кроме стационарных противолодочных средств, гитлеровцы организовали корабельные дозоры на подходах к сетям. Дозорные корабли, находящиеся друг от друга на расстоянии двух миль, первыми начинали преследование обнаруженной подводной лодки. По их сигналу из Таллина и Хельсинки могли выйти базировавшиеся там противолодочные корабли из сформированных заново и передислоцированных из Норвегии соединений.
Одновременно с созданием сильного противолодочного рубежа на линии Нарген — Порккала, первоначально имевшего кодовое Название «Насхорн», противник усилил минные заграждения «Зееигель» к югу от острова Гогланд и «Рюкьярви» — к северу от этого острова.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "В глубинах Балтики"
Книги похожие на "В глубинах Балтики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Матиясевич - В глубинах Балтики"
Отзывы читателей о книге "В глубинах Балтики", комментарии и мнения людей о произведении.




























