» » » » М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности


Авторские права

М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности

Здесь можно скачать бесплатно "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
К вопросу об истории древнерусской народности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К вопросу об истории древнерусской народности"

Описание и краткое содержание "К вопросу об истории древнерусской народности" читать бесплатно онлайн.



В книге сделана попытка рассмотрения истоков происхождения русского народа в общих чертах его генезиса в процессе этногенеза - образования и распада языковых семей путем сведения в единой массив самых разнообразных источников, выделяя из каждого необходимые сведения по данной теме. 






В "трояновы века" славяне Среднего Поднепровья [154] пережили новый и весьма ощутимый подъем. Развилось ремесло, появился гончарный круг, домницы для варки железа, ротационные жернова. Славянская знать широко пользовалась импортными предметами роскоши: лакированной столовой посудой, украшениями, различными предметами быта. Возрождалась ситуация, близкая к той, которая существовала до сарматского нашествия, в эпоху расцвета соседней скифской державы. Одним из торговых центров на Днепре было место будущего Киева.

В связи с экспортным земледелием наладились вновь пути на юг, к Черному морю. Римские дорожные карты упоминают венедов в низовьях Дуная, а в середине 3-го века часто упоминаются и военные морские походы, в которых наряду с готами [155] участвуют и какие-то "скифы", в которых", по всей вероятности, следует видеть юго-восточную часть славянства."

Славяне опять оказались на предгосударственной стадии, но как и в 3-м веке до н.э. во время нашествия сарматов, так и теперь этот процесс был прерван в 375 г. нашествием гуннов. [156].

"Первое знакомство с римлянами - "волохами" - могло произойти у праславян во время проникновения отдельных их групп с северо-востока в Прикарпатье и левобережное Подунавье во 2-3 вв. Однако это проникновение приостанавливается на рубеже 2-3 вв. в связи с движением гото-гепидов из Повисленья в Причерноморье. Лишь в 6 в., когда массы славян вслед за готами и геппидами, заимствуя у Германцев название реки Дунай и обозначение местного, в основном, романского населения [157], эти взаимосвязанные понятия глубоко укореняются в возникающем этническом самосознании и эпической памяти "словен". [158] "Прочную южную границу, которую праславяне не переступали до середины 1 тысячелетия н.э., составляла большая, почти непрерывная цепь европейских гор, тянущаяся с запада на восток: Рудные горы, Исполинские горы, Судеты, Татры, Бескиды и Карпаты. Этот горный барьер играл важную роль в истории первобытных европейцев, резко разделяя судьбы племен на юг и на север от него.

Прародина в очерченном выше виде первоначально не доходила до Балтийского моря, но все реки ее западной половины текли с юга на север и впадали в море, что облегчало проникновение к берегам Янтарного моря. На севере и северо-востоке никаких естественных рубежей, кроме лесных массивов и болот не было. И для тишинецкого и для зарубинецкого времени мы наблюдаем колонизационные устремления на северо-восток, в межддуречье Днепра и Десны, граница здесь размыта и недостаточно ясна.

На юго-востоке рубеж прародины проходил примерно по южной границе лесостепи, не выходя в степь. Реки здесь [159] текли в Черное море, что облегчало связи с более южными племенами; горного барьера здесь не было." [160]

"Важнейшим событием конца 5 - середины 6 века было начало великого расселения славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славянские дружины отвоевали и заселили почти половину Византийской империи. Потоки колонистов шли как от западной половины славянства [161], так и от восточной [162]. Грандиозное по своим масштабам движение славян на Дунай и за Дунай перекроило всю этническую и политическую карту раннесредневековой Европы...." [163]

"В 6-середине 7 вв., когда в Подунавье фиксируются огромные массы славян, проникающих сюда из областай, лежавших северо-восточнее Карпат, которые они заняли еще в 5 в., двигаясь с северо-востока, из своей "прародины", на территории нынешней Белоруссии." [164]

"Славянские древности 5-7 вв. известны на обширной территории Средней и Восточной Европы - от Эльбы на западе до Днепра и Волхова на Востоке и от побережья Балтийского моря на севере до Балканского полуострова и Пелопонесса на юге. Важнейшими этнографическими признаками культуры славян того времени являются лепная глиняная посуда, домостроительство и погребальная обрядность. Именно по этим признаками славянские древности отчетливо выделяются среди синхронных..." [165] Материальная культура славян того времени не была единой, как и не было при единстве общего языка диалектического единства. На основании археологических материалов 5-7 вв. выделяются 3 крупные диалекто-племенные группировки славянства:

1. ПРАЖСКО - КОРЧАКСКАЯ КУЛЬТУРА

Характеризуется пражско-корчакской керамикой, наземными срубными домами с типично славянским интерьером, а также захоронениями по обряду кремации умерших в грунтовых могильниках. В 6-7 вв. появляются первые курганные захоронения, которые постепенно вытесняют грунтовые труппосожжения. Эта группировка славян расселилась на широкой территории от верхней Зльбы на западе до Припятского Полесья на востоке, включая верхние и средние течения Вислы и Одры. [166]

"В настоящее время погребальный обряд славян второй половины 1-го тысячелетия н.э. изучен обстоятельно и на весьма широкой территории Европы от Эльбы на Западе до Поднепровья на востоке. В лесной зоне славянского расселения вплоть до 10 в. безраздельно господствовал обряд трупосожжения. В раннее время захоронения совершались в грунтовых могильниках, в 6-7 вв. зарождается и широко распространяется обычай сооружать курганные насыпи. В различных регионах славянского расселения курганы различаются некоторыми незначительными деталями строения, но погребальный обряд всюду однообразен.

Кремация умерших совершалась, как правило, на стороне, вне курганов. Остатки трупосожжений [167], собранные с погребального костра, помещались в курганные насыпи индивидуально, т.е. для каждого захоронения рыли в насыпи или в ее основании ямку или устраивали небольшую площадку для помещения костей кучкой. Основная масса погребений безурновая и безинвентарная. Лишь в сравнительно немногих случаях остатки сожжения помещались в глиняные [168] урны. Наряду с керамикой и домостроительством погребальный обряд является важнейшим этнографическим признаком славянской культуры 3-ей четверти 1-о тысячелетия н.э. Именно по этим элементам славянские древности вычленяются исследователями среди синхронных иноэтичных - германских, фракийских, балтских, финских, тюркских и пр."[169]

Предшественником пражско-корчакской культуры 5-7 вв. была сложившаяся в междуречье Одра и Буга в первой половине 1-о тысячелетия н.э. т.н. праславянская пшеворская культура.

Наиболее существенным признаком культуры пражско-корчакского типа является керамика. Она представлена преимущественно высокими горшками с усеченноконическим туловом, слегка суженным горлом и коротким венчиком. Наибольшее расширение всегда приходится на верхнюю треть высоты сосудов. Поверхность горшков обычно коричневатая, иногда несколько сглажена. Орнамент отсутствует, лишь изредка встречаются горшки с косыми насечками по верхнему краю венчика. Вся керамика изготовлена без помощи гончарного круга.

Это были народы, которых римский историк Иордан именовал "склавенами" в 6-м в. н.э.

СКЛАВЕНЫ

"Географическое распространение керамики пражско-корчакского типа позволяет утверждать, что эта посуда характеризует одну из племенных группировок славян 5-8 вв. - именно ту, которую историк 6-го века Иордан называет "sclaveni" [170]. Византийские авторы называют их славянами. Иордан сообщает, что "многолюдное племя венетов" в его время было известно "под тремя именами: венетов, антов, склавенов". Указывается и область расселения этого племени: "Склавены живут от города Новиетуна и озера именуемого Мурсинским, до Данастра, а на север - до Висклы..."

Интерпретация этих географических данных обстоятельно рассмотрена Е.Ч. Скаржинской. Город Новиетун и Мурсианское озеро, очевидно, ограничивали территорию расселения с[171]лавенов с запада или юго-запада. Новиетуном Иордана скорее всего можно считать город Новетун на Саве. Здесь же находилось и Мурсианское озеро [172]. Мурсиенским озером прежде могло называться озеро Балатон в Панонии (путь к нему начинался для римлян преимущественно от города Мурсы.

Таким образом, географические координаты расселения с(к)лавенов по Иордану - река Сава на юго-западе, возможно, Балатон на юге, Висла на севере и Днестр на востоке. Эта территория как раз совпадает с основной областью распространения керамики пражско-корчакского типа. За территорию Иордана выходит только Приэльбье и Припятское Полесье. Однако это, очевидно, объясняется тем, что сведения Иордана относятся к первой половине 6-го в., а археологический ареал очерчивается на основе суммарных данных 5-7 вв." [173]

"...в 6-м веке в правобережной части Киевского Поднепровья расселяются славяне-дулебы,..." [174]

ДУЛЕБЫ

"Дулебы были какой-то частью склавенов-славян."

"Имя дулебов восходит к праславянской поре....Несомненно, что дулебы составляли какую-то часть раннесредневековой славянской группировки, характеризуемой пражско-корчакской керамикой. Западно-германское происхождение этнонима дулебы позволяет допустить, что это праславянское племя сложилось еще в римский период где-то по соседству с западногерманским населением. Средневековые письменные источники фиксируют дулебов в Чехии, на среднем Дунае между озером Балатон и рекой Мурсон, в Хорутании на верхней Драве и на Волыне. И затем у русских летописцев - по Бугу - там, где в 10-м веке жили волыняне (бужане)...Памятниками их здесь являлась керамика Луки-райковецкого типа внутри ареала пражско-корчакской керамики....Разбросанность этнонимов отражает миграцию дулебов из одного района в разных направлениях". [175]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К вопросу об истории древнерусской народности"

Книги похожие на "К вопросу об истории древнерусской народности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Лебединский

М Лебединский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности"

Отзывы читателей о книге "К вопросу об истории древнерусской народности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.