» » » » М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности


Авторские права

М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности

Здесь можно скачать бесплатно "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
К вопросу об истории древнерусской народности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "К вопросу об истории древнерусской народности"

Описание и краткое содержание "К вопросу об истории древнерусской народности" читать бесплатно онлайн.



В книге сделана попытка рассмотрения истоков происхождения русского народа в общих чертах его генезиса в процессе этногенеза - образования и распада языковых семей путем сведения в единой массив самых разнообразных источников, выделяя из каждого необходимые сведения по данной теме. 






"Позднелужицкая культура в бассейне рек Одера и Вислы относится к гальштатскому периоду железного века в Европе - 900-500 гг. до н.э....Для гальштатской эпохи характерно сосуществование бронзовых и железных орудий труда и оружия и постепенное вытеснение бронзы. В хозяйстве все большее значение приобретало земледелие, в технике которого в середине 1 тысячелетия до н.э. совершился переход от мотыги к сохе и плугу. Хорошо исследованы соляные копи, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузницы. Гальштатские жилища - деревянные столбовые дома с внутренним двором, окруженном постройками, а также полуземлянки и свайные поселения. Наиболее распространенный тип поселения - слабо укрепленная деревня с правильной планировкой." [109]

"На севере Европы железо распространилось почти на 300 лет позже, чем на юге. К концу раннего железного века принадлежит культура западных славян, потомков лужицкого населения, получившая название пшеворской культуры [110] Пологают, что пшеворские племена были известны древним авторам сначала под именем венедов, а позднее склавинов." [111]

"В восточной половине славянского мира развитие шло более спокойно и некоторое время без внешнего воздействия, так сильно повлиявшего на западных сородичей. Этот период особенно интересен для нас. Темп исторического развития ускорился и здесь: железо и земледелие тоже приводили к существенным сдвигам. Археологически это выражено в белогрудовской и чернолесской культурах, расположенных на месте бывшей здесь ранее тшинецкой." [112]

"Второй этап жизни праславянских племен начинается с рубежа бронзового и железного веков и охватывает время от белогрудовско-чернолесской культуры 11-7 вв. до н.э. до конца скифского периода, примерно до 3 в. н.э.

Этот восмисотлетний период весьма неоднороден в своих крайних точках, но он весь характеризуется быстрым поступательным движением, рождением новых социальных форм и широкими внешними связями: центральноевропейскими в западной, лужицкой половине славянства и степными, киммерийско-скифскими в восточной его половине. Указанный период...дает нам... ЕДИНСТВО ПРОЦЕССА наивысшего развития первобытнообщинного строя....Это - второй скачок после эпохи шаровых амфор и шнуровой керамики. Тот, первый скачок был обусловлен появлением бронзы и развитием пастушеского скотоводства, а этот - усилением земледелия [113] и открытием нового металла - железа.

Железо было несравненно "демократичнее" бронзы - медь и олово привозили из отдаленных краев. А болотное железо... Вся праславянская территория находилась в зоне лесов и лесостепи и в избытке была насыщена железной рудой на всем своем протяжении.

Уже на белогрудовских поселениях 11-9 вв. до н.э. обнаружены следы железноделательного производства. Для чернолесского времени [114] изготовление железного оружия и хозяйственных вещей стало обычным делом. Важность овладения железом и осознание этой важности было таково, что на территории занятой чернолесской культурой предания о кузнецах-богатырях сохранились вплоть до 20 в.

Вторым значительным шагом в развитии общества было возрождение земледелия и плужная вспашка полей. Земледелие было и при тшинецкой культуре, но там оно играло подсобную роль. А теперь оно настолько усовершенствовалось, что к концу этого периода стало экспортным - античное средиземноморие Греции и Рима вывозило через черноморские города-государства львиную долю хлеба, потребляемого в античном регионе. С другой стороны богатства, вырученные за хлеб, привели к имущественному расслоению праславян." [115]

Необходимо отметить, что названия союзов племен, отмеченных Нестором на этой территории обозначены или именами типа "Поляне", "Мазовшане" или же архаичными именами вроде "Север", "Хорваты". Патрономических названий, на "...ич"-[116]  еще нет. [117]

"На рубеже 2 и 1 тыс. до н.э. появляется плужное земледелие, резко поднявшее всю систему хозяйства и позволившее к 6 - 5 вв. до н.э. перейти к систематическому экспорту хлеба в Грецию через черноморский порт Ольвию, который греки называли "Торжищем Борисфенитов" [118]. Археологическим соответствием среднеднепровскому славянству в эпоху этого подъема является т.н. чернолесская культура рубежа бронзового и железного веков. Ее славянский характер непреложно следует из работ известного советского лингвиста О.Н.Трубачева: составленная им карта архаичных славянских названий рек во всех деталях совпадает с областью чернолесской культуры.

"Вторым и чрезвычайно важным элементом прогресса было открытие железа. Если в бронзовом веке славянские племена не располагавшие залежами меди и олова, должны были привозить металл издалека, то с открытием железа они необычайно обогатились, так как тогда использовалась болотная и озерная руда, имевшаяся в изобилии во всех славянских землях с их многочисленными болотами, речками и озерами. По-существу славяне перешли в железный век из каменного." [119]

"В 9-8 вв. до н.э. чернолесские племена днепровского Правобережья подверглись нападению степняков киммерийцев, отразили их натиск, построили на южной границе ряд могучих укреплений, а в 8 в. до н.э. даже перешли в наступление, начав колонизировать долину Ворсклы на левом, степном, берегу Днепра." [120]

Перелом был весьма значителен. Он остался в былинах о богатырях, которые выковав гигантский плуг в 40 пудов, провели им гигантские борозды - "Змиевы валы" поперек движения мифологических змеев - реальных кочевников-киммерийцев нападавших на праславян из южных степей в 10-8 вв. до н.э. [121]

По другой версии богатырь поймал этого Змея, запряг в плуг и пропахал гигантские борозды - "аж до Киева". [122] И в своей книге Смирнов [123] подтверждает родство этих культур на стр.39.

"Севернее, в районах Северского Донца, Ворсклы и Сулы срубные племена, двигавшиеся из-за Волги в северо-западном направлении, столкнулись со встречной волной племен, двигавшшихся с запада на восток.Здесь их соседями оказались племена, ранняя стадия культуры которых [124] известна в науке под названием белогрудовской, а более поздняя [125] - чернолесской. Племена эти родственны племенам комаровской и тшцинецкой культур, распространенных в восточной Польше и западной Белоруссии. Вообще следует сказать, что эти племена в материальной культуре тяготели к населению Центральной Европы и с большой долей вероятности могут быть отнесены к праславянам. В эпоху раннего железа т.е. во времена скифов, они известны под именем скифов-пахарей и невров."

Действительно если совместить карту в книге Смирнова со стр. 50 и карту расположения славян по Рыбакову [126], то скифы-пахари приходятся на южные территории праславян и индоевропейской "культуры шаровых амфор". Из сличения карт культур Рыбаков делает следующий вывод: "Это дает нам право утверждать, что накануне нашествия скифов днепровское лесостепное Правобережье, а также долина Ворсклы были заселены земледельческим населением, говорившем на славянском [127] языке. Вычленение праславянской зоны из обширной области скифской культуры - это третье звено моей концепции. Оно основывается на выводе ряда исследователей о том, что в лесостепной части Скифии жили праславянские земледельческие племена." [128]

Примерное местоположение скифов-пахарей дано в сочинениях Геродота в 5-м веке до н.э. Причем о них он дает следующее немаловажное замечание, говоря о том, что греки их ошибочно причисляют к скифам, тогда как у них есть самоназвание "сколоты". [129]

"Археологи достаточно хорошо изучили племена скифов-пахарей....В настоящее время хорошо известны большие городища, окруженные мощной оборонительной системой, указывающий на напряженные межплеменные отношения. Весь археологический материал, обнаруженный в Киевской и Черкасской областях Украины, свидетельствует об оседлом образе жизни племен, основным занятием которых было земледелие и скотоводство. На высоком уровне стояла обработка железа и меди. Есть все основания полагать, что металлургия была в руках мастеров, которые готовили изделия не только на свою общину, но и на соседние. Остальные виды занятий как-то: изготовление посуды, одежды, обработка кости и дерева находилась на уровне домашнего ремесла. Из городищ широко известны Немировское, Матронинское, Пастерское, Шарповское, возникшие уже в 6-м в. до н.э.

На Пастерском городище археологи открыли жилища в виде прямоугольных слегка углубленных в землю полуземлянок размером 10-12 кв. м., с глинобитными печами. Такой тип жилища в лесостепной области сохранялся в продолжение весьма долгого времени. Среди найденных предметов большое внимание археологов всегда привлекала привозная греческая посуда и металлические изделия. Они важны не только как свидетельства налаженных торговых отношений, но и как материал, по которому можно устанавить даты. За расписную греческую посуду, за золотые и бронзовые украшения местные племена должны были расплачиваться продуктами собственного производства. И хлеб в этом обмене играл немаловажную роль." [130]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "К вопросу об истории древнерусской народности"

Книги похожие на "К вопросу об истории древнерусской народности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора М Лебединский

М Лебединский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "М Лебединский - К вопросу об истории древнерусской народности"

Отзывы читателей о книге "К вопросу об истории древнерусской народности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.