» » » » Александр Фетисов - Диалектика познания


Авторские права

Александр Фетисов - Диалектика познания

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Фетисов - Диалектика познания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Диалектика познания
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Диалектика познания"

Описание и краткое содержание "Диалектика познания" читать бесплатно онлайн.



Разъясняются отличия элементарного и системного подходов к исследованию объектов. Рассматриваются диалектика формирования понятий об объекте исследования, диалектика знания и понимания, практика как критерий теории и другие аксиомы марксистской теории познания.

Однако на вопрос: "Имеем ли мы сейчас науку, которая называлась бы «Диалектический метод», содержащую все необходимое, чтобы любой исследователь мог бы черпать из нее ответы на все интересующие его вопросы относительно того, как на практике вести исследования диалектически?" -- автор отвечает: -- "Такой науки, доведенной до практического руководства, у нас еще не имеется."

Автор формулирует собственный алгоритм для исследователя-практика, желающего совместно применять диалектический и системный методы в своей работе.

Анализируя современные научные методы исследования, автор приходит к тезису о недостаточном развитии науки. Три великих открытия ХIХ века -- (1) закон сохранения и превращения энергии; (2) деление и размножение органической клетки; (3) теория Дарвина -- в XX веке лишь коснулись внешней стороны проблемы развития. Их предстоит углубить и расширить с тем, чтобы со временем объяснить до конца те процессы в природе, которые называются одним словом -- саморазвитие. Но они не были углублены и не были расширены. Теорию развития ещё только предстоит создать. Она возможна только на пути, указанном марксистской, материалистической диалектикой.

В качестве примера тупикового положения современной буржуазной науки, слепо использующей формальное теоретизирование, автор анализирует "переворот в физике" начала XX века и теорию Эйнштейна, высоко оценивая личные качества этого исследователя.






Таким образом, существо объективных затруднений, вставших перед наукой, сводится к тому, что к определенному моменту главный объект исследования недостаточно созрел, а когда объект созрел, возникло препятствие уже субъективного характера - страна лишилась В. И. Ленина.

К концу 20-х годов предстояло начать крутой поворот, как в практике, так и в теории. В практике встал вопрос: как строить новое общественное производство и откуда взять средства для этого строительства. В теории этот вопрос мог быть сформулирован несколько иначе - как может развиваться общественное производство и человеческое общество на своей собственной основе?

По существу встал вопрос о создании теории и практики развития. До этого момента человечеству были знакомы процессы Роста и расширения; были хорошо знакомы такие явления, как упадок и деградация; развитие же было почти неизвестно. Сердцевина и становой хребет человеческого общества - общественное производство - рассматривалось в лучшем случае с позиции Роста и расширения; на этот счет плохие или хорошие, но все же имелись и имеются теории. Теория же о Развитии если и имелась, то находилась в самом зачаточном состоянии.

Представления сложились такими, что Развитие всегда приравнивалось к росту и расширению, причем мыслилось, что основой того и другого могут быть лишь источники, находящиеся во вне развивающегося объекта. Тезис Маркса о возможности развития общественного производства на собственной основе оставался нераскрытым и недоказанным как в теоретическом, так и в практическом смысле.

Даже напротив, предшествующая история подтверждала прямо противоположный тезис о невозможности создания производства, развивающегося на собственной основе. Все примеры прошлого подсказывали возможность развития лишь на источниках, привнесенных извне - антагонизмах.

В науке теория развития находилась в самом начальном и зачаточном состоянии. Имеются в виду три открытия ХIХ в., которые Энгельсом были названы «великими»; (1) Закон сохранения и превращения энергии; (2) деление и размножение органической клетки; (3) теория Дарвина. Последняя даже приобрела название теории Развития. Хотя эти открытия и составили целую эпоху в науке, однако для теории развития они могли бы составить всего лишь ее преддверие; т.к. они коснулись лишь внешней стороны проблемы. Их предстояло углубить и расширить с тем, чтобы со временем объяснить до конца те процессы в природе, которые называются одним словом саморазвитие. Но они не были углублены и не были расширены.

Времени прошло много - более ста лет, но проблема Развития и сейчас еще не решена. Несмотря на огромное число частных открытий, несмотря на многие частные успехи науки, главная проблема Развития не разрешена. Это и есть самое убедительное доказательство тезиса о недостаточности современной науки.

§5. О завершенности великих открытий XIX века в естествознании

Тезис об отставании современной науки от общественной практики можно до конца понять лишь в связи с самой теорией Развития в тот самый момент, когда будут выяснены основные ее положения. НЕ РАНЕЕ!

И до того момента, пока они еще не выяснены, споры и сомнения неизбежны. Потребуется немало усилий и, может быть, пройдет еще немало времени прежде, чем все исследователи смогут убедиться в отсутствии у нас теории Развития.

Для ускорения созревания вокруг этого спорного предмета научных понятий необходимо привести ряд положений и обстоятельств, которые помогут полнее понять вставший вопрос о Развитии.

Почему великие открытия XIX века, которые составили эпоху в науке, все же нельзя было назвать теорией Развития? Если отвечать коротко и только о самом главном, можно так сказать:

а) Закон сохранения и превращения энергии многое объяснил, но не объяснил самого главного в этом законе - энергию - ее содержание и сущность. Выяснено лишь превращение одной формы энергии в другую и притом выяснена только одна сторона - количественная, но не содержание, скрывающееся за этими формами, не механизм превращения и не качественная сторона сущности энергии. Энергия в открытом законе остается необъясненной и нераскрытой до сих пор.

б) Деление и размножение органической клетки объяснили только внешнюю сторону явления - сам факт, состоящий в том, что органическая клетка размножается путем деления Причина деления и размножения, механизм их остаются невыясненными до настоящего момента, несмотря на огромное число накопленных фактов в области деления и размножения.

в) Теория Дарвина, хотя и была названа теорией «развития» в животом и растительном мире, однако, самого Развития она не объяснила, т.к. в ней подчёркивается всего лишь одна сторона, притом для развития неглавная и несущественная - естественный отбор, основанный на борьбе за существование - на антагонизмах.

Подлинное развитие в природе основывается не на антагонизмах. Теория Дарвина для своего времени явилась большим шагом вперед, направленным против религиозно-метафизических основ феодализма, и не далее!... После того как был закончен переполох в церкви, вызнанный теорией Дарвина, эта теория начала верно служить и до настоящего времени служит делу утверждения буржуазных взглядов. Антагонистическое общество всегда нуждалось в теориях, особенно и естественнонаучных, которые подтверждали бы и оправдывали его порядки примерами, позаимствованными из натуральной природы и естественной истории. Как будет показано позднее в теории систем, действительное развитие, прогресс, где бы они ни протекали - в обществе или природе - не нуждаются в таких побудителях, какими являются антагонизмы. Антагонизмы, как будет показано, играют заметную роль лишь на низших ступенях развития живой природы. Уже на средних и тем более на высших ступенях основой действительного развития и подлинного прогресса являются не антагонизмы, а взаимопомощь и эквивалентное взаимодействие.

Теория Дарвина сослужила хорошую службу становлению и укреплению буржуазного общества и не могла служить, разумеется, социалистическому обществу в тот момент, когда оно на практике подошло к проблеме Развития.

Закон сохранения энергии и её превращения также, как закон Дарвина, для своего времени явился большим шагом вперед, но он также не был углублен и продолжен. Вскоре закон сохранения энергии целиком был приспособлен к представлениям буржуазного общества.

Буржуазия интересуется только количественной стороной окружающего мира и мало интересуется качественной стороной. Больше всего она страшится слияния обеих сторон вместе, в единое целое. Закон сохранения и превращения энергии вскрыл лишь количественную сторону энергии, притом не всей, а только ее сущности: он не покрыл качество сущности и не вскрыл обоих сторон содержания. Следовательно, если подходить даже чисто формально, то Законом открыта одна четвертая часть «Э н е р г и и», а три четвертых остались неоткрытыми.

И, тем не менее, такое «открытие» вполне устроило буржуазные представления о развитии. Было открыто количество для внешней стороны энергии - и этого оказалось достаточно, чтобы энергию с успехом поставить на службу «развития» капиталистического о производства. Имеется в виду рост и расширение этого производства, но отнюдь не развитие его, поскольку подлинное развитие буржуазию по настоящему никогда не интересовало.

Науке после всего этого была предоставлена возможность «совершенствовать» открытый закон; углублять же его никто не собирался. Содержанием его мало кто интересовался. Вопрос - что собою представляет энергия с содержательной стороны - в науке XIX в. серьезно не вставал и никем не ставился. Все удовлетворялись количественной стороной - эквивалентами. В результате уже с середины XIX в. из физики по настоящему начала исчезать материя; все заменялось энергией.

Если в период господа Механики из научных исследований материя не исключалась, напротив, худо-бедно, все рассматривалось на основе материи, то уже классическая физика в пору ее наивысшего расцвета характеризуется методом чисто энергетического подхода к окружающим явлениям в природе. Все начало оцениваться с позиций энергии. Химии было предоставлено в распоряжение вещество, т.е. материя без движения; физика многие явления природы начала изучать на основе энергии без материи.

Произошло умерщвление природы. Классическая наука по существу отказалась от материалистического подхода к ее познанию и почти целиком обратилась в сторону «чистой» мысли. Материальные тела стянулись в нематериальные точки; реальное движение превратилось в траектории и скорости; движение материи - в количество движения и импульсы; реальные связи, наблюдаемые в природе, - в механические силы; взаимодействие - в односторонне действующие силы притяжения или отталкивания; сама материя превратилась в массу и инерцию покоя и т.д. и т.п. А все это цементировалось и освещалось ущербным понятием «энергия».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Диалектика познания"

Книги похожие на "Диалектика познания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Фетисов

Александр Фетисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Фетисов - Диалектика познания"

Отзывы читателей о книге "Диалектика познания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.